Эксперты считают, что, диверсифицировав поставки газа, правительство уменьшит нагрузку на экономику страны и получит дополнительные аргументы для проведения переговоров о снижении цены на голубое топливо
Украина сможет отказаться от дорогого российского газа гораздо раньше, чем еще недавно было принято считать. С 1 ноября поставки голубого топлива к нам в страну через территорию Польши начала немецкая компания RWE. Ее топливо стоит 360 долларов за тысячу кубометров, в то время как России, согласно контракту 2009 года, мы сейчас обязаны платить 432 доллара.
Еще больше снизить зависимость от дорогого российского топлива позволит появление LNG-терминала, строительство которого рядом с морским портом «Южный» должно начаться в ближайшие дни.
Топливо будет поставляться по Черному морю специальными танкерами в сжиженном виде.
— Ежегодно через терминал в газотранспортную систему Украины планируется подавать порядка 10 миллиардов кубометров газа, — заявил министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко.
Многие европейские страны уже имеют по несколько таких терминалов и продолжают строительство новых, так как на мировом рынке покупать сжиженный газ сейчас выгоднее, чем трубопроводный. С одной стороны, заметно ниже цена самого топлива, с другой — ты не связан долгосрочными контрактами и обязательствами с одним поставщиком. Ведь в мире достаточно много экспортеров сжиженного (LNG) газа, и на это рынок постоянно выходят новые страны. По мнению экспертов, построив терминал (а средства на проект выделит группа частных инвесторов), Украина сможет интегрироваться в мировой газовый рынок, начав пользоваться всеми перечисленными преимуществами.
— Рынок LNG достаточно гибкий, — рассказывает директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич. — С его появлением началась биржевая торговля газом, которая дает возможность более гибко реагировать на ценовые изменения на рынке, что выгоднее покупателю. Сам рынок газа с увеличением доли LNG-поставок становится не столько рынком продавца, когда доминируют долгосрочные контракты, сколько рынком покупателя. В этом смысле строительство своего LNG-терминала в любом случае благо, так как среди поставщиков появляется конкуренция. Я думаю, именно такой идеологии придерживаются те, кто реализует проект, и в определенной логике им не откажешь. LNG-терминал — это определенная энергетическая независимость, что всегда хорошо.
Как отмечают эксперты, одним из наиболее вероятных поставщиков сжиженного газа в Украину может быть Катар (эта ближневосточная страна является крупнейшим мировым экспортером LNG-газа и самым большим его поставщиком в Европу). По словам председателя координационного совета национального проекта «LNG-терминал» Виталия Демьянюка, переговоры о поставках проводились с несколькими катарскими компаниями, а также поставщиками из Алжира.
— Катар — один из наиболее перспективных поставщиков природного газа, — говорит независимый эксперт по вопросам энергетики Владимир Сапрыкин. — Какой будет цена? Пока сложно сказать. Обычно контракт на поставку LNG-газа состоит из двух частей. Большая часть цены — фиксированная, меньшая — может меняться. В принципе, на примере Европы мы видим, что есть возможность получать газ на
Так или иначе, считают эксперты, интеграция Украины в мировой газовый рынок открывает перед нами достаточно широкие перспективы. Как отмечает Владимир Сапрыкин, теоретически можно даже говорить о поставках газа через украинский терминал и газотранспортную систему в Европу.
— Мировой рынок LNG — это растущий рынок, поскольку каждый год снижается стоимость и сжижения, и транспортировки газа, — говорит эксперт. — Десять лет назад LNG-газ был достаточно дорогим видом топлива, сейчас он успешно конкурирует с трубопроводным газом. Кроме того, в ближайшие годы на этот рынок выйдут новые мощные поставщики, такие как США, которые благодаря добыче сланцевого газа из импортера превратились в экспортера. Поэтому, думаю, в пределах десяти лет украинский LNG-терминал должен окупиться.
— Прогнозируя цену поставки LNG-газа в Украину, думаю, нам нужно ориентироваться на его спотовую (текущую рыночную. — Авт.) стоимость на европейском рынке, — отмечает Дмитрий Марунич. — Однако она не постоянна, зимой повышается, летом снижается. Впрочем, судить, что будет через пару лет, достаточно сложно. На американском континенте происходят революционные преобразования в сфере добычи, что может привести к существенному изменению цен. В любом случае международные экспертные организации прогнозируют, что в будущем LNG-поставки будут превалировать над поставками по долгосрочным контрактам.