За три дня до Нового года, 29 декабря, Хозяйственный суд Киевской области, рассмотрев заявление авиакомпании «Аэросвит», начал производство по делу о ее банкротстве. Поэтому в новогодние праздники у пассажиров, путешествующих рейсами этого авиаперевозчика, возникли нешуточные проблемы. Несколько сотен наших соотечественников не смогли вовремя вылететь домой, застряв в аэропортах в разных частях земного шара. Для разрешения ситуации потребовалось вмешательство МИДа Украины и наших диппредставительств за рубежом.
Справка «ФАКТОВ»
Компания «Аэросвит» основана в 1994 году. Базируется в международном аэропорту «Борисполь». Обслуживает 80 международных маршрутов в 34 страны, в том числе семь трансконтинентальных беспосадочных воздушных линий. Ее флот состоит из 28 воздушных судов производства компании Boeing, включая восемь дальнемагистральных Boeing 767 и 20 среднемагистральных Boeing 737. Также «Аэросвит» использует самолеты перевозчиков-партнеров Airbus 320/321, Embraer 145, Embraer 190 и ATR-72. С 1996 года авиакомпания является членом Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), а с
Наибольшие акционеры «Аэросвита» — нидерландская компания «Gilward Investments B.V.» (38 процентов акций) и Фонд госимущества Украины (22,4 процента). Держателями еще 40 процентов акций являются украинские компании «ГенАвiаiнвест», «Investment Advisors Group» и «Бюро».
4 января в международном аэропорту Варшавы из-за долгов «Аэросвита» был задержан самолет, выполняющий регулярные рейсы между столицами Польши и Украины. В результате 30 украинцев, купивших билеты на данный рейс, были вынуждены добираться домой другими путями. По данным польской газеты «Rzeczpospolita», самолет задержали из-за долга в 30 тысяч долларов. Как сообщил пресс-секретарь варшавского аэропорта Пшемыслав Пшибыльский, наша авиакомпания погасила долг, после чего в воскресенье самолет отпустили. «Капитан кредитной картой ликвидировал задолженность, и самолет улетел с пассажирами в Киев», — заявил пресс-секретарь. При этом он отметил, что задолженность составила более 100 тысяч злотых (чуть больше 32 тысяч долларов).
Уже на следующий день в аналогичной ситуации оказались 40 украинцев, вылетающих из Стокгольма. 5 и 6 января при содействии посольства Украины в Швеции их удалось отправить в Украину.
Но наиболее «урожайным» выдался канун Рождества — 6 января. В израильском аэропорту «Бен Гурион» застряли 54 наших соотечественника, возвращающихся в Киев из Тель-Авива. Их в течение нескольких последующих дней отправляли на родину рейсами других авиакомпаний.
Как сообщает пресс-служба МИД Украины, 6 января также отменили рейс «Аэросвита» «Киев — Ташкент — Киев». Около 80 пассажиров были отправлены в Киев рейсами различных авиакомпаний, а еще четверых, чей вылет перенесен на 11 января, разместили в отеле.
Не вылетел вовремя и самолет, совершающий регулярный рейс по маршруту «Нью-Йорк — Киев». Правда, произошло это по техническим причинам — самолет прибыл в Нью-Йорк на семь часов позже запланированного графика. 152 пассажира, вместо
Также с суточным опозданием вернулись в Украину и 88 пассажиров, задержавшихся в международном аэропорту имени Ференца Листа в Будапеште. Как сообщает МИД Украины, уже 7 января все они вылетели из Венгрии рейсами других авиакомпаний.
Но наиболее критичная ситуация сложилась во Вьетнаме. Из аэропорта в городе Хошимин 6 января не смогли вылететь 196 граждан Украины.
Нашим соотечественникам приходится сидеть на стульях у выхода на посадку, однако никакой информации о том, когда будет самолет и будет ли он вообще, нет. Журналистам телеканала «Интер» удалось по телефону связаться с жителем Донецка Андреем, который сейчас с семьей находится в аэропорту Хошимина.
— Назад в город нас не выпустили, потому что визы наши уже аннулированы, — рассказал Андрей. — Нет никакой информации, к нам никто не приходил из «Аэросвита». Приходили местные, они пытались что-то на вьетнамском объяснить нам, на ломаном английском, но толком ничего понять нельзя. Самолет стоял уже на посадку у рукава, потом его отогнали в сторону, его видно в окно... Мы уже согласны, если нет у «Аэросвита» денег, скинуться на керосин.
Связаться с посольством во Вьетнаме пассажиры не смогли — там был выходной по случаю Рождества. В Министерстве иностранных дел Украины заявляют: в посольствах делают все возможное, чтобы отправить людей рейсами других авиалиний. Однако сроки, когда пострадавшие пассажиры смогут вернуться домой, называть пока никто не берется. МИД сообщает, что посольство Украины во Вьетнаме принимает все меры по предоставлению консульской помощи украинским пассажирам для их возвращения домой.
4 января Киевский международный аэропорт «Борисполь» приостановил обслуживание рейсов «Аэросвита» на вылет в связи с отсутствием своевременной оплаты. Правда, после получения частичной предоплаты и гарантийного письма аэропорт возобновил обслуживание рейсов. Согласно данным на сайте «Борисполя», по состоянию на вчерашнее утро авиакомпания «Аэросвит» отменила 17 рейсов. В Киев не прилетели самолеты из Донецка, Одессы, Симферополя, Будапешта, Кишинева и Тель-Авива. Не смогли также улететь пассажиры, спешащие в Донецк, Одессу, Симферополь, Кишинев, Стокгольм, Будапешт и в Тель- Авив. Началась массовая отмена рейсов с вечера 6 января. По информации пресс-службы «Борисполя», аэропорт обслуживает все рейсы «Аэросвита» согласно плану полетов. Перенос или отмена рейсов не связаны с работой аэропорта.
Кстати, это не первый случай, когда авиакомпания задолжала аэропортам. Так, в декабре обслуживание «Аэросвита» прекратили московские аэропорты «Внуково» и «Шереметьево», а также аэропорты Санкт-Петербурга, Калининграда и Ростова-на-Дону. Но «Аэросвит» частично погасил долги, после чего конфликт был решен.
Сегодня в компании «Аэросвит» заявили, что они вынуждены были отменить ряд рейсов из-за приостановки обслуживания в некоторых аэропортах. «Решение аэропортов было спровоцировано искаженной информацией в ряде интернетизданий о якобы признании „Аэросвита“ банкротом», — пояснили в авиакомпании.
29 декабря 2012 года Хозяйственный суд Киевской области принял решение о начале процедуры банкротства «Аэросвита». Это связано с тем, что долговые обязательства авиакомпании перед кредиторами превышают ее активы и она не может расплатиться со всеми кредиторами одновременно. Правда, в «Аэросвите» отмечают, что эта санация должна помочь реформировать авиакомпанию. В то же время «Лига.нет», ссылаясь на слова аналитиков, сообщает, что заявление о начале процедуры банкротства может быть частью плана собственников по ликвидации утратившего репутацию бренда с последующим слиянием и переводом направлений и флота под крыло авиакомпании «Международные авиалинии Украины» (МАУ). Ведь «Аэросвит» и МАУ уже подписали соглашение о совместной эксплуатации ряда воздушных линий: из Киева в Тель-Авив, Лондон, Алма-Аты, Астану и Донецк.
По словам специалистов, пассажир отмененного рейса имеет право потребовать от авиакомпании бесплатный билет туда, куда ему нужно, только на другой рейс, причем в удобное время. Правда, под «удобным» имеется в виду, что если есть дневной рейс, который вас устраивает, то вы можете лететь им, а не тем, который назначен на раннее утро. Также вы имеете право при необходимости получить бесплатное питание и номер в гостинице. Если вам не выдали талоны на питание и вы покупали продукты самостоятельно, нужно сохранить все чеки и позже потребовать компенсацию расходов. Конечно, питание должно быть «разумно необходимым», например, банка красной икры, вероятно, вам оплачена не будет.
Также пассажир отмененного рейса имеет право на денежную компенсацию. Но есть нюансы. Если вас оповестили об отмене рейса не позднее чем за две недели до даты вылета, претендовать на компенсацию бесполезно. Если рейс, взамен на который вы получили билет, прибывает не позднее чем через 4 часа после того, который был отменен, то компенсация уменьшается наполовину.
Если вы находитесь в аэропорту, когда рейс отменили, нужно либо доплачивать и приобретать билеты других перевозчиков, либо дожидаться поддержки от украинского консульства или посольства.
Также можно предъявить письменную претензию авиакомпании. Больше в этом случае повезло пассажирам, купившим билеты через туроператоров. В этом случае возмещение всех убытков ложится на плечи турагентства или страховщика.
Правда, по словам специалистов, надежд получить компенсацию в случае признания авиакомпании банкротом очень мало. Так же, как и предоставление питания и поселение в гостиницу в случае отмены рейса обанкротившегося авиаперевозчика.