Украина

За каждый день пребывания на больничном страховая должна будет выплачивать пострадавшему в ДТП не менее 39 гривен

6:00 — 15 ноября 2012 eye 865

Вступили в силу изменения к закону об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности автовладельцев

В ноябре частично вступили в силу принятые минувшим летом Верховной Радой изменения к закону об обязательном страховании водителей. Суммы лимитов возмещения по материальному ущербу (50 тысяч гривен) и ущербу жизни и здоровью (100 тысяч гривен) остались на прежнем уровне, однако теперь они закреплены не только в нормативных документах Моторного (транспортного) страхового бюро, но и в самом законе об «автогражданке». Впрочем, главная новация в том, что отныне существуют и верхние, и нижние пределы выплат, если речь идет о жизни и здоровье пострадавшего водителя, пассажиров или пешеходов (возмещение по полису «автогражданки» пострадавшим платит страховая компания виновника ДТП, если он, конечно, застрахован).

«Семьи будут получать четко оговоренную сумму, которая индексируется одновременно с минимальной зарплатой»

— В новом законе четко указано, сколько должен получать пострадавший по факту смерти, по инвалидности и за каждый день пребывания на лечении, — рассказывает директор брокерской компании Ибрагим Габидулин. — Почему это так важно? В первом законе об ОСАГО был определен лимит ответственности по факту смерти пострадавшего в ДТП в размере 8,5 тысячи гривен. Такую сумму получали родственники погибшего, достаточно было предъявить справку о смерти и справку из ГАИ. Потом при увеличении лимита ответственности формулировка закона изменилась, и семьям стали выплачивать компенсацию лишь после предъявления документов, подтверждающих расходы на похороны. По сути, закон превратился в фикцию. Сейчас восторжествовала справедливость. Семьи будут получать четко оговоренную сумму, которая станет индексироваться одновременно с минимальной зарплатой.

Законом, в частности, установлено, что за каждый день пребывания пострадавшего в ДТП на больничном страховая компания должна возместить ему сумму, которая составляет не менее 1/30 минимальной зарплаты, то есть 39 гривен (в Моторном (транспортном) бюро Украины сообщают, что по новым правилам компенсацию начнут платить в феврале следующего года, когда минимальная зарплата должна достигнуть 1176 гривен; если же этого не произойдет и «минималка» останется на нынешнем уровне 1118 гривен, то день на больничном будет «стоить» 37 гривен). Правда, по такой схеме больничный оплатят лишь в случае, если пребывание на нем не затянется дольше чем на 120 дней.

Если попавший в ДТП стал инвалидом I группы, страховая обязана выплатить ему 36 минимальных зарплат (42 тысячи 336 гривен), II группы — 18 минимальных зарплат (21 тысяча 168 гривен), III группы — 12 минимальных зарплат (14 тысяч 112 гривен).

Впрочем, это лишь обязательный минимум. У пострадавшего всегда есть возможность получить и большую сумму, чем предусмотрено в законе. Но для этого необходимо будет предъявить платежные документы, подтверждающие свои расходы.

В случае смерти пострадавшего (наступившей в течение года после ДТП и связанной с происшествием) его семья (супруг, родители, дети) должна получить не менее 36 минимальных зарплат. Дополнительно можно потребовать у страховой компании компенсацию затрат на похороны и изготовление памятника. Однако нужно будет предоставить подтверждающие документы. Правда, выплата последней суммы ограничена лимитом в 12 минимальных зарплат (14 тысяч 112 гривен). Больше страховая компания в любом случае не заплатит.

Раньше возмещение морального ущерба (предусмотренное законом) приходилось выбивать у страховых компаний через суд, в принятых же парламентом изменениях размер этой компенсации четко установлен: он составляет 5 процентов от суммы возмещения ущерба, нанесенного здоровью (к примеру, если расходы на лечение пострадавшего составили 30 тысяч гривен, он может претендовать на компенсацию морального ущерба в размере 1,5 тысячи гривен).

«Если хочешь взять компенсацию наличными, потеряешь НДС»

Появился в законе и ряд других изменений, связанных с тем, что больше не существует полиса «автогражданки», которым может пользоваться только один водитель. Поэтому закон устанавливает, что в случае изменения владельца застрахованного транспортного средства договор страхования сохраняет силу до окончания срока действия. При этом права и обязанности страхователя переходят к новому владельцу машины. А в случае смерти владельца его страховка переходит к наследникам. Возможен и вариант расторжения договора. В такой ситуации страховая компания обязана возвратить автовладельцу стоимость «неиспользованной» части полиса за вычетом 20 процентов. Следует, однако, учитывать, что новшества будут применяться к договорам, которые заключены уже после вступления в силу изменений к закону (после 5 ноября).

В законе изменен и порядок осуществления выплат при ДТП. Страховая компания обязана рассчитаться с пострадавшими в течение 15 дней с момента, когда она согласовала с ними сумму, однако не позднее чем через три месяца со дня подачи заявления на выплату.

Но самое интересное, что авторы закона придумали любопытный способ борьбы с водителями, которые ухитряются неплохо заработать на страховых выплатах. Не секрет, что многие автовладельцы, получив деньги на ремонт, оценку которого провели на СТО, едут в гараж «дяди Васи», где все то же самое можно сделать значительно дешевле. В итоге и машина цела, и на руках остается хорошая сумма. Чтобы такого не происходило, в законе появилась норма о том, что из денег, которые перечисляются непосредственно пострадавшим, удерживается НДС, то есть 20 процентов. Если же компенсация поступает прямо на СТО, сумма приходит в полном объеме. Впрочем, решившие взять «наличку» хозяева машин могут затем получить и недостающие деньги, если принесут со станции техобслуживания чек, подтверждающий оплату.