Культура и искусство

Картину Васнецова «Витязь на распутье» планируют продать на торгах в Лондоне за 1,2 миллиона долларов

8:45 — 21 февраля 2013 eye 3880

Благодаря экспертам аукционных домов в последнее время находятся шедевры, следы которых были затеряны еще в прошлых веках. Один из таких раритетов — картина Виктора Васнецова «Витязь на распутье», которую в июне планируют продать на лондонских торгах в диапазоне от 800 тысяч до 1 миллиона 200 тысяч долларов.

— Это полотно — первоначальный вариант хранящейся в Русском музее картины 1882 года, — рассказывает директор Аукционного дома MacDougall’s Екатерина МакДугалл. — Она датирована 1879 годом и была хорошо известна любителям искусства по сохранившимся в музеях наброскам и красноречивым отзывам Ивана Крамского и Сергея Дягилева. А главное — по фотографии в каталоге первой выставки «Союза русских художников» 1903-1904 годов. На ней она экспонировалась с огромным успехом и пометкой... «не для продажи». Однако после выставки некий американский коллекционер все же уговорил продать ему полотно.

С тех пор все эти годы оно находилось в его семье. Потомки коллекционера недавно решили расстаться с раритетом и были приятно удивлены, как дорого он может сегодня стоить.

К слову, эксперты утверждают, что это первый богатырь, написанный Виктором Васнецовым — автором каждому из нас известных с детства картин «Богатыри», «Аленушка», «Иван-царевич на Сером Волке», которые сегодня хранятся в Государственной Третьяковской галерее.

Вообще же работы Васнецова появляются на аукционах крайне редко.

К сожалению, в столицу Украины в этот раз топ-лот предстоящих торгов не привезут. А жаль, ведь именно Виктор Васнецов в 1885-1896 годы в Киеве расписывал Владимирский собор, возведенный в честь 900-летия Крещения Руси. Выдающийся художник создал пятнадцать композиций и тридцать фигур святых в полный рост. Среди них — «Христос-Вседержитель», «Богоматерь с младенцем», «Святители», «Пророки», изображения княгини Ольги, князя Владимира, Александра Невского, Нестора Летописца... На освящении Владимирского собора присутствовал Николай II. Васнецова поздравляли выдающиеся художники Василий Поленов и Илья Репин, известный предприниматель и меценат Савва Мамонтов...

*Виктор Васнецов

Виктор Васнецов был человеком глубоко верующим. Происходил он из семьи сельского священника и до поступления в петербургскую Академию художеств закончил богословский класс духовной семинарии. «Меня сохранил Господь», — рассказывал Виктор Михайлович, вспоминая, как сорвался с лесов во время работы под куполом киевского храма. Чудом он зацепился холщовой курткой, в которой трудился, за металлический крюк. Высота ведь была нешуточная.

На гонорар, полученный за роспись Владимирского собора, Виктор Васнецов смог построить в Москве дом-терем, где сейчас находится его музей. И совершенно неожиданным образом художник получил деньги за эскизы, которые сейчас экспонируются в Третьяковской галерее. Уезжая из Киева в Москву, он свернул их и намеревался выбросить, но грузчики, которые укладывали вещи в сани, прихватили все это с собой. В Москве Васнецов показал эскизы Третьякову, и тот приобрел их за хорошие деньги, на которые художник смог купить имение под Москвой.

После революции Васнецов создавал картины преимущественно на сказочные сюжеты. А над былинными «Богатырями», как рассказала правнучатая племянница художника — доктор химических наук, профессор Ольга Васнецова, Виктор Михайлович начал работать ее еще до приезда в Киев и продолжал работу почти два десятилетия. Первый эскиз создал в Париже, который посетил после окончания Академии художеств. Хотел подарить его Поленову, но тот убедил воплотить замысел в картине. Эскиз к «Богатырям» Васнецов повсюду возил с собой. В том числе и в Киев. А завершил работу уже в Москве, где известный коллекционер Третьяков приобрел шедевр для своей галереи.

Интересен и тот факт, что Павел Третьяков, восхищаясь творчеством Васнецова, покупал работы этого художника прямо с выставок, беспокоясь, чтобы его не опередила царская семья. Поэтому часто заблаговременно просил Виктора Михайловича оставить картины за ним. Оплачивал труд художника всегда достойно. Даже выделил под его работы отдельный зал в своей галерее. Большим ценителем творчества Васнецова был также Савва Мамонтов. Именно он заказал художнику картины «Три царевны подземного царства» и «Ковер-самолет».

Судьба экспонируемого в недавно открывшейся в Москве галерее MacDougall’s «Витязя на распутье» решится в Лондоне пятого июня.