Ровно 70 лет назад была создана легендарная эскадрилья
В ноябре 1942 года в Советский Союз из Франции прибыла эскадрилья «Нормандия», позже получившая название «Нормандия — Неман». В боевых вылетах вместе с французскими асами участвовали советские пилоты, а обслуживали самолеты наши механики. Сегодня ветеранов легендарной эскадрильи остались единицы. В Украине единственный из здравствующих ветеранов «Нормандии — Неман» —
Урожденный сибиряк Юрий Федорин после войны жил с семьей в Новокузнецке. Врачи посоветовали его жене сменить климат из-за проблем со здоровьем. От друга, живущего в Мелитополе, Юрий узнал, что можно устроиться на Приднепровской железной дороге. Он забрал жену, троих сыновей и отправился в Украину. Уже здесь у него родились внуки и правнуки.
Бывший сержант — механик советско-французского авиаполка Юрий Филиппович Федорин — держится молодцом. Поездке в машине предпочитает пешую прогулку. Благодаря внукам освоил компьютер и прочую современную технику. И на память ветеран, прошедший всю войну, не жалуется.
— За кем из французских пилотов вас закрепили?
— Мне достался Роже Соваж — единственный темнокожий пилот в полку. Мы быстро подружились. Роже был боевой, хорошо обученный летчик, да и парень компанейский. О куреве, например, заботился. Бывало, принесет целую наволочку сигарет! Ему их из дому присылали. Курить-то я уже в госпитале начал. Там порцию махорки выдавали вместе с порцией масла, и я поначалу раздавал ее товарищам. Ну а потом и сам пристрастился. А вот сигареты впервые попробовал уже в «Нормандии».
— Языковой барьер в общении не мешал?
— Поначалу сложно было. Довольствовался двумя категориями: «карашо» или «некарашо». Роже прилетит, и я спрашиваю: «Как?» — «Карашо». Это понятно. А ежели скажет: «Некарашо», то думаешь, где неполадки — в моторе или в вооружении. И начинаешь проверять, насколько надежно работает каждый узел, как он закреплен...
*Юрий Федорин и пилот эскадрильи Роже Соваж в июне 1945 года
Среди французских авиаторов было несколько потомков русских эмигрантов, которые немного владели русским языком. Они-то и помогали нашему общению. Но если что-то серьезное, то запрашивали переводчика. Выпускать технику надо было без малейшей неисправности.
Французские асы сбили 243 самолета противника, а сами потеряли 43. Троим французским летчикам звание Героя Советского Союза было присвоено при жизни, а командиру
— После войны вы встречались со своим французским пилотом?
— Советское правительство сразу после окончания войны подарило французам 40, по числу оставшихся в живых летчиков, самолетов Як-3, на которых они воевали. Для сопровождения было выделено около 30 советских механиков, техников, инженеров. В их числе был и я. Летели с посадками: Познань, Прага, Штутгарт, затем Сан-Дизье в 40 километрах от французской столицы. А 20 июня 1945 года эти 40 самолетов пролетели над крышами Парижа — вся Франция тогда ликовала! Мы побывали в Бордо, Ницце, Марселе, Тулузе, Тулоне. Во всех городах нас встречали как воинов-победителей. Прикоснулись к французской жизни: посмотрели, как там могут с бокальчиком вина целый вечер сидеть, культурно отдыхать. Мы же привыкли пить, пока все спиртное не закончится. Я, правда, не шибко увлекался этим.
*После войны советское правительство подарило французам 40 (по числу оставшихся в живых летчиков) самолетов Як-3, на которых они воевали в «Нормандии — Неман». Один из истребителей хранится в музее Ле-Бурже
Три месяца мы обучали французский технический персонал обслуживать подаренные для ВВС Франции самолеты. Они пошли в отставку, только когда уже современные самолеты появились. Лишь один Як-3 хранится в музее как экспонат, лучший самолет-истребитель тех времен.
Роже Соваж пригласил меня к себе домой в Париж, познакомил со своими родителями, женой. Договорились встречаться. Но не пришлось...
— Почему?
— Началась холодная война. С 1945 по
— Какие из ваших многочисленных наград особенно вам дороги?
— Орден Красной Звезды и Отечественной войны. Еще есть иностранные награды — военно-боевые кресты. Один был вручен в войну, второй уже в мирное время. А в 2010 году, к
— Как проходило награждение?
— Вручал нам орден Почетного легиона посол Франции Жан де Глиниасти. Каждому лично прикреплял награду! Потом мы возложили цветы к памятнику (фигуры летчика-француза и советского механика) «Нормандии — Неман» в Лефортово. Посол отметил, что Франция высоко ценит подвиг своих летчиков: они награждены орденами, улицы многих городов названы их именами, им созданы все условия для жизни. Но и наших механиков не забыли, ведь мы днем и ночью готовили самолеты для французских летчиков. Торжества продолжились на приеме, можно было по французскому обычаю уже в посольстве пригубить и шампанского, и красного винца, и белого, и коньячку. И, конечно, поговорить...
— А французские летчики были на празднике?
— Только один — Лоран. Все остальные либо ушли из жизни, либо по состоянию здоровья не смогли путешествовать. В московской школе № 712, где создан уникальный музей нашего авиаполка, я общался с Лораном через переводчика. Повспоминали историю, начиная от Тулы и кончая Кенигсбергом, Восточной Пруссией, Францией. Я уже знал, что Роже Соваж написал несколько книг о войне, и попросил Лорана помочь мне приобрести эти воспоминания. На следующий день он привез мне книгу на французском. Полистал я ее и нашел свою фамилию. Не понял, правда, костерит меня там летчик или хвалит (улыбается).
— Юрий Филиппович, как планируете отмечать юбилей эскадрильи «Нормандия — Неман»?
— Торжество намечается на конец ноября. Если мне здоровье позволит, то в сопровождении внука съезжу в Москву. А пока собираюсь в санаторий — «мотор» барахлит, надо подлечить... С сожалением узнал, что недавно скончался французский летчик Ролан де ля Пуап. Я хорошо помню этого рыжеволосого парня. Он мой ровесник, отличный пилот и душевный человек...