Только после вмешательства журналистов жильцам
В доме № 4 по улице Рогозина в Горловке температура в квартирах шесть — восемь градусов тепла, а на улице — до 18 градусов мороза. Члены общества совладельцев многоквартирного дома (ОСМД) стали жертвами коллективной ответственности: когда все должны страдать из-за небольшой группы злостных неплательщиков, накопивших за последние годы почти 150 тысяч гривен долга за тепло и горячую воду.
У Раисы два обогревателя. Включает их попеременно, чтобы уберечь проводку от перегрузки и приборы от перегорания. Но в нынешние морозы один обогреватель, увы, не спасает от холода.
— Мне уже стыдно выходить на улицу, поскольку знакомые, глядя на меня, спрашивают: «Что у тебя случилось? Ты такая замученная», — жалуется женщина. — Как можно нормально выглядеть, если нет возможности привести себя в порядок? Отопление в этом году еще не включали, горячей воды, соответственно, тоже нет. У меня ни копейки долга за коммунальные услуги, — Раиса показывает аккуратно сложенные квитанции об оплате за все 12 лет. — А отопление в нашем доме всегда подключают с большой задержкой и отключают досрочно: прошлой зимой батареи стали холодными уже 22 февраля.
*Температура в квартирах не превышает 6 — 8 градусов тепла
— Я наливаю в бутылочки горячую воду и кладу в постель перед тем, как туда лечь, но они быстро остывают, одеяла и простыни тогда становятся ледяными, — жалуется соседка Раисы
Любовь Евдокимовна, недавно перенесшая инсульт, мечтала на старости лет жить в тепле, так как еще в детстве намерзлась: будучи подростком, все четыре года войны разносила почту, бегая по семь километров в день — то по колено в сугробах, то в весеннее половодье.
— Я в войну людей спасала, а сейчас меня губят! — говорит жительница дома Антонина Махно. Женщина, не восстановившаяся после двух инсультов, вынуждена обогревать свое жилье с помощью газовой плиты. Девочкой Антонина Федоровна, рискуя жизнью, носила еду раненым партизанам, которых прятали от врага ее родители.
Обе пенсионерки, проработав всю жизнь на «строительстве светлого будущего», жить в настоящем уже не хотят.
— Дайте мне яду, чтобы отравиться! Не могу так больше существовать, нет сил! — молит Антонина Махно.
*Антонина Махно: «Я в войну людей спасала, а сейчас буквально задыхаюсь в собственной квартире — газ, которым обогреваю жилье, съедает весь кислород»
Старушки исправно оплачивают все счета. При этом поставщики услуг, как утверждают жильцы, получают субсидию — за льготы, причитающиеся проживающим в доме пенсионерам. Однако долги коммунальщикам в целом по дому ежегодно растут.
— Помню, когда я вселилась в малосемейку, говорила и председателю нашего ОСМД, и в горисполкоме, что необходимо произвести инвентаризацию: выяснить, в каких квартирах есть жильцы-неплательщики, а в каких люди вообще не живут, но числятся, и подать на них в суд, чтобы не копить долги годами, — рассказывает Раиса Мороз. — Почему те, кто исправно за все платят, должны страдать из-за должников?
Последняя председатель ОСМД, на которую свалились финансовые обязательства, оставленные предшественниками, подала в суд. Но из всех исков удовлетворили лишь один, а долгов за пять лет у небольшой группы неплательщиков (порядка десяти квартиросъемщиков) лишь за отопление накопилось 148 тысяч гривен. Договор же на поставку услуг обществу совладельцев дома подразумевает коллективную ответственность.
— Нет закона, запрещающего нам отключить отопление за долги, — заявил Александр Сокол, директор предприятия «Горловсктеплосеть». — Мы из года в год подключаем эту пятиэтажку, несмотря на неуплату. И в этом году дадим тепло в квартиры, если председатель ОСМД заключит новый договор на реструктуризацию долга и начнет его выполнять. Нам самим нужно платить за газ, налоги. А где возьмем деньги, если нам не возмещают стоимости услуг?
Заместитель городского головы Горловки Вадим Исаков, курирующий коммунальные вопросы, поддерживает Александра Сокола:
— Сегодня в городской теплосети задолженность за газ порядка 60 миллионов. Их с нас жестко требуют. К сожалению, поставить под угрозу срыва отопительный сезон для всех жителей города, которые действительно оплачивают услуги, считаю, будет неправильно.
После того как «замерзающим» домом заинтересовались журналисты, на помощь отчаявшимся жильцам решило прийти частное коммунальное предприятие.
— Мы готовы взять на обслуживание коммуникации и придомовую территорию дома № 4, грамотно подключить их к теплу, не допустив аварий, а также помочь председателю ОСМД реструктуризировать долг за коммунальные услуги и провести работу с должниками, — заявила директор частного предприятия «Фактор-инвест» Елена Пашук.
Жильцы тут же попросились под крыло Елены Пашук, и 19 декабря долгожданное тепло в квартиры поступило.
— Спасибо всем журналистам, что не оставили нас в беде, — говорит пенсионерка Валентина Макарова из квартиры № 2. — В День святого Николая у нас потеплели батареи — я от них не отхожу, приятно вспомнить, что они бывают горячими — шутка ли, два месяца в холоде просидели!
Помня, как прожили прошлую зиму без отопления, воды, канализации и практически без света жители таких же малосемейных общежитий в Макеевке — двух девятиэтажек по улице Щербакова («ФАКТЫ» писали об этом в номере за 24 февраля 2012 года), я позвонила им. Поинтересовалась: в этом сезоне их, наконец-то, подключили к теплу? Оказалось, нет! Они продолжают жить в тех же условиях, в которых провели уже 15 последних зим — после того как 80 процентов квартир в доме были брошены хозяевами, а затем разрушены бомжами.
— Вода в трубах уже замерзла, с завтрашнего дня начну ходить на водокачку, а послезавтра не будет и канализации, — житель дома Иван Потокий снова готовится к «демонтажу» унитаза на зиму. — Хоть бы свет не отключили. Напряжение скачет — падает до 150 вольт.
— У меня уже почти стабильно есть свет, и напряжение почти всегда 220 вольт, я хоть могу включить обогреватель, — говорит жительница первого этажа этой же малосемейки Надежда Богданова (женщина готовится отправить свою девятилетнюю дочь к родственникам — в нормальные бытовые условия). — Стараюсь экономить, чтобы не платить за электричество больше 300 гривен в месяц. Однако, чтобы согреть квартиру обогревателем по-настоящему, нужно отдать больше 500.
И Надя, и ее дочь часто болеют. А чтобы искупать парализованную мать, говорит женщина, приходится греть кастрюли с водой на электроплите — газоснабжение в этих высотках не предусмотрено проектом. Правда, когда все коммуникации работали, то горячая вода была. Тем не менее Надежда, которой выделили квартиру в этом доме лишь полтора года назад, настроена оптимистично:
— У нас взялись ремонтировать свет, в соседнем доме — воду, а отопление обещают сделать уже в следующем году!
Напомним, после публикации «ФАКТОВ» о ситуации в двух макеевских девятиэтажках прокуратура Донецкой области организовала проверку по фактам нарушений прав жильцов. В ходе проверки все подтвердилось. «В настоящее время коммунальным предприятием „Комунальник-4“ выполнены работы по ремонту системы водоснабжения и водоотвода, внутридомовые системы функционируют удовлетворительно, — заверили „ФАКТЫ“ в пресс-службе прокуратуры Донецкой области в апреле текущего года. — Решается вопрос относительно выделения дополнительных бюджетных средств на ремонт систем теплоснабжения».
Но, увы, пустующим на 80 процентов домам никакие проверки и меры воздействия, похоже, не «помогают».
Фото автора