Культура и искусство

«Люди стоят в очереди два часа, чтобы попасть в Лувр и увидеть привезенную из Украины выставку скульптур гениального Пинзеля»

16:19 — 3 декабря 2012 eye 952

В Париже проходит выставка «Скульптор барокко в Украине середины XVIII века: Иоанн Георг Пинзель». Осуществилась мечта ныне покойного Бориса Возницкого, всемирно известного искусствоведа, Героя Украины, директора Львовской национальной галереи искусств, который открыл миру творчество гениального скульптора и спас его бесценные работы. Пинзеля называют украинским Микеланджело, но нам о нем почти ничего не известно.

Каменную скульптуру святого Онуфрия прихожане не позволили увезти во Францию

— Мы даже не знаем настоящего имени мастера, чьи деревянные скульптуры эксперты относят к византийской школе и по уровню мастерства сравнивают с работами Микеланджело, — рассказывал «ФАКТАМ» Борис Возницкий незадолго до своей смерти. — В бухгалтерских документах собора святого Юра во Львове я нашел запись, что скульптору Пинзелю заплатили за работу 37 тысяч золотых. Так мы и назвали его Пинзелем. Но, думаю, что это не настоящее имя мастера. По-видимому, он бежал из Центральной Европы и скрывался в восточных землях. Здесь он и получил заказ на изготовление деревянных скульптур для собора. Кто он такой, откуда приехал и куда пропал, оставив во Львове десятки гениальных творений, историкам еще предстоит выяснить. Я же собирал его скульптуры по всем храмам, буквально вытаскивая из огня. В одной из церквей, по свидетельству очевидцев, было 18 работ Пинзеля, спасти удалось только пять. Думаю, что шедевры пустили на дрова. Нам удалось собрать в Олесском замке чуть больше десятка скульптур. Эксперт, который вел аукционы в Лондоне, сказал мне, что каждую из них можно выставить по стартовой цене в миллион, а продать — не дешевле 12 миллионов евро. Представляете, сколько денег ушло на дрова!

Сейчас в Лувре экспонируется 27 скульптур Пинзеля. Пятнадцать из них предоставлены Львовской галереей искусств, семь — Тернопольским областным краеведческим музеем, две — Тернопольским областным художественным музеем, три — Музеем искусств Прикарпатья в Ивано-Франковске. Все работы деревянные. Планировалось, что будет экспонироваться и каменная скульптура святого Онуфрия из храма села Рукомыш Бучацкого района Тернопольской области, однако местные прихожане не разрешили ее увозить. Люди не верили, что после выставки в Лувре им вернут скульптуру. Не помогли даже гарантии Министерства культуры Украины — селяне просто спрятали святыню.

Все работы были упакованы в специальные контейнеры, сделанные под каждый конкретный шедевр бельгийской фирмой

— В Париже посетители стоят в очереди два часа, чтобы попасть в Лувр и увидеть скульптуры Пинзеля, — говорит директор Львовской национальной галереи искусств Лариса Разинкова-Возницкая. — Причем никакой предварительной рекламной кампании не было! Как признался на открытии выставки хранитель отдела скульптур Лувра Гийом Шерф, у членов французской делегации был шок, когда они впервые увидели шедевры Пинзеля. Чтобы подготовить эту выставку, французская и украинская стороны провели титаническую работу. Произведения прошли реставрацию и были доведены до экспозиционного состояния. Реставрационные работы, которые в основном проводились специалистами нашей галереи, длились два года. Некоторым скульптурам потребовались лишь незначительные укрепления тех участков, которые осыпались. Остальным — профилактическая реставрация, то есть снятие загрязнений, правка лакового покрытия. Тем не менее каждое произведение прошло реставрационное вмешательство. Причем очень и очень осторожное — каждое ошибочное прикосновение реставратора могло нанести непоправимый вред шедеврам. Когда Бориса Возницкого не стало, нам решило помочь с реставрацией Министерство культуры Украины и два месяца у нас работали специалисты Киевского научно-исследовательского реставрационного центра. После этого все скульптуры были тщательно упакованы в специальные контейнеры, сделанные под каждый конкретный шедевр бельгийской фирмой, специализирующейся на транспортировке художественных ценностей. При упаковке присутствовали наши реставраторы.

Перевозили шедевры в специализированных машинах-фургонах, внутри которых поддерживался необходимый микроклимат. Транспорт предоставила та же бельгийская фирма. До границы охрану машин обеспечивала украинская сторона, потом — французская. Каждая скульптура была застрахована.

— За монтажом экспозиции в часовне Лувра наблюдали главный хранитель фондов Львовской галереи Игорь Хомин, львовские и киевские реставраторы, — продолжает Лариса Борисовна. — Все было очень четко спланировано, поэтому не произошло никаких эксцессов. Мне лично понравилось, как Лувр подал выставку. Конечно, волновало то, что Пинзель создавал скульптуры с учетом высоты костела, где они должны были смотреться по-другому. А в экспозиционном зале бывшей парижской часовни высота поменьше. Тем не менее французы все сделали отлично! Выставка в Лувре будет работать почти до конца февраля. Работами Пинзеля очень заинтересовались японцы. В свое время они приезжали во Львов, вместе с Борисом Возницким издали монографию и альбом о гениальном мастере, сняли фильм... Вообще же есть серьезные основания сомневаться в целесообразности частой перевозки скульптур. На прошедшем недавно реставрационном совете было принято решение о нежелательности их транспортировки. Эти шедевры требуют только стационарного хранения.

Между тем львовскую общественность волнует, куда после Парижа вернутся скульптуры. В одном из телесюжетов сообщалось, что музей Пинзеля, расположенный в старом соборе, находится в ужасающем состоянии, крыша течет, стены «цветут».

— Ремонт крыши уже начинается, и объем работ не очень большой, — сообщила Лариса Возницкая. — Вода во время дождя действительно попадает в помещение. Однако не на скульптуры! Если бы даже теоретически возникла такая угроза, мы бы их немедленно забрали оттуда, у нас есть где разместить шедевры. А вот сам собор страдает от влаги, особенно фрески. Помещениям необходима реставрация.