Происшествия

«священник настолько был потрясен моей работой, что начал целовать мне руки»

0:00 — 16 января 2009 eye 1426

В Симферополе открылась выставка Владимира Денщикова, который создает иконы из тончайшей льняной нити, завязанной в узелки. Подобной методикой не владеет ни один человек в мире

Посетители посвященной Рождеству выставки, открывшейся в Симферопольском художественном музее, увидев творения Владимира Денщикова, плакали от восторга и благодарили автора за… чудо! Действительно, при созерцании работ Денщикова возникает ощущение прикосновения к чему-то нереальному. Ну как можно из льняной нити толщиной 0,5-2 миллиметра, завязанной в узелки, без применения спиц, крючков создать картину! Все работы Денщикова в единственном экземпляре, ведь скопировать их невозможно. И каждая, в зависимости от размера, насчитывает от одного до девяти миллионов узелков!

«В иконе Александра Невского девять миллионов узелков»

- Несмотря на то что некоторые мои работы уже экспонировались в Германии и Украине, а также находятся в частных коллекциях, эта выставка эмоционально «перехлестнула» все значимые события в моей жизни, — признался актер Крымского академического русского драматического театра имени Горького Владимир Денщиков.  — Настолько здесь сконцентрировано все хорошее, что я даже вчера супруге сказал: «Мне страшновато, так много счастья не должно быть». И сегодня, перед приездом в музей, я пошел в храм, помолился, поставил свечку и попросил, чтобы «подсказали», как «бороться» с этим счастьем. Шучу, конечно.

- Поделитесь им с другими.

- Делюсь с супругой. В том, что эти работы появились, и ее заслуга. И все-таки у меня такое ощущение, что это не со мной происходит. Захожу в зал, смотрю на экспозицию и думаю: не может быть! Умом понимаю, что это я сделал, но все равно не укладывается в голове.

Когда начинаю завязывать узелки, забываю о болезни (два года назад у Владимира Анатольевича случился инсульт, он был прикован к инвалидной коляске, а сегодня приехал на встречу за рулем автомобиля.  — Авт. ), руки вспоминают все, что делали раньше, развивается моторика. Считаю, Бог дал мне испытание болезнью. Один знакомый сказал, что и в такой ситуации надо прожить правильно. Многие говорят: «За что, Господи?!» А нужно спросить: «Для чего, Господи?!» За время болезни я понял для чего. Сейчас уже не работаю в театре, только преподаю в университете культуры. Таким образом появилось время, чтобы создавать иконы. По большому счету, все сложилось так, что лучше и не придумаешь. В душе мне хотелось именно этого.

В театре сыграл много ролей, работал хорошо, отдавая все силы и здоровье, может, поэтому и случился инсульт. Наверное, Бог предупредил меня, что перенапрягаться нельзя. Как у народного артиста у меня была норма: 11 спектаклей в месяц, а я играл 15-22. При том, что времени на восстановление у нас, артистов театра, практически нет, а график работы очень напряженный. Если голливудский артист может позволить себе сыграть роль и полгода восстанавливаться (бассейны, массажи), то мы даже мечтать об этом не могли. Раньше я думал, почему день такой короткий. Вечером, когда домашние готовятся ко сну, я сижу на кухне и вяжу узелки. Как-то посчитал количество завязанных мною вручную узелочков в квадратном дециметре, и получилось, что в картине размером 40 на 50 сантиметров их более миллиона. А в иконе Александра Невского почти девять миллионов.

- Смотрю, ногти у вас на руках коротко острижены, как же удается завязывать микроскопические узелки?

- (Смеется. ) Супруга, когда видит, как я слишком маленькую детальку делаю из узелков, говорит: «Куда ты своими «сосисками» полез?!» На каждую икону у меня уходит от трех до пяти месяцев. Пока ничего подобного никто в мире не делал, в такой технике я работаю один. Только не воспринимайте это как хвастовство, просто даю информацию.

«Перед тем как приступить к новой иконе, пощусь, в церковь хожу»

- Слышала, что изготовление вами икон и картин называют макраме-коллаж.

- Кто-то на выставке предложил обозначить мой метод как необычное узелковое плетение с использованием элементов рукотворной ткани. Но это слишком длинное название.

- А что это за рукотворная ткань, которую вы используете при создании икон?

- У меня на нее даже патент имеется. Из рукотворной ткани я делаю одежду святых. Берется полумиллиметровая льняная нитка и складывается одна к одной. Все это фиксируется и получается ткань, которую я увлажняю и формирую из нее складки, фалды одеяний. При этом надо работать очень быстро и точно, поскольку поверхность из сложенных одна к одной ниточек может мгновенно расползтись.

- Ваши уникальные творения «тянут» на Книгу рекордов Гиннесса. А уж в Книге рекордов Украины им точно место.

- А зачем?!

- Почему вы начали создавать именно иконы?

- В семидесятые годы прошлого века было повальное увлечение макраме. Люди закупали огромные мотки ниток, всевозможных веревок, подкрашивали и плели из них занавески, покрывала, салфетки. В Киеве, где я вырос и учился, у меня был прекрасный учитель рисования, царство ему небесное, который всегда говорил: «Никогда ничего не срисовывай, должно быть только личное творчество». Его слова стали моим принципом. Тогда я тоже попробовал работать в технике макраме, делал женские украшения, сумочки. Это было несложно, потому что еще в школе делал из цветной проволочки плеточки, браслетики. Но эта техника ограничивает возможности создания того или иного предмета.

В моем варианте, когда используешь льняную нить, создавая отдельные детали, а из них картину, результат совсем другой. Правда, сначала я делал фантазийные работы на плоскости. Потом стал придавать им объем. Поскольку в театре работал еще и художником-постановщиком, это как бы мое профессиональное свойство — создавать объемность. Кстати, из-за этого и перешел к работе над иконами. Как-то в храме посмотрел на икону Владимирской Богородицы. Она не была написана на деревянной доске, а изготовлена: оклад серебряный, некоторые детальки металлические. Икона объемная, и я подумал: попробую такое же сделать из льняной нити. Макраме я занимаюсь 30 лет, а иконами — 10. В этой технике можно совершенствоваться бесконечно.

- Знаете, какие иконы существуют, особенности их написания?

- Изучаю все досконально. Перед тем как приступить к новой иконе, пощусь, в церковь хожу. На некоторые работы испрашиваю благословения Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря. Потом эти иконы освящаются.

- Говорят, вы даже в больнице не прекращали работу, и это помогло вам быстрее восстановиться после инсульта?

- Один крымский бизнесмен попросил меня сделать икону Николая-Чудотворца к открытию храма-маяка Николая-Чудотворца в поселке Малореченское. Потом преподнес эту икону в дар храму. Я начал работать (икона большая — 80 на 110 сантиметров), но заболел. Я человек обязательный, не могу не сдержать слова, поэтому попросил супругу привезти икону в больничную палату.

«Самая большая проблема для меня — льняные нитки. Это сейчас дефицит»

- Врачи не запрещали трудиться прямо в палате?

- Одобряли, поскольку такая кропотливая работа помогает быстрее реабилитироваться после инсульта. Икона Николая-Чудотворца была внесена в храм, освящена, я же из-за болезни познакомился с настоятелем храма отцом Сергием позже. Как известно, при встрече принято батюшке целовать руку. А он тогда взял мои руки и стал целовать их, настолько был потрясен моей работой. У меня слезы на глазах выступили, так был взволнован. Я попросил отца Сергия, чтобы икона Николая-Чудотворца тоже участвовала в этой выставке. В Малореченском икону уже увидели более миллиона прихожан, о ней наслышаны не только в Украине. Некоторые крымчане, уезжая куда-то, просят разрешения у отца Сергия помолиться перед ней. Потому что эта икона находится в алтаре. Отец Сергий даже как-то сказал мне: «Не понимаю, кем я здесь работаю: настоятелем храма или экскурсоводом, столько вопросов по поводу этой иконы задают».

Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря «Николай-Чудотворец» просто потряс, хотя можно представить, какие только иконы ни приходилось видеть ему. Тогда я попросил его: «Благословите, и я сделаю икону Александра Невского для воссоздающегося в Симферополе собора Александра Невского». Он дал благословение, и спустя 14 месяцев работа была закончена. Владыка был в восхищении.

Надеюсь, найдется меценат, который захочет подарить икону Александра Невского строящемуся храму. Сам я не могу этого сделать. Чтобы полностью восстановиться после болезни, необходимо принимать очень дорогие лекарства, средства на которые должен зарабатывать сам.

- Когда начали создавать иконы, ваша жизнь изменилась?

- Я перестал реагировать на политику. Мне теперь почему-то ближе интересы конкретного маленького человека. Понял, что все эти глобальные проблемы — суета.

- Слушая вас, думаешь: вот уж счастливый человек, проблем у него нет.

- Ну почему же, есть. Самая большая проблема для меня — льняные нитки. Это сейчас большой дефицит. Когда вышел сюжет о моих иконах на крымском телевидении, отозвалась женщина из Феодосии, передала автобусом несколько бобин. Она тоже что-то вязала из этих ниток, но позвонила и сказала: «Вам они нужнее». Это был для меня самый лучший подарок.

- А на льнокомбинатах нельзя купить такие нитки?

- Льнокомбинаты выпускают пряжу. Нитки остались только там, где когда-то сшивали ими мешки или бухгалтерские книги.

- Говорят, ваши иконы есть у Юлии Тимошенко и Софии Ротару?

- Когда Юлия Тимошенко была в Крыму, наш Верховный Совет преподнес ей икону. И к Софии Михайловне точно так же попала одна из моих работ. Будучи в Киеве, я познакомился с известной певицей Ниной Матвиенко. Увидев одну из моих работ, она захотела подобную для себя. Через пять месяцев я сделал икону «Ангел-Хранитель» и передал ей. Благодаря иконам сбылась моя давняя мечта: познакомился с Вячеславом Зайцевым. Мы с ним сфотографировались на память, а на моей выставочной программке он написал: «Восхищен истинным мастерством, спасибо! Слава Зайцев».

- Что можете пожелать людям, которым, как и вам, выпало испытание в виде тяжелой болезни?

- Бороться и не жалеть себя. В журнале «Изящное рукоделие» было напечатано несколько моих работ, ими заинтересовались немало людей с ограниченными возможностями. При любых физических недостатках надо пытаться найти в себе силы делать что-то для людей, это помогает. Потому что человек ощущает себя нужным.