В эти дни как раз снимают гипс тем, кто пострадал во время первого киевского ледового «побоища» в канун Нового года. Продолжают лечиться получившие травмы после редкого погодного явления под названием «переохлажденный дождь». Напомним: в ночь на 22 января дороги и тротуары превратились в блестящий каток. Тогда за двое суток обратившихся за медицинской помощью в Киеве было свыше тысячи.
А впереди снежный февраль. Как заставить коммунальщиков почистить двор от наледи и сбить сосульки с крыши дома? Что предпринять тем, кто намерен судиться из-за полученного на улице перелома? Можно ли заставить супермаркет привести в порядок ступени перед входом в магазин? Обо всем этом «ФАКТЫ» расспросили экспертов.
— Я сломала руку перед самым Новым годом — 29 декабря, — рассказывает пенсионерка Нина Роенко. — Шла из магазина домой по Харьковскому шоссе, поскользнулась и упала напротив кафе «Тина-Тина». Около входа в кафе было почищено, а чуть поодаль — сплошной лед! Поначалу я думала, что лишь ушиблась, но дома рука отекла и сильно разболелась. Зять отвез меня в травмпункт больницы на Красном хуторе. Там была очередь — человек 15, не меньше!
После рентгена врач поставил диагноз перелом левой лучевой кости в типичном месте без смещения. Как же я не хотела накладывать гипс! Дома столько работы, надо готовиться к Новому году и Рождеству — мы обычно всей семьей отмечаем. Но врач настоял. С тех пор я панически боюсь ходить по улице. Иду в поликлинику с гипсом на руке и каждый раз, поскользнувшись, от страха обливаюсь холодным потом!
— Нина Петровна, вы платили в травмпункте за рентген, гипс?
— А как же! Рентген — 20 гривен, гипс — не помню точно, то ли 12, то ли 15 гривен. Мелочь по сравнению с тем, что мне приходится тратить сейчас, когда надо разрабатывать руку. Каждый день я вынуждена ходить по этому льду в центральную районную поликлинику на физпроцедуры. За сеанс массажа плачу 50 гривен, а надо сделать 10 сеансов. Мазь, которую выписал врач, обошлась в 50 гривен. Хорошо, хоть магнитотерапию мне делают бесплатно.
— А чеки вам в травмпункте и поликлинике выдавали?
— Какие там чеки, когда очередь подпирает! Да мне как-то и в голову не пришло чек требовать.
— Кстати, вы знаете расценки частных клиник? За консультацию ортопеда надо выложить от 250агривен, за рентген — еще 250 гривен плюс оплатить назначения врача: процедуры и лекарства. В итоге один визит к медику может вылиться в
— Ой, это слишком дорого для пенсионерки! Я пытаюсь сама разрабатывать руку, но она так болит. Особенно на погоду.
А погода по-прежнему не балует. Для тех, кто уже загипсован, да и просто на заметку (ведь зима еще не закончилась), мы поинтересовались у юристов, стоит ли обращаться в суд в случае получения травмы из-за гололеда.
Успех судебной тяжбы в первую очередь зависит от того, где человек упал. Как пояснила киевский адвокат Марина Лебедева, если травма получена возле своего дома, то претензии следует предъявлять коммунальному предприятию, обслуживающему этот дом. При падении на ступенях офиса, банка, супермаркета или дома, являющегося чей-то частной собственностью, ответственность должен нести тот, на кого возложена обязанность убирать территорию. Чаще всего основная проблема для пострадавшего, по словам юриста, — это установить балансодержателя места, где человек упал.
— В идеале человек, получивший травму из-за гололеда, должен действовать так: если вы упали и не можете встать, надо вызвать скорую помощь, чтобы медики не только оказали помощь и доставили в травмпункт, но и зафиксировали причину и место получения травмы, — продолжает Марина Лебедева. — Хорошо бы взять номера телефонов помогавших вам людей. Они могли бы выступить в суде свидетелями. Для суда придется запросить на станции скорой медицинской помощи копию документа о вызове, а если дошло до госпитализации, взять подробную выписку из истории болезни. И обязательно сохранять все чеки на покупку медикаментов, за оплату медпроцедур и лечения. Можно приложить документы, доказывающие, что из-за травмы вы понесли материальные убытки, а также из-за утраты трудоспособности лишились заработка.
Но идеальных падений, как известно, не бывает, поэтому чаще всего человек, получивший травму на улице, страдает от боли, а окружающие суетятся в ожидании медиков. В такой ситуации редко кому придет в голову обменяться номерами телефонов. По словам Марины Лебедевой, обращаться в суд можно и после окончания лечения. Ведь срок исковой давности в Украине составляет три года. С подачей иска лучше не затягивать, потому что потом сложнее будет собрать документы и другие доказательства. К тому же в суде надо будет объяснить, почему вы травму получили, скажем, два года назад, а обратились в суд только сейчас. Так что, подавая иск, следует готовиться основательно.
Так, киевлянину Михаилу Воробьеву удалось отсудить у Киевской горадминистрации 17 тысяч гривен компенсации за сложный перелом ноги в двух местах. Мужчина упал 4 января 2010 года в самом центре Киева, выйдя из подземного перехода на улицу Институтскую — в сторону Международного центра культуры и искусств (Октябрьский дворец). Судиться пришлось полтора года. Юрист Виктория Ставчук, представлявшая Воробьева в суде, рекомендует в таких случаях настаивать, чтобы медики в документах указывали, что травма получена вследствие гололеда. «В карте, которую заполняет вызванный врач скорой помощи или в травмпункте, есть разные графы, — рассказала юрист
Если же на прохожего обрушилась сосулька, травмы бывают очень серьезные, вплоть до летального исхода, поэтому в таких случаях, как правило, возбуждается уголовное дело. Юристы говорят, что в рамках этого дела родственники могут стать гражданскими истцами и потребовать от коммунальщиков компенсацию через суд. В феврале прошлого года на улице Воздвиженской случилась трагедия, когда на пожилую женщину, стоявшую возле старого трехэтажного дома № 25 внезапно обрушилась
А расследование уголовного дела по факту смерти
Тем временем люди продолжают ходить по тротуарам на Ярославом Валу, пробираясь через ограждающие ленточки, потому что другого пути у них просто нет. У тротуара громоздятся почерневшие от уличной грязи монолитные сугробы, вдоль которых плотными рядами стоят иномарки, а по узкой мостовой сплошным потоком едут машины.
В тот роковой день, когда погибла киевлянка, в результате падения сосулек с крыш в столице пострадало десять человек. Всего с начала зимы в столице Украины из-за сосулек травмированы больше тридцати жителей, сообщили в МЧС. В среднем ежедневно от падения льда страдают пять киевлян.
Но иногда, чтобы убрали лед, достаточно… банального скандала. Так, киевлянка Мария поделилась успешным опытом, как она добилась от администрации весьма посещаемого супермаркета на Оболони, чтобы почистили ступени у входа в магазин.
— Я вышла из супермаркета с двумя тяжелыми сумками, кое-как спустилась по скользким ступеням и сразу же упала на толстой корке льда, — рассказала женщина. — Не поленилась, вернулась в магазин и устроила такой крик администратору, что аж самой уши заложило. Как ни странно, это помогло. Уже на следующий день подход к магазину почистили. Меня удивляет только, почему владельцы таких заведений ждут, пока кто-то покалечится или такая вот скандалистка ткнет их носом?!
Хотя очень трудно собрать для суда доказательства виновности коммунальщиков или частных предпринимателей, юристы уверены: чем больше будет исков от пострадавших, тем больше стимулов ответственным службам для уборки улиц, а не для отчетов о количестве разбросанной по льду смеси песка и соли. Поэтому, вместо того чтобы возмущаться с соседями под подъездом, горожане (и не только киевляне) вполне могут заставить коммунальщиков выполнять свою работу. Самый действенный способ — требовать перерасчета оплаты некачественной или непредоставленной услуги.
— Для начала надо позвонить диспетчеру коммунального предприятия, обслуживающего дом, — советует Марина Лебедева. — Вашу жалобу должны зарегистрировать и устранить проблему. Если реакции не последует, то напишите заявление на имя начальника жэка о перерасчете оплаты услуг. И зафиксируйте ледяные торосы, что возле дома или сосульки на его крыше. Уборка придомовой территории занимает существенную часть квартплаты. И даже если вам будут говорить, что перерасчет составит копейки, требуйте зарегистрировать ваше заявление. Как правило, этого бывает достаточно, чтобы во дворе появились несколько угрюмых дворников с ломом и лопатами.
Если же и эти доводы для жэка не станут убедительными, есть еще один способ — составить коллективную жалобу или заявление от имени жильцов дома и вручить ее в жэк под роспись на копии жалобы.
А тем временем, видимо, решив, что лучшая защита от потребителей- это нападение, московская городская дума приняла на рассмотрение забавный законопроект, предусматривающий введение штрафов за «сброс с транспортного средства снега или размещение его вне специально отведенных мест». Если документ примут, то владельцам авто, случайно уронившим снежинку при очистке своей машины, придется выложить до 3 тысяч рублей (около 750 гривен) штрафа, а должностному лицу- и в 10 раз больше. Учитывая, что зимы в Москве долгие и снежные, такие штрафы могут стать неплохим подспорьем для пополнения городского бюджета, а заодно помогут решить проблему пробок. Лишь бы наши власти до такого не додумались.
Советы потребителям