В театре Вахтангова отметили
Артисты московского театра имени Вахтангова отметили юбилей своего коллеги — выдающегося актера Михаила Ульянова, которому исполнилось бы 85 лет. «День рождения в кругу друзей» — так назывался вечер, состоявшийся в большом зрительском фойе театра. Днем труппа отправилась на кладбище, возложить цветы на могилу великого вахтанговца, а вечером сыграли спектакль «Пристань». В постановке участвовали те, кто играл с Михаилом Александровичем на одной сцене, общался с ним. Все годы Ульянов был ведущим актером труппы знаменитого театра, а потом и возглавил коллектив артистов.
Фильмография народного артиста Советского Союза насчитывает 69 картин. Только маршала Жукова он сыграл в кино 16 раз! Одной из самых ярких последних работ Михаила Александровича стал фильм Станислава Говорухина «Ворошиловский стрелок». Ульянов сыграл деда Ивана Федоровича, который берет в руки оружие и устраивает самосуд над тремя отморозками, изнасиловавшими его внучку Катю. Роль досталась молодой российской актрисе Анне Синякиной.
В эти дни Анна оказалась в Киеве. После того как актриса сыграла вместе с Ульяновым в фильме «Ворошиловский стрелок», ее стали называть экранной внучкой Михаила Ульянова. В Украине Синякина последнее время частый гость — она снимается в многосерийном телевизионном фильме Оксаны Байрак «Позднее раскаяние». «ФАКТЫ» побывали на съемочной площадке очередной теледрамы известного режиссера и в перерывах между дублями пообщались с Анной.
— Мне немножко грустно вспоминать о фильме «Ворошиловский стрелок», потому что Ульянова уже нет с нами, — вздохнув, начала моя собеседница и поведала об их первой встрече. — Мы познакомились с Михал Санычем, как все его называли, на пробах. Они были очень долгие, режиссер Станислав Говорухин все никак не мог сделать свой выбор. Тогда-то он и позвал на помощь Ульянова и последнее слово оставил за ним. Помню, когда я зашла, Ульянов сидел, разместившись в креслице. Такой хороший, что сразу захотелось к нему подойти, рядышком сесть. Мы начали работать. Для проб взяли сцену, когда
*Анна признается, что ей грустно вспоминать о фильме «Ворошиловский стрелок»
— Такое признание от великого артиста.
— Я сначала испугалась из-за того, что на меня все накинулись, но после признания Михал Саныча напряженная обстановка разрядилась. «Если я буду плакать в фильме, то мне каждый раз нашатырь надо будет наливать», — сказал Ульянов. И как-то всем неловко стало обвинять меня, начинающую артистку, в том, что не могу плакать, если сам Ульянов... И в дальнейшем, когда Михал Саныч был на площадке, мне было гораздо спокойнее, я чувствовала себя защищенной. Было на кого посмотреть и спросить: «Так? Я правильно делаю?» Иногда действительно казалось, что он мой дедушка.
— Он многому учил вас?
— Что удивительно, он не позволял себе учить! Этого не было никогда. Но всегда, если видел, что не получается какой-то момент, подсказывал. Мы не могли себе позволить делать много дублей, кино же снималось на пленку, которая была ужасно дорогая — тогда еще не было цифровых камер. Максимум три дубля. Я, например, поначалу очень переживала и все время была напряжена. А это же неправильно — держать себя все время в таком состоянии, потому что съемочный процесс длительный, долго свет ставят, готовятся к съемкам. Снимают, как правило, через несколько часов. Когда сил уже не хватает. Видя, что я не могу сбросить это напряжение, постоянно накручиваю себя, Ульянов говорил: «Ты подожди, тут еще до
*Анна Синякина и Михаил Ульянов в фильме «Ворошиловский стрелок»
— Внешне Ульянов очень грозным казался.
— Сначала я даже побаивалась его, думала: «Ой, такой артист! А я приду... Как это будет?» Но он настолько теплый, добрый, что мы быстро нашли общий язык. Помню, как я радовалась, когда выходила утром на завтрак и видела его — мы жили в одной гостинице. Я появлялась в ресторане, а он сидел за столом, мы вместе ели. В первый съемочный день я взяла себе что-то попить и салатик какой-то... Михал Саныч внимательно наблюдал за мной, оценивающе. И потом, когда мы появились на съемочной площадке, заявил: «Она сегодня ела мало, будет злая, значит, хорошо работать будет». И этими словами тут же снимал напряжение на площадке. Для меня это была первая большая картина, и я впервые столкнулась вот с таким мэтром.
— Вас быстро утвердили на роль?
— На роль деда Говорухин сразу же пригласил Ульянова, а вот на роль моей героини Кати было много претенденток. Говорухин увидел меня в фильме Карена Шахназарова, я дебютировала в картине «День полнолуния». Сыграла в маленьком эпизоде. Девушку по вызову.
— А вы отважная, раз решились начать карьеру с роли путаны. Не боялись, что этот стереотип закрепится за вами навсегда?
— Скорее, мой стереотип другой — драматический. Меня все время приглашают на роли печальных дамочек и называют тургеневской барышней. А проститутка — роль характерная. Таких героинь интересней играть.
— С Говорухиным легко работалось? Он строгий режиссер?
— Я не ощущала никакого давления. Наверное, от меня и не ждали чего-то особого, но всегда внимательно слушали все предложения с моей стороны, а выслушав, почти всегда находили повод пошутить. Было здорово работать на этой картине. Мы вместе с Михал Санычем собирались у Станислава Сергеевича в гостиничном номере. У него были огромные апартаменты с кухней, и мы вечерами приходили поговорить о следующей сцене, варили пельмени и ели их.
— Кто куховарил?
— Пельмени заставляли варить меня. Я не особый кулинар. Мы, кстати, сцену с пельменями и в фильм вставили. Я варю их для деда. Ленту «Ворошиловский стрелок» снимали в Калуге. Два месяца жили там в гостинице «Приокская». В выходные дни выезжали загорать, купаться и жарить шашлыки. От съемок остались самые лучшие воспоминания.
— Вашими партнерами были начинающий актер Марат Башаров, молодой Владислав Галкин...
— Они вносили немного другую атмосферу. Мальчишескую, какую-то скоростную, после съемок вечером устраивали посиделки в садике гостиницы, иногда даже с фейерверками. Я с ними почти никогда не оставалась после съемок, поскольку училась играть на гитаре.
— Об Ульянове в театре говорили, что он был большим любителем выпить. Целые истории рассказывали об этом.
— Я ничего такого не знала и на съемках подобного увлечения не замечала. Один раз было, что Михал Саныч с Говорухиным поспорили на кружку пива. А спорили о фамилии автора, написавшего какой-то рассказ. Я помню, что выиграл Ульянов.
— Что было самым сложным на съемках?
— (Пауза.) Мы долго думали, каким сделать финал картины ведь было несколько вариантов. Моя героиня в конце фильма поет «Одинокая гармонь». Но вначале думали, что, может быть, лучше военную какую-то песню взять. Решали также, что должен при этом делать Ульянов: слушать, подпевать и плакать или слушать и как бы возрождаться. Был вариант, когда хотели придумать маленький монолог. В результате остановились на том, что показался самым хорошим: внучка, возвращаясь после трагедии к жизни, играет на гитаре и поет, а он тихонько слушает за дверью и плачет. Несмотря на то что я немножко училась в музыкальной школе по классу гитары, играть и петь одновременно для меня было очень сложно. Зная, что придется это делать в кадре, целый месяц каждый день училась петь и играть. Но все равно, когда пришла на съемку, у меня стучали зубы, дрожали пальцы, страшно волновалась.
— А перед съемками сцены изнасилования был страх?
— Тогда переживали все. Думали, как это все передать деликатно, не сделать пошло, противно. Долго искали. Один из насильников моей героини актер Илья Древнов больше всех нервничал по поводу этой сцены. А наш оператор Геннадий Энгстрем, большой шутник, запугивал его: «Тут мы поставим кресло и снимем тебя со спины всего голого». И Илья велся: «Нет. Это невозможно». Решение сцены нашлось само собой. На момент съемок я была несовершеннолетняя и раздеваться отказалась категорически. Обнаженные части тела в фильме не мои.
— У вас была дублерша?
— Да, я изначально попросила дублера. И тут даже дело не в том, что мне нельзя было обнажаться. Получив согласие родителей, я могла бы раздеться, но очень стеснялась. Мы долго думали, как заменить меня дублершей. Я лежала на кровати и вдруг так схватила покрывало и закинула на себя, что меня не стало видно. Решение было найдено. Другую девушку спрятали под покрывалом.
— Перед съемками, чтобы лучше вжиться в роль, не встречались с женщинами, которые были изнасилованы?
— Я действительно пыталась добыть информацию о подобных случаях. Расспрашивала более взрослых женщин. Потому что любая женщина иногда попадает в неприятные ситуации. Я училась в училище имени Гнесиных. После занятий возвращалась домой поздно, одна. Иногда, чтобы избежать неприятностей, приходилось быстро бегать. Так что собственный опыт тоже пригодился.
— У Марата Башарова был дублер в эпизоде, когда между ног разрывается бутылка шампанского?
— Нет. На съемках все было очень хорошо организовано, никто не пострадал. Режиссер настаивал на дублере в этом эпизоде, но Марат сказал: «Нет, я сам!» Хотел непременно, чтобы в кадре были его ноги.
— Какие страсти!
— Курьезы тоже случались. В один из дней пошел сильный ливень. У меня был перерывчик маленький, и я сидела в гримвагончике, стоявшем во дворе. Выглядываю в окно и понимаю, что начинается потоп. Видимо, двор находился в низине. На улице настоящая река течет, почти по колено. А рядом никого. Я стою и не знаю, что делать. Но скоро обо мне вспомнили. Раздобыли где-то резиновые сапоги, кто-то из парней пришел и на руках отнес меня в квартиру, где проходили съемки.
— На гонорар, полученный за «Стрелка», на память себе что-то купили?
— По тем временам у меня был хороший гонорар. Для студентки второго курса неплохое подспорье к стипендии. На заработанные деньги купила себе наряд на премьеру. Вышла в Доме кино в красивом длинном платье из синеватого бархата. Оно до сих пор висит у меня в шкафу. Надевала его, выходя на сцену, — пела «Академические вечера» в училище имени Гнесиных.