Украина

Николай Азаров: «LNG-терминал позволит получать такие объемы газа, при которых мы станем самостоятельными игроками на энергетическом рынке»

8:45 — 28 ноября 2012 eye 843

Строительство морского терминала по приемке сжиженного газа началось со сварки первого стыка газопровода для транспортировки топлива в украинскую газотранспортную систему

«Этот проект — свидетельство инвестиционной привлекательности Украины»

По примеру крупнейших европейских стран Украина на этой неделе начала строительство своего морского LNG-терминала по приемке сжиженного газа. Благодаря этому терминалу наша страна сможет получать голубое топливо из Азии, Африки или Северной Америки по ценам значительно ниже газпромовских, а самое важное, Украине не придется зависеть от поставщика-монополиста. С учетом газа от немецкой компании RWE у нас будет три различных источника поставок.

Строительство терминального комплекса стартовало со сварки первого стыка нового газопровода диаметром 1 метр и длиной 42 километра (общая длина после реализации второго этапа проекта составит 65 километров). Этот участок трубы соединит будущий терминал с газотранспортной системой Украины. В торжественной церемонии сваривания первого стыка в режиме видеоконференции приняли участие премьер-министр Украины Николай Азаров и министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко. По словам главы Кабмина, момент непосредственного начала работ по реализации проекта можно без преувеличения назвать историческим.

*Николай Азаров отметил, что строительством терминала Украина делает серьезный шаг к энергетической независимости. По словам Юрия Бойко, уже скоро наша страна будет иметь три практически равноценных источника поставок газа

— Сегодня мы сделали реальный серьезный шаг по обеспечению энергетической независимости Украины, — заявил Николай Азаров. — Терминал позволит получать такие объемы газа, которые сделают Украину самостоятельным игроком на энергетическом рынке. Чрезвычайно важно, что этот крупный инвестиционный проект реализуется в условиях мирового экономического кризиса. Что еще раз говорит об инвестиционной привлекательности нашей страны, о доверии, которое инвесторы испытывают к нашей политике, к нашему государству. За последние два с половиной года мы приложили немало усилий для реализации серьезной программы по энергосбережению и обеспечению Украины собственными газом и нефтью. И сегодняшнее мероприятие логично укладывается в ту политику, которая проводится правительством.

Вслед за прокладкой газопровода следующей весной развернется работа по углублению дна акватории порта. Ведь принимать в Черном море планируется огромные океанские танкеры-газовозы с глубиной осадки до 12 метров. Также будет построен волнорез, чтобы суда могли разгружаться в любых погодных условиях. Кроме того, появится площадка для будущей береговой части терминала и необходимая портовая инфраструктура.

«Стоимость сжиженного газа будет по меньшей мере на 20 процентов дешевле, чем российского»

Разработчики проекта рассказывают, что на первом этапе топливо с танкеров будет регазифицироваться при помощи специального судна. Этот плавучий завод сможет ежегодно «перерабатывать» и перекачивать в украинскую газотранспортную систему до 4,5-5 миллиардов кубометров газа. На втором этапе заработает береговая часть предприятия с тремя огромными емкостями для хранения газа (каждая объемом 180 тысяч кубических метров), что позволит поднять мощность вдвое. В общей сложности в год LNG-терминал сможет пропускать через себя около 10 миллиардов кубометров. Такого объема вполне достаточно, чтобы закупки газа у России утратили для Украины свою доминирующую роль.

— Через три года с учетом увеличения собственной добычи газа закупка по любому из трех контрактов составит не более 5-7 миллиардов, — заявил Юрий Бойко.

По словам главы Государственного агентства по инвестициям и управлению национальными проектами Владислава Каськива, по поводу поставок газа в терминал сейчас ведутся переговоры с компаниями, которые представляют Северную Америку, Европу, Ближний Восток и Азию. Впрочем, собственно вопрос загрузки терминала уже решен. Обсуждение касается лишь возможности получить более выгодные условия и цены. Но уже ясно, что стоимость сжиженного газа по сравнению с российским окажется по меньшей мере на 20 процентов ниже.

— В среднем в этом году стоимость сжиженного газа на европейском спотовом рынке составляет 322 доллара за тысячу кубометров, — пояснил Владислав Каськив. — Россия сегодня нам поставляет газ по 430 долларов. Разница в 110 долларов очень существенна. Но вопрос даже не в цене, а в энергетической независимости Украины.

По мнению экспертов, поставщиками сжиженного газа в Украину в том числе могут стать Катар и Объединенные Арабские Эмираты. На этой неделе Президент Украины Виктор Янукович посещает с официальным визитом эти ближневосточные страны. Одной из тем переговоров стало сотрудничество в энергетической сфере. Как известно, Катар — мировой лидер по объемам поставок сжиженного газа, имеющий более полусотни танкеров-газовозов. После того как США отказались от закупок импортного газа (полностью обеспечив себя своим — сланцевым), эта маленькая, но очень богатая ближневосточная страна активно ищет новые рынки сбыта своего топлива. А ведь Украина могла бы заинтересовать Катар не только как покупатель газа, но еще и как поставщик продовольствия. Что же касается ОАЭ, то эта страна традиционно вкладывает большие средства в различные перспективные международные проекты.