Генеральный директор «Киевэнерго» рассказал «ФАКТАМ» о проблемах, с которыми столкнулась компания, начав отопительный сезон в городе
Отопление в квартиры большинства киевлян в этом году пришло даже раньше холодов. Будет ли зимой все так же гладко, как при пуске тепла, и сколько теплосетей городу нужно менять ежегодно, чтобы отопительный сезон проходил незаметно для киевлян? На эти вопросы ответил генеральный директор ПАО «Киевэнерго» Александр Фоменко.
— Прошло почти две недели, как в Киеве начался отопительный сезон. Сейчас практически весь город уже с теплом. Но наверняка остались какие-то проблемные точки в теплоснабжении?
— Пуск тепла — один из самых ответственных периодов для «Киевэнерго», — говорит Александр Фоменко. — Мы должны плавно заполнить систему теплоснабжения, отрегулировать давление и довести теплоноситель до нужной температуры, чтобы не спровоцировать порывы сетей. Это сложный технологический процесс. Он проходил в городе круглосуточно — на каждой ТЭЦ, котельной и теплопункте на протяжении почти двух недель: с 8 октября, когда начали отапливать детсады и больницы, до 17 октября, когда завершилось подключение жилфонда.
Конечно, процесс еще не завершен, ведь административные здания только сейчас активизировались с подачей заявок на подключение. Но самую ответственную часть процесса, считаю, компания прошла достойно. Проблемные для компании вопросы вполне традиционны — газ и повреждения на сетях. И если ликвидация таких повреждений зависит в большинстве случаев от нас, то стабильность подачи газа, к сожалению, вне наших сил.
— Где чаще всего случаются аварии на теплотрассах?
— Еще два года назад самые проблемные участки теплосетей находились на Троещине, Борщаговке, Теремках, в Беличах. Но за это время «Киевэнерго» уделила замене сетей на этих жилых массивах столько сил и средств, что пуск тепла во многие дома прошел для их жителей незаметно.
В старом центре изношенность труб остается высокой. В этом году проведение Евро-2012 немного ограничило круг наших работ спальными районами.
— Сколько теплосетей и где планируете заменить в 2013 году?
— В нынешнем году мы заменили более 80 километров сетей. Планы на следующий — еще
— 80 километров — это много или мало?
— Очень сложно сравнивать потребности и возможности. На сегодняшний день «Киевэнерго» вкладывает в замену труб собственные средства — не бюджетные, не тарифы, не дотации. И если сравнивать с
— Как проверяются теплотрассы, особенно битум-перлитовые (то есть проложенные просто в грунте), чтобы предотвратить промоины и травмирование попавших в них людей?
— Для проверки мы используем все возможные методы — от акустических течеискателей до физических обходов. Обходы сетей и теплокамер проводятся по нескольку раз в месяц. В отопительный сезон контроль проводится чаще, ведь зимой вода в трубах намного горячее, а значит, ее утечка более опасна для людей.
Мобильные диагностические лаборатории работают каждый день. Наши специалисты обследуют сети с помощью звуковых датчиков, которые улавливают шумы под землей. Если есть характерный шум — значит, труба повреждена. И мы знаем точное место повреждения, даже не раскапывая всю трассу.
Битум-перлитовые сети, которые отслужили свои нормативные 15 лет, мы в этом году обследовали тепловизорами. Найденные повреждения устранили. Думаю, тепловизионные обследования станут регулярными.
Но самой комплексной и масштабной проверкой для теплосетей остаются испытания повышенным давлением. Киевляне часто называют их летней профилактикой, но на самом деле это тестирование сетей на прочность.
— А много произошло порывов сетей с момента подключения города к теплу?
— Пик повреждений как раз и наблюдается во время пуска тепла. Это вполне объяснимые физические процессы: горячий теплоноситель расширяет металл трубопровода, и тот в наиболее тонком месте рвется. В этом году за период с
— Во время отопительного сезона часто случаются повреждения на сетях?
— В день бывает до 20 аварий. Конечно, все они разные по масштабу. Большинство — относительно мелкие, то есть от них зависит подача тепла в несколько домов. Повреждения на сетях большого диаметра, от которых зависят десятки и сотни зданий — единичные, потому что самые проблемные участки «Киевэнерго» системно меняет.
Независимо от масштаба порыва наша цель — устранить его и вернуть людям отопление в течение 24 часов.
— Вы считаете удобными расчеты «Киевэнерго» с потребителями по показаниям домовых счетчиков тепла только в отопительный сезон?
— Безусловно. Объясню почему. Зимой Киев потребляет газа в среднем на 20 миллионов гривен в сутки. И получается, что максимум газа мы расходуем именно в эту пору года, а платим за него летом. Если в отопительный сезон мы сразу же получаем от потребителей деньги за тепловую энергию, то перечисляем их за газ — и тогда долги не возникают. Это идеальная схема, когда тарифы на тепловую энергию хотя бы покрывают себестоимость ее производства.
Но на сегодняшний день, даже получив от всех домов 100 процентов платежей за тепло, «Киевэнерго» может оплатить ими меньше половины газа, который мы потратили на обогрев этих домов.
В любом случае домовой счетчик тепла — вещь нужная. Когда расход энергоресурсов жильцы смогут контролировать, они будут заинтересованы в утеплении домов, станут экономить, закрывать двери в подъездах. Сам по себе счетчик денег не сэкономит, но уже один лишь факт учета тепла подтолкнет многих киевлян к осознанному энергосбережению.