Спросите у «ФАКТОВ»

Как долго греть мотор автомобиля и нужно ли это делать вообще?

14:40 — 23 января 2013 eye 9379

«В прошлом году купили моему отцу вместо старых „Жигулей“ иномарку. Объяснили, что подсоса в этой машине уже нет, всем управляет электроника. Даже зимой — просто завел мотор и поехал. Но отец упрямо по старинке минут 15−20 греет двигатель, пока стрелка датчика температуры не перейдет в рабочую зону. Как ему объяснить, что делать этого не надо? Ведь длительный прогрев — это лишний литр бензина. Слышал, что в Европе прогревать машины даже запрещено. Или я не прав?»

Сергей Николаевич, г. Киев

Вы отчасти правы — в Европе прогревать двигатели рядом с жилыми домами запрещено, за такое можно заплатить немалый штраф. Связано это с тем, что выхлоп из холодного мотора особенно токсичен — топливо нормально не сгорает, да и эффективность работы каталитического нейтрализатора очень низкая, так как он еще не разогрелся. Считается, что под нагрузкой мотор и катализатор нагреются быстрее, а значит, и вред экологии будет меньше. Именно поэтому большинство автопроизводителей указывают в инструкциях по эксплуатации, что автомобиль не нуждается в прогреве. Что касается ресурса мотора, то в данном случае его приносят в жертву. Гарантийный срок двигатель отходит, а дальше — это уже не проблема производителя.

Между тем любой автомастер скажет, что движение без прогрева не дает деталям двигателя подготовиться к приему больших нагрузок. В некоторых случаях, резко газанув на холодном моторе, можно ему серьезно навредить. Однако прогревать двигатель на холостом ходу 15−20 минут — это перебор.

Недавно российский журнал «За рулем» провел на эту тему исследование и дал свои рекомендации. В качестве «подопытного» взяли европейскую иномарку с мотором 1,6 литра (масло — синтетика). На улице было минус пятнадцать, и эксперты испробовали три варианта прогрева двигателя. Первый — дедовский: полностью прогреть мотор и только после этого ехать. Второй — согласно инструкциям современных автомобилей: «запустил и поехал». И третий — компромиссный: завели мотор, в течение пяти минут смахнули с машины снег, а догрели ее уже в поездке. От старта до финиша «подопытная» иномарка согласно условиям теста должна была проезжать около пяти километров — в среднем именно такое расстояние житель областного центра преодолевает от дома до работы.

При первом варианте на прогрев потратили около 20 минут и почти пол-литра бензина, на дорогу ушло еще около 0,33 литра. Итого — 0,8 литра. Во втором случае (без прогрева) израсходовали в два раза меньше бензина, всего 0,45 литра, а заодно нанесли в два раза меньший ущерб экологии. В третьем случае топлива ушло чуть больше — 0,55 литра, а суммарного вредного выхлопа оказалось еще меньше, чем при втором варианте!

«По всей видимости, при коротком начальном прогреве мотор и на стоянке не успевает изрядно навредить, и при прогреве в движении работает значительно лучше: ведь он уже набрал какую-то температуру», — пояснили исследователи.

По мнению экспертов, наиболее оптимален третий сценарий. Перерасход бензина совсем небольшой, вместе с тем мотор успевает хоть немного, но прогреться. А с точки зрения экологии третий вариант вообще наилучший. Так что иномарку в мороз нужно все-таки греть. Но не более пяти минут.

Задайте свой вопрос «ФАКТАМ»: vopros@fakty.ua