Год назад не стало народного артиста России
Творческая судьба была уготована Евгению Жарикову еще с рождения. Он был последним, шестым, ребенком в семье советского писателя Леонида (по паспорту — Ильи) Жарикова. Позже признавался, что актерскому мастерству научился, когда ему исполнилось всего три с небольшим годика. В то время Женя постоянно жил у бабушки и дедушки в большом доме в Подмосковье. Любил ухаживать за лошадьми, часами копался в огороде, а вечером, сидя на крылечке, во весь голос распевал народные песни. Когда пришло время выбора профессии, никем, кроме актера, Евгений становиться не хотел. Он без проблем поступил во ВГИК, а на втором курсе уже снялся в первой картине. Знаменитые педагоги Евгения Жарикова Сергей Герасимов и Тамара Макарова души не чаяли в своем ученике.
Кстати, четыре года спустя на курс Герасимова и Макаровой поступила Наталья Гвоздикова — женщина, сыгравшая главную роль в жизни Евгения Жарикова. Его упрекали за излишнюю влюбчивость, но сам актер признавался, что по-настоящему любил лишь раз — свою вторую жену Наталью Гвоздикову. Незадолго до смерти, находясь в Боткинской больнице, Евгений Ильич продолжал вымаливать прощение у своей любимой Наташи за те страдания, которые ей пришлось пережить. Откровения московской журналистки, появившиеся в российской прессе незадолго до кончины известного актера, обнародование их с Жариковым связи и наличие общих двоих детей, было словно гром среди ясного неба. Но Наталья Гвоздикова простила супругу все...
— Я помню, как светились глаза Жени, когда он смотрел на Наташу, — рассказал «ФАКТАМ» известный украинский режиссер Григорий Кохан, снявший популярный многосерийный фильм «Рожденная революцией». — Ведь их роман разворачивался на моих глазах во время съемок первых серий «Рожденной революцией». Женя играл главного героя Николая Кондратьева, а Наташа — его жену.
— Рассказывают, что именно Жариков привел к вам на пробы молодую актрису Наталью Гвоздикову.
— Да, это было в то время, когда я практически уже опустил руки, понимая, что не могу найти подходящий типаж для жены Кондратьева. У меня имелась на примете одна молодая актриса из Одессы, но ее пробы руководство Центрального телевидения забраковало. Помню, я сидел в Киеве на киностудии в своем кабинете, когда неожиданно открылась дверь и на пороге появилась молоденькая белокурая девочка: «Я к вам на пробы!» Вслед за ней влетел Женя со словами: «Боже, я знаю, это Наталья Гвоздикова, прекрасная актриса!» Мне она тоже понравилась, к тому же, видя, как по-дружески относятся друг к другу мои молодые герои, я долго не раздумывал.
— Но и самому Евгению Жарикову пришлось довольно долго добиваться назначения на роль, ставшую для него звездной.
— Когда Женя пришел ко мне на пробы, он был молодой, неизвестный актер. К тому времени сыграл лишь небольшую роль в картине «Иваново детство» и комедии «Три плюс два». Кандидатуру Жарикова посоветовали ассистенты, они знали, что я ищу молодое дарование. Женя приехал в Киев из Москвы. Помню, первое, что меня поразило в нем, — огромные, распахнутые глаза. Для меня было важно, чтобы актер полностью подчинялся режиссеру. Признаюсь, я немного диктатор по отношению к своим артистам. Так вот, Жариков был таким, как я хотел. Но руководство Центрального телевидения возражало против кандидатуры Жени на роль советского милиционера. Хотели видеть на этом месте только известного актера. Так что мне пришлось повоевать. Я даже пошел на крайние меры, заявив: «Если не соглашаетесь на Жарикова, я отказываюсь от съемок картины». В конце концов руководство пошло навстречу, заявив, если фильм провалится, то вся ответственность будет на мне.
— В результате правы оказались вы. «Рожденная революцией» получила даже Государственную премию, а это, кроме почета, еще и немалые деньги.
— Премия составляла 6 тысяч рублей. Деньги поделили между шестью лауреатами, в числе которых, конечно, был и Женя Жариков. Кстати, с премией нас поздравлял сам Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев. Правда, припомнил мне историю о том, как из-за съемок «Рожденной революцией» его не пускали на Красную площадь. Мы снимали последний эпизод картины, когда герой Жарикова генерал Кондратьев принимает парад на Красной площади. В этот день все было перекрыто, проезд на площадь с восьми утра до восьми вечера запрещен. Так вот, когда Леонид Ильич выезжал из Кремля, его машину из-за съемок тоже задержали.
— Роль Николая Кондратьева сделала из Жарикова не только популярного, но и состоятельного актера?
— Зарабатывал он действительно немало. Его съемочный день стоил 50 рублей, как у народного артиста СССР. В общем, актер не жаловался. Да и популярности его можно было позавидовать. Через много лет, когда мы встретились на другой моей картине «Убить шакала», Женя признался, что считает «Рожденную революцией» своей лучшей киноработой. И правда, у него было много предложений, но ни одно из них не могло сравниться с колоссальным трудом над ролью Кондратьева.
— Героиню Натальи Гвоздиковой в фильме «Рожденная революцией» действительно специально убили, потому что актриса, будучи беременной, не могла уже сниматься?
— И это тоже стало причиной такого поворота в сценарии. Наташа даже какое-то время обижалась на меня. Я ведь поначалу и не догадывался, что у них с Женей романтические отношения. Узнал об этом случайно от самих актеров, которые никак не могли оторваться друг от друга в сцене съемки поцелуя. «Мы же любим друг друга, Григорий Романович!» — признался мне Женя. Тогда они и перестали ото всех скрываться. К сожалению, оба к тому времени были несвободны. Когда мы работали в Москве, ко мне попеременно приходили родственники то Гвоздиковой, то Жарикова, предъявляли претензии, что, мол, из-за меня у них рушатся семьи. Но сделать я ничего не мог. А в самом разгаре сериала выяснилось, что Наташа беременна. Женя был безумно счастлив, просто светился от радости. Он долго мечтал о своем ребенке. Нам же пришлось подгонять сценарий под интересное положение Гвоздиковой. Долго мы снимали лишь ее крупные планы, а затем и вовсе убрали, «сбросив с поезда». Через 12 дней после съемок «Рожденная революцией» у Жени родился сын.
— С Жариковым легко работалось?
— Это был актер отменной дисциплины. К тому же он так сильно мечтал сыграть эту роль. Помню, когда я еще пробовал Женю, он все меня умолял: «Григорий Романович, ну сколько можно, я уже так не могу. Не отказывайте мне...» Надо отдать должное Жарикову, ни разу не помню, чтобы он опоздал на съемки. Ему не было знакомо такое понятие, как загул. Он любил компании, но никогда не засиживался дольше положенного. Если и пил, то всегда знал меру. Помню, везде ходил с небольшой записной книжечкой. Когда я делал какие-то замечания или проговаривал, что ему нужно будет сыграть на следующий день, Женя аккуратно записывал все в свой дневничок. Это был актер советской закалки, профессиональный до мозга костей. Сейчас, увы, такие встречаются крайне редко. Впрочем, блестящими актерскими способностями обладали практически все выпускники знаменитых курсов Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. С такими актерами было легко работать, режиссеры их очень любили.
— Вы общались с Жариковым последние годы?
— Увы, нас разделяли расстояние и невозможность полноценно работать, как в былые времена. Кино-то ведь практически перестало сниматься. Последний раз я сотрудничал с Женей в 1991 году. Тогда он приехал в Киев уже в звездном статусе. Кстати, сразу откликнулся на мое предложение, говорил, что в Москве мало работы. Это был смутный период, когда тяжело пришлось многим. Некоторые актеры просто бросали свою профессию и осваивали какое-то ремесло. Но Жариков был не из таких. Творчество у него жило в крови. Он признавался, что мечтал об актерской профессии с детства и никогда в жизни не променял бы на другую...