Служба розыска Общества Красного Креста Украины отмечает двадцатилетие. За это время его сотрудникам удалось помочь 84 тысячам семей
В наше время, кажется, невозможно потеряться или утратить связь со своими родными и близкими. Кроме мобильных телефонов, без которых немыслима жизнь современного человека, теперь даже в глубинке пользуются интернетом. Несмотря на все это, оказывается, сотни тысяч людей во всем мире годами ищут своих близких, в разные годы пропавших без вести. И найти их не всегда удается. Тогда на помощь приходят те, кто работает в специальных организациях.
— Мы с сестрой потерялись еще в годы войны, — рассказывает
*Иногда поиски пропавших людей тянутся годами. Но когда родные, разлученные силой обстоятельств, встречаются, счастье испытывают и те, кто помогал им найтись
Для того чтобы семья воссоединилась, понадобилось еще шесть лет. Но сотрудникам службы розыска удалось найти следы Марии, установить ее нынешнее место жительства.
— Представляете, в сентябре 2006 года я встречал Марию в аэропорту «Борисполь», — говорит Степан Васильевич. — Несмотря на то что прошло более пятидесяти лет с тех пор, как мы потерялись, сразу узнали друг друга. Это счастье, что мы смогли обняться, поговорить. Работники Красного Креста сделали невозможное. У меня снова есть сестра.
Эту и несколько других историй во время празднования
— Как же важно для человека найти своих близких, связь с которыми была утеряна в силу разных причин, — говорит генеральный секретарь Национального комитета Общества Красного Креста Украины Алла Хабарова. — Многие из тех, кто обращаются к нам за помощью, люди в возрасте. У них не всегда есть силы встретиться с родственником, если нам удается его найти. Но возможность поговорить по телефону, узнать, что у него все в порядке, он жив, здоров, делает людей счастливыми. Служба розыска наладила сотрудничество с представителями международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца по восстановлению семейных связей в 50 странах мира, благодаря чему и удается в большинстве случаев получить сведения о пропавших. За двадцать лет работы службы розыска Общества Красного Креста в Украине было зарегистрировано 709 тысяч обращений. А 84 тысячи семей не только получили информацию о своих пропавших родственниках, но и встретились с ними, наладили связь.
Чаще всего в службу розыска Красного Креста обращаются с просьбой отыскать хоть какие-то сведения о родных, потерявшихся в годы Великой Отечественной войны.
— Нам удалось установить судьбы 8300 человек, которые в годы войны утратили связь с семьей, — продолжает Алла Хабарова. — Кроме того, мы нашли восемь с половиной тысяч захоронений времен Второй мировой войны. Многие из тех, кто обращался к нам, узнали, где покоятся их близкие и при каких обстоятельствах погибли.
Существует ряд ситуаций, при которых связь с родственниками прерывается. Это эмиграционные процессы, современные военные конфликты, стихийные бедствия.
— Одна из главных задач нашей организации в данный момент — защита беженцев, жертв торговли людьми, — добавляет глава представительства Международной Федерации Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца в Белоруссии и Украине Златко Ковач. — Уже 18 тысяч мигрантов воспользовались услугами, которые мы предоставляем. Землетрясение в Пакистане, цунами в Японии, гражданская война в Киргизстане... Во всех этих случаях многие теряют связь со своими семьями. Мы стараемся как можно скорее помочь людям вновь объединиться.
— К сожалению, война в Афганистане стала именно той трагической ситуацией, в которой украинские семьи утратили сведения о своих братьях, отцах, сыновьях, — говорит заместитель главы Украинского союза ветеранов Афганистана Валерий Аблазов. — Мы вместе с представителями Красного Креста ищем пропавших без вести, погибших. Известно, что во время Афганской войны в плен попали 417 человек, 80 из которых — из Украины. На данный момент судьба 62 остается все еще неизвестной. Но мы продолжаем искать сведения об этих людях. Для этого создаем банк данных ДНК. В нем уже есть образцы 40 родственников пропавших без вести. Это делается для того, чтобы как можно скорее провести идентификацию. И, знаете, у нас уже было несколько случаев, когда мы нашли пропавших без вести и вернули их домой. Кроме того, сейчас пытаемся решить, как действовать в другой ситуации. Наш солдат после плена женился в Афганистане, у него родился сын. Но несколько лет назад этот солдат умер, а недавно погибла и его жена.
— Иногда поиски человека длятся годами, — добавляет Алла Хабарова. — Это требует терпения, скрупулезной работы, настойчивости. Приходится прислушиваться не только к сухим данным, но и руководствоваться интуицией. Когда же удается соединить семью, организовать встречу, испытываешь огромное чувство удовлетворения.