Украина

Пассажиры «Аэросвита»: «Помыться негде, чая не дают, кормят холодной картошкой и склизкой рыбой...»

6:00 — 12 января 2013 eye 6334

Несмотря на разгоревшийся международный скандал, компания «Аэросвит» продолжает продавать авиабилеты пассажирам. А те... продолжают эти билеты покупать!

Критическая ситуация, в которую последние несколько дней попадают люди, пожелавшие лететь самолетами «Аэросвита», пока к лучшему не меняется. 10 января авиакомпания отменила еще 25 рейсов, а 11-го — 39. 28-часовой задержкой рейсов Хошимин — Киев и Прага — Киев, о которых «ФАКТЫ» писали, дело не ограничилось. Отменены рейсы в Прагу, Тель-Авив, Ереван, Стокгольм, Пекин, Варшаву, а внутри страны — в Одессу и Симферополь. Пассажиры с маленькими детьми в буквальном смысле живут в аэропортах, поскольку руководство авиакомпании не удосуживается обеспечить жильем пострадавших по ее вине людей. Добиться от перевозчика не то что извинений, а хотя бы объяснений, никому не удается…

«Уже не помню, сколько раз в течение одних суток мой рейс переносили. А потом его вообще отменили»

«В Бангкок летел с маленькими детьми, — сообщает в социальной сети Facebook тележурналист Константин Стогний. — Вместо 14.00 вылетели в 3 часа ночи. Все стыковки провалены, и никто не удосужился даже проявить элементарное сочувствие…»

«Пятого января должна была лететь из Стокгольма в Киев в 8.25 утра, — пишет Ольга Батрак. — Но так и не улетела. Рейс был отменен, никакой помощи компания „Аэроcвит“ пассажирам не предоставила. Вы просто бросили людей.»

В терминале «B» международного аэропорта «Борисполь» шумно, беспокойно. Пассажиры, рейсы которых задержали часа на три-четыре, еще пытаются чего-то добиться: стучат в окошки сервисного центра «Аэросвит», пробуют что-то узнать. Те, кто сидит в аэропорту не первые сутки, уже ни о чем не спрашивают. Двое узбекских мужчин, опершись друг на друга, спят на жестких сиденьях. Маленькая темноволосая девочка жалобно просит у мамы пить. На помятых, заспанных лицах выражение обреченности…

— Никого не щадят, — на ломаном русском говорит молодой узбек Фархад. — Ладно, мы, мужики, а каково женщинам: пять дней ни помыться, ни переодеться? А еда! Вот, полюбуйтесь, — Фархад достает сухой паек «Аэросвита» с надписью «Смачного!», открывает: холодная картошка под фольгой, булочка в пакетике, два маленьких вялых кусочка помидора. — Мы не привередливые, в полете можем спокойно кушать что дадут или вообще не есть. Но пять дней питаться только сухпайком невозможно. Желудок просто не выдерживает без горячей еды. А дают лишь холодную воду, и это в такой холод! Хоть бы один раз чаю предложили. К нам относятся, как к нелюдям. Спрашиваем, когда, наконец, нас отправят в Ташкент. В ответ девушка из окошка «Аэросвит» только грубит и огрызается. Говорит: «Покупайте другие билеты». Деньги, дескать, нам все равно никто не вернет. Но мне, например, просто не за что купить новые билеты. Работаю в Польше, мне позвонила из Узбекистана жена, сообщила, что тяжело заболел сын. Я взял все, что было — шестьсот долларов, купил билеты из Варшавы до Киева, а отсюда до Ташкента. Когда этот кошмар закончится, не знаю. Сказали, что, возможно, двенадцатого января нас таки отправят.

Вместе с десятью узбеками делит кресла и житель Калининграда Олег Довженко (на фото). Мужчина в очках и дубленке, уже пятый день живущий в аэропорту «Борисполь», каким-то чудом умудряеся сохранять представительный вид.

— Приеду домой, в Калининград, — первым делом пойду в баню. И побреюсь, — улыбается Олег Павлович, поглаживая отросшую седую щетину. — Подозреваю, что сейчас я пахну не самым приятным образом. Условия тут, конечно, кошмарные, но я по жизни оптимист и не унываю. В армии служил в Монголии, там тоже было нелегко, и что такое спать полусидя, помню хорошо по сей день. А как я тут оказался? Проведывал свою старенькую маму в Донецке, отпраздновал с ней новогодние праздники и шестого января приехал на поезде в Киев, чтобы вечером спокойно сесть на самолет и улететь домой. Но не тут-то было! Уже не помню, сколько раз в течение одних суток мой рейс переносили. А потом его вообще отменили. Я уже стал опасаться, что у меня будут серьезные проблемы на работе (тружусь на судостроительном заводе). Ведь как объяснить руководству, почему выхожу на службу с опозданием на неделю? Благо выручили журналисты. В аэропорт поприезжали телевизионщики с ОРТ, Интера, ICTV, меня показали и на украинских, и на российских телеканалах. После этого руководство завода, похоже, вошло в мое положение. Думаю, предложат считать мою вынужденную задержку отпуском за собственный счет.

— А поменять билет на ближайший рейс другой авиакомпании не пробовали?

— Я с самого начала хотел сдать билет, а взамен купить на другой рейс, — объясняет Довженко. — Однако мне сказали, что здесь это сделать невозможно. Я должен или ждать рейса, который предложит «Аэросвит», или же ехать в Донецк, где были куплены билеты, и лишь там (!) их сдавать. То есть потерять еще четыреста гривен на дорогу и двое суток времени. Причем еще не факт, что и в таком случае деньги за авиабилет вернули бы. Здесь же мне сказали, что рейс на Калининград может состояться в любой момент. Надо сидеть и ждать. Вот я и сижу, жду. Тяжело, конечно. Помыться негде, чая не дают, кормят холодной толченой картошкой и склизкой рыбой. Ночью сплю, сидя на жестких сиденьях возле туалета. Правда, все пассажиры отмененных рейсов поддерживают друг друга. Как-то ко мне подошла молодая женщина и, узнав, что я столько времени живу в аэропорту, подарила колбасу и батон. Я по-братски разделил это угощение с узбеками. А еще было забавно встретить здесь своего донецкого земляка, который уже много лет живет в Америке. Он никак не мог улететь к себе в Штаты, мы разговорились, обнаружилось, что у нас много общих знакомых. Обменялись телефонами, он угостил меня пивом и уже к вечеру того же дня улетел. А я остался. Обещают, что сегодня в два часа дня меня, наконец, отправят в Калининград. Но пока мы не поднимемся в воздух, я этому не поверю, поскольку обещаний за пять дней наслушался немало.

«Мы… не заставляем людей покупать билеты, — говорят в „Аэросвите“. — Более того: предупреждаем о ситуации с отменой и откладыванием рейсов. Не помогает!»

— Послушайте, милая, мне нужно на Тель-Авив, — обращается к сотруднице «Аэросвита», вышедшей к кассам авиакомпании, лысый еврей преклонных лет.

— Рейсы отменены, — пожимает плечами женщина. — Можем перерегистрировать вас на тринадцатое января.

— Но мне надо лететь сегодня. Пассажирам ведь обещали доставить их в Израиль сегодня вечером!

— Действительно, есть вечерний рейс. Но там уже нет мест.

— И где же я буду жить до тринадцатого числа? — недоумевает пассажир. — Вы меня поселите?

— Нет, не поселим. Можете сдавать билеты, можете снимать гостиницу, можете делать то, что посчитаете нужным, но раньше тринадцатого числа в Тель-Авив вы не улетите.

— Так мне же на фирме, где я заказывал билеты, обещали помочь. Сказали, что сегодня отправят, — ошарашенно оглядывается по сторонам дедушка.

— Ну вот пусть и помогают, — с облегчением выдыхает администратор. — Мы тут ни при чем.

— Скажите, почему в кассах «Аэросвита» до сих пор продают билеты на рейсы, которых, скорее всего, не будет? — спрашиваю у сотрудницы авиакомпании. — Ведь это сознательное вредительство!

— Мы… не заставляем людей покупать билеты, — отвечает девушка. — Более того: и в кассах, и в сервисном центре предупреждаем о ситуации с отменой и откладыванием рейсов. Не помогает!

— Кассиров «Аэросвита», конечно, жалко, — вздыхает таксист аэропорта «Борисполь», попросивший не называть его имени. — Сколько им, ни в чем не повинным, приходится выслушивать гадостей от разъяренных пассажиров! Успокаивать, оправдываться, даже защищаться. Ереванские мужики, когда узнали, что они уже никуда не летят, чуть стекло в сервисном центре не разбили. Так сотрудницы центра, бедняги, закрылись внутри и дрожат, прячутся. А таксистам что? Чем хуже дела у «Аэросвита», тем нам лучше. Ведь когда кому-то срочно нужно попасть в другой город Украины, то при беде с самолетами остается только такси. Мой коллега за три дня дважды в Донецк людей возил. Поездка обходится пассажиру в четыре тысячи гривен — по пять гривен за километр. Конечно, ехать тяжело: гололед, холодина, в четыре часа уже темно, — но зато можно хорошо заработать. Хотя мне, например, зарабатывать на чужом горе не хочется… А «Аэросвиту», похоже, все равно.

«Это СМИ виноваты в накалившейся ситуации», — заявляют представители авиакомпании

Напомним, что авиакомпания «Аэросвит» обратилась в хозяйственный суд Киевской области с заявлением о возбуждении дела о банкротстве с целью начала процедуры санации, восстановления платежеспособности и обеспечения выполнения обязательств перед кредиторами в полном объеме. 29 декабря дело принято к рассмотрению, и именно с этого времени почти все рейсы перевозчика задерживаются, переносятся или отменяются. Тем не менее авиакомпания продолжает свою деятельность, а во всех невзгодах обвиняет… журналистов.

— Мы не обанкротились, — заявляли представители пресс-службы «Аэросвита». — Это СМИ виноваты в накалившейся ситуации. Журналисты исказили поданную нами информацию и вместо сообщений о том, что мы планируем реформирование, поспешили объявить нашу компанию банкротом. Тогда как мы пытаемся решить все вопросы пассажиров и помочь им.

Как именно это происходит, корреспондент «ФАКТОВ» увидела собственными глазами. Перед тем как я собиралась выходить из здания аэропорта «Борисполь», представитель компании «Аэросвит» сообщила так и не вылетевшим в Прагу пассажирам радостную новость: «Международные авиалинии Украины» заберут их ближайшим рейсом, причем без всяких доплат.

— Кто на Прагу? Сюда! — скомандовала девица. — Все идете в терминал «F», там проходите регистрацию, предъявляете билеты «Аэросвита» и садитесь в самолет МАУ. Платить ничего не нужно. Посадка через полчаса.

Не веря своему счастью, люди ринулись к выходу. Возле администратора задержался лишь худенький старичок с большим чемоданом:

— Девушка, ну неужели нельзя было чуть раньше предупредить о том, что посадка будет в другом терминале? Мне тяжело везти вещи, на улице гололед, я могу просто не успеть, — проговорил он с легкой укоризной.

— Скажите спасибо, что вас вообще посадят на самолет! — процедила в ответ «благожелательная» сотрудница.

Получить свои деньги за авиабилет пассажир может в месте приобретения документа и в той валюте, в которой он был оплачен

На сегодняшний день никто не может даже приблизительно сказать, сколько людей так или иначе стали заложниками трудностей компании «Аэросвит». Если в среду на пресс-конференции в МИД говорили о нескольких десятках человек, то уже на следующий день стало известно о 200 туристах, «застрявших» в Бангкоке…

Вчера в авиакомпании заявили, что пассажиры могут сдавать билеты «по месту их приобретения по процедуре, предусмотренной правилами перевозок». Но как может сдать свой билет, например, винничанка, купившая его на родине, а сейчас из-за «Аэросвита» застрявшая в Стокгольме? И смогут ли вернуть свои деньги люди, купившие билеты на рейсы «Аэросвита», скажем, на май 2013 года?

Известный киевский адвокат Марина Лебедева, считает, что в такой ситуации пострадавшим следует как можно скорее заявить свои претензии к компании.

— Люди могут защищать свои права, пользуясь «Правилами воздушных перевозок пассажиров и багажа», на которые ссылается «Аэросвит», — уверена Марина Владимировна. — Эти правила можно найти в интернете. Исходя из них, если пассажир, купивший билет (который, согласно правилам, является договором о перевозке), не смог вылететь по вине перевозчика, не выполнившего своих договорных обязательств, то этот пассажир вправе требовать возмещения стоимости билета. Получить свои деньги человек действительно может в месте приобретения документа и в той валюте, в которой он был оплачен. Но каждый перевозчик имеет свои тарифные правила, от которых и будет зависеть размер возвращаемой суммы.

Фото Глеба Кантора