Культура и искусство

Зоя Зелинская: «Руководство Театра сатиры не хотело брать Рудина в труппу. Думаю, ему просто завидовали»

9:00 — 22 декабря 2012 eye 3698

Ушел из жизни актер Рудольф Рудин, один из завсегдатаев «Кабачка »13 стульев""

На счету Рудольфа Рудина более трех десятков фильмов, не говоря уже о работах в Театре миниатюр, актером, а потом и режиссером которого он был много лет. Но настоящую известность Рудину принес пан Гималайский из «Кабачка »13 стульев«". Над историей незадачливого командировочного, в документах которого было написано: «Направляем в ваш цирк двугорбого верблюда, и с ним — Гималайского», зрители смеялись до слез. Ему никак не удавалось объяснить пану Директору, что верблюд был один, а Гималайский — это фамилия, Директор упорно стоял на своем: «Двугорбый верблюд на месте, а где гималайский? Его нет!»

Рудольфа Григорьевича не стало 17 декабря. Через пять дней, 22 декабря, актеру исполнилось бы 84 года. О знаменитом пане Гималайском рассказывает исполнительница роли пани Терезы, актриса Театра сатиры Зоя Зелинская.

— Что вы говорите? Рудик умер?! — расстроилась Зоя Николаевна, услышав печальную новость. — А мы вот в Москве живем, и я еще ничего не слышала. Вчера мне звонила Аросева, она тоже не в курсе. Я Рудика очень люблю. Любила...

*Зою Зелинскую и теперь часто называют пани Терезой, роль которой актриса играла в «Кабачке »13 стульев«"

Рудик был не только прекрасным актером, но и замечательным человеком, верным товарищем. У нас с ним сложились замечательные отношения. Рудольф Григорьевич был благодарен моему первому мужу, режиссеру «Кабачка» Георгию Васильевичу Зелинскому, да и мне тоже, за то, что попал в эту передачу и ему предложили роль Гималайского.

Он вообще был очень благодарным человеком, умел ценить то, что давали ему люди и жизнь. После смерти Зелинского я часто приглашала его на вечера, посвященные Георгию Васильевичу. Рудик всегда приходил и очень хорошо говорил о муже — с огромным уважением.

— Но «Кабачок» ведь тоже выиграл от присутствия такого яркого актера?

— Он там был на своем месте, как никто другой. Рудик окончил Щепкинское театральное училище, где была прекрасная актерская школа — он стал профессионалом высочайшего класса. До нас играл в театре «Эрмитаж», тогда он назывался Театром миниатюр, главным режиссером в то время был Куликов, затем его на этом посту сменил сам Рудик. Насколько я помню, руководил он театром до 80-х годов. Но в тот момент, когда мы пригласили Рудина в «Кабачок», а было это в 1966 году, у него в Театре миниатюр что-то не складывалось. Оказалось, что и Рудику по душе такой жанр, он с удовольствием играл веселые сценки. Его Гималайского, который ходит от одного чиновника к другому с просьбой дать справку, что он не верблюд, просто невозможно забыть. Кстати, именно после этой интермедии в наш обиход вошло выражение «и доказывай потом, что ты не верблюд».

Миниатюры Рудольфа всегда были отточены и сделаны мастерски. Он никогда не смешил только ради смеха, у его выступлений всегда была основа — он старался находить зернышко, вокруг которого накручивал роль. Рудик умел оправдать состояние своего героя, а его юмор всегда был тонким. Да он любой ерунде мог придать блеск и шарм! Владел замечательной манерой подачи текста, что выгодно отличало его от многих других актеров.

— Известно, что костяк «Кабачка »13 стульев«" составляли актеры Театра сатиры, в труппе которого Рудин не состоял. Рудольф Григорьевич легко вписался в вашу компанию?

— Так мы уговаривали его перейти к нам на работу. Ведь уже были хорошие примеры подобной практики: незадолго до этого из «Ленкома» к нам перешли Ширвиндт и Державин. Что бы мы без них делали! Вот и Рудика уговаривали. К сожалению, решали все не мы, а руководство театра, а там, наверху, почему-то не очень хотели его брать. Думаю, ему просто завидовали. Рудик был очень ярким актером с хорошо выраженным типажом. Обоснуйся он в труппе нашего театра, некоторые актеры рядом с ним поблекли бы и лишились своих ролей. Когда я начинала беседу с Рудиком на эту тему, он уходил от разговора, но было понятно, что переживает. Хотя на юбилеях Театра сатиры пан Гималайский неизменно выступал в паре с паном Директором — Спартаком Мишулиным, и это всегда было невероятно смешно.

*Когда завязывался диалог между паном Гималайским (Рудольф Рудин) и паном Директором (Спартак Мишулин), зрители хохотали до слез

Он был очень доброжелательным человеком, мог найти общий язык с любым, даже самым несговорчивым собеседником. Мы очень много работали вместе. «Кабачок» снимался в течение пятнадцати лет, и мы зачастую проводили вместе не только дни, но и ночи. И ни разу не было случая, чтобы от общения с Рудиным осталось какое-то «послевкусие» в виде недовольства или разочарования, Рудик был на редкость приятным в общении. Не знаю, в какой семье он воспитывался, но родители смогли привить ему такие качества, как интеллигентность и скромность.

— Рудольф Рудин и в сценарном плане очень хорошо вписался в состав «Кабачка».

— Поскольку его герой Гималайский по профессии был режиссером, к нему удалось «пристегнуть» совершенно неподражаемого критика и искусствоведа пана Цыпу, которого играл Георгий Вицин. У них получился блистательный дуэт. Рудик и сам был прекрасным режиссером, поэтому очень хорошо ориентировался на съемочной площадке, его не нужно было ничему учить, как других.

— Почему такого хорошего актера мало снимали? По сути дела, Гималайский — единственная известная его роль.

— Возможно, именно Гималайский, который прославил актера Рудина, оказал ему одновременно и плохую услугу — в ином качестве его уже не воспринимали. Кстати, это касается многих актеров «Кабачка». Например, режиссер Театра сатиры Валентин Николаевич Плучек, который ревновал нас к этому проекту, часто говорил: «Теперь вы все — маски!» Хотя в Театре миниатюр, в котором Рудик работал, он играл очень много.

— Актерскими наградами Рудольфа Григорьевича не баловали.

— Ему присвоили звание заслуженного артиста Российской Федерации, других званий и наград от нашей страны у него не было. Но он очень гордился орденом и званием «Заслуженный деятель культуры ПНР», которым его, как, впрочем, и всех нас, наградило правительство Польши. На одну из телепрограмм, посвященных «Кабачку», Рудик пришел с этим орденом, сказав: «Можно я его надену, он такой красивый!» Награда действительно была очень красивой, но, думаю, для Рудика она имела большое значение еще и потому, что других у него не было.

Просто удивительно, как мы не ценим свои таланты! Лишний раз не похвалим, не поощрим. Зато поляки, а они люди с прекрасным чувством юмора, очень нас любили и взяли под свое покровительство. Благодаря им нам разрешали смелые шутки, которые в любом другом случае телевизионное начальство непременно вырезало бы. Поляки на все праздники приглашали в посольство, устраивали приемы в нашу честь, даже Анна Герман для нас пела. Последний раз такой вечер провели лет шесть назад, Рудик тоже там был.

— Благодаря творческой близости к Польше «Кабачок »13 стульев" был на советском телевидении кусочком западного образа жизни.

— И Рудик очень хорошо вписался в эту западную картину. Он был очень элегантный, умел носить костюмы, а у нас тогда это мало кому было присуще. Рудик и в жизни всегда был очень хорошо одет, а уж на площадке казался действительно западным, в хорошем смысле слова — в общем, настоящий польский пан. Сейчас таких людей называют стильными.

— Вы хорошо знали его семью?

— К сожалению, я не была знакома с его близкими. Сейчас стало модно интересоваться такими вопросами, а тогда было как-то не принято лезть в душу, если человек сам этого не хотел.

Знаю, что он очень любил миног. У нас рядом с домом, в самом центре Москвы, был знаменитый Балашовский рынок, сейчас его снесли и построили на том месте жилой дом. Там был большой рыбный павильон, в котором можно было купить любой деликатес. Я часто встречала на рынке Рудика. Как-то спросила, за чем он пришел, и он сказал: «Зайка, я здесь всегда покупаю миноги, я их очень люблю». А они тогда только на Балашовском и продавались.

— В последнее время вы с Рудольфом Григорьевичем виделись?

— Очень редко. Знаю, что в последнее время он был болен. Сначала с ним случился инфаркт, потом инсульт, родные наняли ему сиделку и поселили его на даче. У нас в театре была какая-то съемка, посвященная «Кабачку», я дозвонилась Рудику, хотя это было непросто. Он сказал: «Зоя, я обязательно приду, но говорить не буду — я в очень плохом состоянии». И это было правдой. А за несколько лет до этого меня попросили устроить вечер в посольстве Польши. Тогда Рудик еще хорошо себя чувствовал, он не только пришел, но и выступил, всех порадовав.

Вы говорите, Рудика не стало 17 декабря? Именно в этот день я искала какой-то телефон и перелистывала свою записную книжку. Помню, увидев фамилию Рудин, еще задумалась: «Господи, как он там? Надо будет позвонить». А вдруг именно в этот момент он умирал? У нас с ним были хорошие отношения, поэтому меня не удивила бы связь на каком-то душевном уровне. Постараюсь дозвониться его родственникам, чтобы узнать, как можно будет попрощаться...

— Одна из последних программ Андрея Малахова «Сегодня вечером» была посвящена дуэту Александр Ширвиндт — Михаил Державин, во время которой зрители увидели, что Михаил Михайлович плохо себя чувствует.

— У него была тяжелая полостная операция, вы, наверное, заметили, что он бледный и ходит с трудом.

Вообще-то, они хотели сделать программу о «Кабачке» в целом, но пока не смогли найти участвовавших в ней певцов. Редакторы программы были у меня, взяли уникальную запись интервью с Георгием Васильевичем Зелинским. Так что выпуск, посвященный «Кабачку »13 стульев", обязательно выйдет в эфир, но, наверное, это уже будет после Нового года. Жаль только, что нас, участников программы, становится все меньше и меньше...