Столичные воры чаще всего угоняют ВАЗы, «Тойоты», «Мицубиси» и «Лексусы»
Число угонов в столице не снижается, зато растет количество случаев, когда машину удалось найти. Так, в прошлом году из 500 пропавших авто владельцам вернули только 124, то есть каждый четвертый автомобиль. А вот за девять месяцев этого года зарегистрированы 395 угонов, возвращены хозяевам 153 машины.
— Как показывает практика, преступников устраивают почти все машины — от престижных иномарок до стареньких «Жигулей», — говорит начальник отдела организации розыска угнанного автомототранспорта столичной Госавтоинспекции Александр Марач. — Правда, как и раньше, особой популярностью у похитителей пользуются российские ВАЗы (78 угонов). Второе место в рейтинге самых угоняемых в Киеве машин заняла «Тойота» (63 авто). Третье место поделили между собой «Мицубиси» и «Лексус», которых за девять месяцев угнано по 26 автомобилей. Замыкают пятерку «Субару» и «Шевроле» — по 12 авто.
— Александр Михайлович, в какие дни недели и с каких улиц столицы чаще всего угоняют автотранспорт?
— Пик деятельности угонщиков наблюдается во вторник, среду и субботу. При этом большинство угонов происходят ночью. По статистике, похищают в основном автомобили, которые были оставлены без присмотра в неохраняемых местах, чаще всего во внутренних двориках жилых домов. Поэтому рекомендую всем автолюбителям взять себе в привычку замечать, какие автомобили находятся у вас во дворе. Появление незнакомой машины, да еще с несколькими ожидающими неизвестно чего пассажирами, должно насторожить.
Что же касается территориальности, то чаще всего похищают машины в Деснянском районе. Так, на улице Маяковского за девять месяцев было зафиксировано 15 незаконных завладений автомобилями. На втором месте — проспект Сталинграда (Оболонский район), где зафиксировано восемь похищений. А третье место поделили между собой три улицы в Дарницком районе — Анны Ахматовой, Урловская и проспект Бажана (по семь угонов). На четвертом месте — улица Лисовская в Деснянском районе, с которой было совершено шесть угонов. Пятая в этом негативном рейтинге улица Симиренко (Святошинской район), где за девять месяцев похитили пять машин.
— А почему выбор злоумышленников может пасть именно на мой автомобиль?
— Автоворы делятся на две категории. Первая — это непрофессионалы. Их интересуют автомобили недорогие, со значительным пробегом или машины, не оснащенные противоугонными системами. Также пользуются спросом у этой категории злоумышленников незакрытые автомобили или же долгое время находящиеся без присмотра. Для угона ВАЗов в большинстве случаев требуется минимум усилий.
Вторая категория угонщиков — профессионалы. Они, как правило, выбирают «Лексусы», «Тойоты», «Мицубиси» и «Субару». Такие злоумышленники используют современную систему сканирования сигнализации и считывания кодов, так называемый автограббер. Чаще всего профессионалы угоняют автомобили, оставленные на неохраняемой автостоянке или во дворе дома. Жертвами становятся владельцы машин, в которых не установлены дополнительные, нестандартные системы защиты.
Кстати, основная часть похищенных автомобилей не покидает территории Украины. Многие машины разбирают на запчасти. Случается, что похищенный автомобиль пытаются продать по поддельным документам. Но самой популярной схемой у преступников остается создание машин-двойников. Для этого на агрегаты похищенного автомобиля наносят номера уже существующего транспортного средства. Затем изготавливают поддельный техпаспорт с теми же данными, что и у легального автомобиля.
— Как же уберечь машину от похищения?
— Владельцам недорогих автомобилей могу посоветовать все-таки оборудовать машину противоугонной системой. Даже самая простая автосигнализация способна отпугнуть преступника-непрофессионала. Но лучшей защитой будет комбинация электронных и механических противоугонных средств (замок на коробку передач, замок на рулевую колонку и вал. — Авт.).
Не стоит недооценивать и самодельные устройства. Они при проникновении постороннего могут блокировать двигатель или тормозную систему. Если подобный секрет использовать в дополнение к сигнализации, это увеличит шансы на то, что автовор не рискнет похитить вашу машину.
Владельцам престижных моделей стоило бы обзавестись одним из наиболее эффективных способов защиты автомобиля — спутниковой противоугонной системой. Принцип ее действия заключается в том, что в машине устанавливается бортовой контроллер, к которому подключены охранные датчики и система GPS. При срабатывании датчиков сигнал поступает на пульт диспетчера, где указывается местонахождение автомобиля и характер тревоги. С момента появления этой системы в Украине не было ни одного случая успешного угона оснащенной ею машины.
Некоторые автомобилисты прибегают и к совсем нестандартным техсредствам, например, прячут в машине включенный мобильный телефон, что позволяет вычислить координаты угнанного авто через оператора сотовой связи. Правда, телефон должен быть включен, звук и даже вибровызов в нем — выключены, а батарея заряжена настолько, чтобы ее хватило хотя бы на несколько дней.
Еще раз напомню: рискуют те, кто оставляет автомобиль во дворе без присмотра, особенно в неосвещенном месте. Лучшего средства от угона, чем охраняемые стоянки или гараж, пока не придумано.
От себя добавим, что компенсировать ущерб от угона можно и с помощью добровольного страхования (КАСКО). Раньше в договорах прописывали, что страховой случай наступает, только если авто хранится в гараже или на платной стоянке. Теперь эти ограничения сняты. Так, в одной из страховых компаний нам сообщили, что полное КАСКО на год для автомобиля ценой в 150 тысяч гривен обойдется в сумму чуть больше 7 тысяч гривен.
Сколько стоит защита автомобиля от угона