Культура и искусство

Ян Райбург: «Городок» начался с Олейникова, на нем и закончится"

8:00 — 14 ноября 2012 eye 1604

Сегодня в Санкт-Петербурге состоятся похороны популярного российского актера

Сердце народного артиста России, популярного актера, участника телепроекта «Городок» Ильи Олейникова перестало биться в четыре часа утра в воскресенье, 11 ноября. Это произошло ровно через четыре месяца после 65-летия актера. Правда, юбилей Илья Львович уже не отмечал. Летом у артиста обнаружили тяжелое заболевание, он прошел курс серьезного лечения и надеялся на полное выздоровление. Илья Олейников приступил к съемкам очередных серий «Городка», хотя состояние его здоровья оставляло желать лучшего. Голос актера не восстановился после лечения, поэтому последние выпуски озвучивал другой артист. Илье Львовичу стало плохо прямо во время съемок. Бригада скорой помощи, приехавшая на площадку, констатировала у него воспаление легких. Его поместили в реанимацию. Состояние здоровья Олейникова ухудшалось, а за несколько дней до смерти он впал в кому. Илья Львович так и не пришел в сознание, уйдя в мир иной...

Сегодня на сцене Питерского театра эстрады состоится прощание с народным артистом России. Среди тех, кто придет проститься с актером, будет и его друг детства, молдавский композитор Ян Райбург. Именно Ян написал все хиты для известного советского исполнителя Иона Суручану.

— Мы с Илюшей знаем друг друга еще со времен учебы в вечерней школе, — вспоминает близкий друг Ильи Олейникова Ян Райбург. — Оба были шалопаями, учились, надо признать, плохо. Особенно нам не нравились точные науки. Но диплом об окончании школы был необходим, поэтому мы с Ильей придумывали разные истории для учителей, чтобы нам не ставили «неуд». А если повезет — списывали у своих одноклассников. Все свободное время отдавали любимому занятию — музыке. И Илюша, и я учились в музыкальной школе. Он — по классу аккордеона, я играл на фортепиано. Бывало, собирались в его квартире, в старом доме в центре Кишинева, и закатывали настоящий концерт. Оба мечтали только о карьере музыканта.

*Ян Райбург дружил с Ильей Олейниковым не одно десятилетие — еще со школьных лет

— Илья Львович, говорят, без особых усилий поступил в Московское училище циркового и эстрадного искусства.

— Мы все были счастливы, когда Илюша об этом сказал. Что вы, в те времена учиться в Москве! Подобное могло привидеться только в самых сладких снах. На втором курсе Олейникова даже пригласили в фильм «Трембита», где он сыграл эпизодическую роль. Мы с друзьями смотрели ленту в кинотеатре несколько раз, громко восклицая, когда на экране на несколько минут появлялся Илья. Он стал для нас настоящей звездой. Когда в эстрадно-цирковом училище начинались каникулы, Илья приезжал в Кишинев. В то время я уже работал в составе вокально-инструментального ансамбля «Фортина». И Олейников частенько подрабатывал у нас, выступая в роли конферансье.

— Илья Львович был веселым человеком?

— О нем можно было сказать — «грустный клоун». В его глазах всегда читалась какая-то невысказанная тоска и глубокое понимание жизни. Было такое впечатление, что Илюша разговаривает с тобой, а в мыслях где-то далеко. Надо признать, он всегда выделялся среди своих сверстников. Во-первых, благодаря фигуре. Илья был самым высоким в классе, при этом несколько несуразным. Мы любили устраивать дружеские вечеринки. Илья приходил на них в модных в то время узеньких брючках, держа под мышкой аккордеон. В паре с инструментом он смотрелся очень смешно. Не заметить Олейникова было невозможно. Он говорил негромко, заставляя к себе прислушиваться и своими меткими замечаниями вызывая всеобщий хохот. Всегда был душой компании.

— К успеху Илья Олейников шел довольно долго.

— И непросто. Только в 1994 году, когда стало понятно, что «Городок» — отличный проект, у Илюши появилось финансовое благополучие, они с женой Ириной построили прекрасный дом под Питером. До этого их семья жила очень скромно. У них даже не было денег на пышную свадьбу. Помню, Илья приехал с Ирой в Кишинев, мы сели в каком-то ресторане, выпили шампанского, и он сказал: «Поздравь меня, я женился». Потом он с супругой и сыном Денисом долго жили в крохотной квартирке в Питере. Но Илья никогда не жаловался на жизнь. Мне кажется, он понимал, что когда-то должно «выстрелить». Все его дуэты до встречи с Юрием Стояновым почему-то не складывались. Особенно Илья переживал, когда умер его близкий друг и партнер Роман Казаков. Кстати, вместе они стали лауреатами конкурса артистов эстрады. Для Ильи это был тяжелый период...

— Что его тогда поддержало?

— Вера в собственные силы. Илья в этом смысле был очень здравомыслящим человеком. Он знал, что сможет прорваться на эстраду. Тем более его всю жизнь очень поддерживала жена Ирина. Илья был для нее смыслом жизни. Она опекала его, кормила, одевала. Вот только не смогла заставить избавиться от пагубной привычки — курения. Илюша курил очень много всегда. Помню, в Америке Ириша просила меня сходить с ней в магазин и выбрать Илье одежду. Сам он терпеть не мог заниматься шопингом. Да и по хозяйству особо не хлопотал. Когда брал в руки молоток, Ирина неслась к нему и умоляла: «Илья, оставь, не твое это...» Илья даже машину сам никогда не водил. Его возила только Ирина. Помню, как они радовались, когда смогли накопить денег на свое первое авто — «Запорожец». Олейников гордо садился на пассажирское место и говорил: «Вот теперь у меня, как у настоящей звезды, есть свой автомобиль...» На самом деле, его голову занимало одно творчество.

*Телепроект «Городок», созданный Ильей Олейниковым и Юрием Стояновым, неизменно собирает у экранов телевизоров миллионы зрителей

— О чем он мечтал последнее время?

— Лет пять назад Илья придумал мюзикл, сказав, что это мечта всей его жизни. Когда он приезжал ко мне в Нью-Йорк, мы часто ходили на бродвейские мюзиклы. «Я хочу такие же ставить у нас, в России», — говорил мне тогда воодушевленный Илья. И он таки его сделал. Мюзикл назывался «Пророк». Работа над ним проходила в Белоруссии, там оказалось гораздо дешевле снять помещение, создать декорации. Илья вкладывал собственные средства.

Он истратил на «Пророка» все свои денежные сбережения, написал музыку и жил этим несколько лет. Но в результате успеха мюзикл не имел. Илья очень переживал, думаю, это тоже подорвало его здоровье. Тогда он с головой ушел в создание новых серий «Городка». Эта программа всегда подпитывала его.

— Что же будет с ней теперь?

— «Городок» начался с Ильи, на нем и закончится. Не думаю, что передача может существовать без кого-либо из ее основных героев. Кстати, «городок» — слово, которым Илья всегда называл свой родной Кишинев. Приезжая ко мне в гости, он всегда жадно впитывал каждое изменение в городе. Мы непременно шли с ним гулять по его любимым улочкам. К сожалению, дома, в котором вырос Илья, уже давно нет. Но он любил подходить к тому месту, где провел детство, и подолгу стоять в задумчивости. А еще Илья обожал молдавскую кухню. Говорил: «Представляешь, приезжаю я куда-нибудь во Францию и понимаю, что мне хочется только молдавского супа».

— Олейников был гурманом?

— Только в том, что касалось нашей национальной кухни. Есть такое блюдо, называется «мичичи» — жареные на гриле колбаски. Он их обожал! Помню, пять лет назад мы семьями встречали Новый год в Кишиневе. На вопрос, что приготовить на праздничный стол, Илья ответил: «Делайте что хотите, только мичичи должны быть непременно!» Кстати, в тот Новый год Илье в качестве подарка наше правительство вручило паспорт гражданина Молдовы. У нас в стране разрешено двойное гражданство. Илюша был растроган до слез. Все показывал мне паспорт и говорил: «Ян, могли ли мы с тобой это себе представить 30 лет назад! Сам президент Молдовы мне руку жал!»

— Ян Михайлович, помните последний разговор с другом?

— Это было месяц назад. Илюша тогда уже практически не мог говорить. Я сумел расслышать лишь, как он прошептал: «Ян, мне очень плохо...» Я подбадривал его, как мог. Моя жена врач, и она с супругой Ильи Ириной была каждый день на связи. Конечно, они понимали, что состояние его здоровья очень серьезное. Но все равно никому не хочется верить, что жизнь приходит к концу...