Украина

Для украинского водителя, въезжающего в Россию или Белоруссию, угрозой может стать... автомобильная аптечка

7:00 — 7 февраля 2013 eye 4909

На курсах вождения будущих водителей учат тому, что автомобиль должен непременно комплектоваться аптечкой. Однако уже года два (с момента отмены обязательного техосмотра для водителей-частников) даже формального контроля за ее наличием не существует. Это только в анекдотах инспектор ГАИ может оштрафовать водителя за то, что у него нет огнетушителя или аптечки. В действующем Админкодексе за такое «деяние» предусмотрено только устное предупреждение. А ведь автомобильную аптечку мало просто купить, ее содержимое нужно периодически обновлять, так как многие препараты имеют ограниченный срок годности. К тому же оказалось, что аптечка может стать причиной проблем при поездке за границу.

«В Прибалтике запрещены корвалол и валокордин»

Как сообщили «ФАКТАМ» в пресс-службе Министерства доходов и сборов Украины, входящий в состав аптечки обезболивающий препарат «Буторфанол тартрат» (шприц-тюбик) запрещен для ввоза в Россию, Белоруссию и Казахстан. В пограничной службе Федеральной службы безопасности Российской Федерации «ФАКТАМ» пояснили, что, согласно постановлению правительства России, психотропный препарат «Буторфанол тартрат» отнесен к категории сильнодействующих веществ и запрещен к свободному обороту на территории страны. Поэтому при пересечении государственной границы необходимо письменно уведомить российских таможенников о наличии лекарства. Вот только не все об этом знают, и в результате водители становятся правонарушителями. В первый раз вас могут оштрафовать на 625 гривен, а если вы вторично попадетесь с этим препаратом, придется раскошелиться уже на сумму до двух тысяч гривен.

Правда, по словам российских пограничников, проблемы с некоторыми лекарственными препаратами при пересечении границы возникают и у граждан стран Таможенного союза (России, Белоруссии, Казахстана). В Украине, например, в свободном обороте запрещены антидепрессанты «Грандаксин» и «Андипал». А въезжая в Прибалтику, желательно расстаться с широко распространенными корвалолом или валокордином (успокаивающие и сосудорасширяющие средства). По информации Службы охраны госграницы Литвы, провоз лекарств, содержащих фенобарбитал (а это как раз корвалол и валокордин) через территорию страны уголовно наказуем.

Что касается самой аптечки, то в России за ее отсутствие наказывают штрафом примерно в 25 гривен, в странах Евросоюза штраф может колебаться от 20 до 100 евро. Но есть и исключения. К примеру, в Германии наличие аптечки не обязательно, а рекомендовано.

Интересно, что стандартная немецкая автомобильная аптечка разительно отличается от нашей. В ней может быть большой набор салфеток, различных бинтов, тампонов, ножницы-зажимы, жгут. А вот таблеток и шприцев с препаратами там нет. «У немцев четкое правило: если ты не врач, к пострадавшему не лезь, — говорит Владислав, уже десять лет живущий в Германии. — Поэтому аптечка нужна, только чтобы остановить кровотечение — и все. Остальное должны делать профессиональные врачи, а не автолюбитель, ведь он своими действиями может и навредить».

«Вместо валидола положите в аптечку нитроглицерин, вместо йода — зеленку»

Зато украинская аптечка, кроме бинтов, повязок и других средств для остановки кровотечения, а также обезболивающих и сердечных лекарств, должна содержать еще и... портативный аппарат для искусственной вентиляции легких. Хотя, по словам специалистов, правильно воспользоваться им смогут единицы.

— У нас к автомобильной аптечке водители относятся как к формальности, — говорит Евгений, в течение десяти лет работающий фельдшером на «скорой помощи». — Крайне редко кто-то способен грамотно оказать первую медицинскую помощь пострадавшему в ДТП. Люди просто боятся сделать что-то неправильно, особенно если травма внутренняя. А иногда накладывают жгуты так, что пострадавшему становится только хуже. Но главная проблема в том, что толку от аптечки немного, поскольку ее содержимое крайне низкого качества. Ножницами невозможно перерезать бинт, резиновым жгутом не перетянешь поврежденную конечность — хлипкая резиночка, которая лежит сегодня в стандартных аптечках, никуда не годится, пластырь совершенно отвратителен — приклеить узенькую полосочку практически нереально.

Поэтому я бы рекомендовал водителям, которые проводят много времени за рулем, самим купить то, что может понадобиться для оказания первой помощи, собрав «правильную аптечку». В ней должен быть современный широкий пластырь (или набор пластырей разного размера), широкий бинт. Жгут тоже лучше заменить. Вместо йода рекомендую зеленку, потому что на йод чаще встречаются аллергические реакции, да и сжечь рану йодом проще простого. В аптечку нужно также положить хорошее обезболивающее и побольше стерильных салфеток.

Валидол в критических ситуациях — препарат практически бесполезный. Поэтому выбирайте нитроглицерин. Его действие начинается через 2-3 минуты и продолжается 25-30 минут. Получаса достаточно, чтобы подъехали врачи «скорой помощи». Обязательно купите нашатырь, который поможет привести человека в чувство после обморока... И всегда храните в багажнике полуторалитровую бутылку питьевой воды: запить таблетку, промыть рану... Не понадобится в медицинских целях — выпьете жарким летним днем. А вот устройство для дыхания «рот в рот», которым оснащена аптечка, для обывателя бесполезно — даже не каждый медик сможет правильно провести реанимационные мероприятия. И вообще при ДТП желательно самостоятельно не доставать пострадавших из авто, так как, например, при травме позвоночника либо переломе это может привести к ухудшению состояния. Делать это допустимо лишь в исключительных случаях, когда существует угроза для жизни человека.