Украина

«Электронная лента в кассовых аппаратах поможет налогоплательщикам сэкономить время и деньги»

6:30 — 27 ноября 2012 eye 4842

С 1 января 2013 года налоговая служба переходит на прием в онлайн-режиме информации с регистраторов расчетных операций

На протяжении последнего года налоговая служба планомерно, но решительно переходит на электронное общение с плательщиками. Уже сейчас более 480 тысяч предприятий и предпринимателей подают налоговую отчетность в электронном виде. И эта работа продолжается.

Так, с нового года налоговая служба переходит на прием в электронном виде информации с регистраторов расчетных операций, более известных в народе как кассовые аппараты. О том, как именно будет происходить переход на электронные кассовые ленты, «ФАКТЫ» побеседовали с директором департамента налогового контроля Государственной налоговой службы Украины (ГНСУ) Сергеем Крухмалевым.

«Нужно либо заменить старый кассовый аппарат более современным, либо использовать имеющийся, оборудовав его модемом»

— Что именно изменится в следующем году для тех, кто применяет кассовые аппараты?

— Начиная с 1 января 2013 года субъекты хозяйствования, которые используют регистраторы расчетных операций, должны будут создавать контрольные ленты в электронном виде и предоставлять в органы государственной налоговой службы информацию проводными или беспроводными каналами связи.

— Это касается только предприятий или предпринимателей тоже?

— И предприятий и предпринимателей, которые используют кассовые аппараты.

— Что такое «электронная контрольная лента»?

— Фактически это файл, содержащий электронные копии всех фискальных чеков и отчетов. В чем суть инновации: контрольную ленту с кассовых аппаратов теперь не нужно распечатывать и хранить три года, при этом заботясь о ее целостности. Копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков будут формироваться на контрольной ленте в памяти аппарата или в памяти модема, который к нему присоединен. Один раз в день этот отчет автоматически будет передаваться на сервер обработки информации налоговой службы.

Уже сейчас многие предприятия подают копии документов, сформированных регистратором расчетных операций, и фискальных отчетных чеков в электронной форме — проводными или беспроводными каналами связи. Но до 1 января 2013 года это было добровольно. А с нового года такой порядок станет обязательным.

— Как передавать эту электронную ленту в налоговые органы?

— Мы предлагаем право выбора: либо заменить старый кассовый аппарат более современным, либо использовать имеющийся, оборудовав его модемом.

Нужно понимать, что использование электронной кассовой ленты приведет к значительному сокращению количества проверок налогоплательщиков. В случае успешного внедрения новой системы проверки кассовой дисциплины будут проводиться только в случае поступления информации о конкретных фактах нарушений от граждан, правоохранительных органов или органов местного самоуправления.

«До середины 2013 года не будут штрафовать за ошибки, допущенные при освоении новой технологии»

— Точно не нужно вместе с электронными данными передавать или хранить бумажные копии?

— В этом нет необходимости. Вот почему применение электронной контрольной ленты позволит плательщикам экономить время и деньги. Подача отчетности в электронном виде будет обходиться значительно дешевле, если сравнивать с нынешними расходами на бумажную контрольную ленту и ее хранение в течение трех лет.

И напоследок хочется всех успокоить: учиться работать в новых условиях законодатель разрешил до середины 2013 года. Так что штрафов за ошибки, допущенные при освоении новой технологии, в этот период не будет.

Как мы уже упомянули, за последний год в онлайн-режим перешло множество налоговых сервисов. Так, служба начала выдачу документов в электронном виде. К примеру, справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам.

Кроме того, согласно онлайн-запросу плательщиков налоговая служба может отправить по интернету выписки из Единого реестра налоговых накладных и справки расчетов по бюджету. В электронном режиме сейчас также принимаются заявки на выдачу свидетельства плательщика НДС.

Применяется и множество информационных электронных сервисов. К примеру, плательщикам ежемесячно рассылают справки об объемах налогового кредита, который сформирован за счет налоговых накладных, и информационные сообщения о наличии налогового долга. Более того, чтобы предупредить возможные риски, возникающие в результате составления и представления налоговой отчетности, Государственная налоговая служба в ноябре ввела новый онлайн-сервис — «Налоговый ассистент». С его помощью налоговая служба информирует плательщиков о различиях по показателям финансовой и налоговой отчетности, а также об адекватности декларирования налога на прибыль и среднеотраслевого показателя. Также он сообщает клиентам о расхождениях в показателях деклараций по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость, о существовании налогового долга, о зарплате меньше минимально установленной законом, о рисковых контрагентах... Причем все эти сведения предоставляются налогоплательщикам исключительно в индивидуальном порядке и строго конфиденциально. Как отмечают в налоговой службе, такой сервис позволит налогоплательщикам заранее исправить возможные разногласия, что будет способствовать дальнейшему налаживанию партнерских отношений и популяризации электронных сервисов отчетности.

Также напомним, что с 17 декабря украинские предприниматели будут полностью освобождены от обременительной процедуры получения и подачи в налоговую службу справки о включении в Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины (ЕГРПОУ). И в дальнейшей своей работе органы Государственной налоговой службы будут самостоятельно, без привлечения налогоплательщиков, использовать сведения из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей, а также данные из ведомственных баз данных органов статистики, Пенсионного фонда Украины, других учреждений.

В настоящее время идет процесс автоматического переноса данных из ЕГРПОУ в Единый государственный реестр. В него также вносятся данные о постановке на учет в органах ГНС, Пенсионного фонда, Государственной статистики. По оценкам специалистов ГНСУ, такая новация позволит значительно упростить процедуры администрирования налогов для украинского бизнеса, в частности, за счет уменьшения количества необходимых для этого документов и сокращения времени, затрачиваемого на их получение. А поскольку выдача справки ЕГРПОУ была платной, то предприниматели сэкономят не только время, но и деньги.