Нацкомиссия, осуществляющая регулирование в сфере коммунальных услуг, вынесла на обсуждение проект порядка расчетов тарифов на водоснабжение
«ФАКТЫ» недавно рассказывали о том, что Национальная комиссия, осуществляющая регулирование в сфере коммунальных услуг (Нацкомуслуг), подготовила законопроект, ужесточающий наказание за отключение от централизованных систем отопления. Однако надо сказать, что этим не исчерпываются планы по реформированию жилищно-коммунального сектора. Возможно, вскоре нас ожидают новшества в сфере оплаты водопровода. Об этом говорит проект изменений к Порядку формирования тарифов на централизованное водоснабжение и водоотвод, подготовленный той же национальной комиссией и вынесенный на обсуждение.
Документ устанавливает, что расчет тарифов на воду может производиться двумя способами.
Первый из них — тот, который используется сегодня в Украине. Он предусматривает, что стоимость воды одинакова для всех. И определяется она путем деления запланированных годовых затрат водоснабжающей компании и плановой годовой прибыли на годовой объем поставляемой воды. Потребитель, в свою очередь, каждый месяц умножает показания своих счетчиков горячей и холодной воды на тариф и платит полученную сумму.
Такая система действует в Украине еще с советских времен, и специалисты признают ее устаревшей и неэффективной. Во-первых, она не стимулирует поставщиков воды повышать качество и эффективность своей работы. Ведь можно без всяких ограничений заложить в тарифы любые затраты и потери, да еще и прибыль.
Во-вторых, такая система тарифообразования не способствует экономии ресурсов, поскольку независимо от того, сколько воды расходует потребитель, цена ее одинакова. Если же государство, например, дотирует часть стоимости воды, то тот, кто больше потребляет, получает более существенную дотацию.
В связи с этим, кроме нынешней, планируется ввести также многоуровневую модель, согласно которой тариф меняется в зависимости от количества использованной воды. Данный дифференцированный тариф (в проекте он называется «блочным») предусматривает: чем больше воды вы выливаете, тем дороже обходится каждый кубометр.
Понятно, что рассчитать сумму платы за воду с применением таких тарифов можно лишь в том случае, когда известно, сколько именно воды расходует за месяц потребитель. Следовательно, скорее всего, на новые тарифы будут переходить в первую очередь крупные города, в которых значительная часть населения уже пользуется счетчиками воды.
Блочные тарифы будут иметь пять уровней, и рассчитываться они должны путем решения приведенной в проекте системы уравнений. Вы видите ее на фотографии.
Никакой высшей математики нет, но алгебры довольно много. Так что далеко не каждый человек поймет, что его ждет, если новый порядок исчисления тарифов вступит в силу.
Поэтому «ФАКТЫ» обратились в Нацкомуслуг с просьбой объяснить, в чем состоят новые правила тарифообразования. Однако в комиссии нам ответили: в данный момент они не намерены давать разъяснения. Причина, по словам пресс-секретаря Нацкомуслуг Ивана Толкачева, в том, что в настоящее время проект вынесен на обсуждение, в котором участвует некое «экспертное сообщество». Те же, кому предстоит платить за воду по новым тарифам, по мнению Нацкомуслуг, в состав этого сообщества не входят, следовательно, разъяснять им суть нововведений излишне.
Мы, напротив, считаем, что люди имеют право знать, какие реформы, касающиеся их кошельков, затевает государство. Поэтому, мобилизовав остатки школьных знаний, постарались выяснить порядок работы системы блочных тарифов.
Итак, как мы уже говорили, блоков будет пять. Четыре из них содержат тарифы для различных уровней потребления воды. Пятый предназначен для тех, кто пока не обзавелся счетчиками.
Предполагается, что границы потребления воды для каждого из блоков будет устанавливать Нацкомуслуг. Она же будет определять тарифы на воду для первого блока, которые будут одинаковы для всех предприятий, осуществляющих поставку воды.
Таким образом, люди, потребляющие некое минимальное количество воды в пределах первого блока, станут платить за нее по самой низкой, единой для всех цене.
Если же потребление воды окажется выше нормы для первого блока, то излишки сверх нормы придется оплачивать по тарифам для второго блока. Эти тарифы будут разными. Каждый поставщик рассчитает их, решив первое, самое длинное, уравнение из приведенной системы.
Идеология уравнения достаточно проста. Тарифы по-прежнему планируется рассчитывать исходя из потребностей поставщика. Прежде чем приступать к решению уравнений, водоканал прикидывает, сколько ему хотелось бы получить за год. В сумму он включает любые затраты, а также желаемую прибыль. Конечно, никто для себя скупиться не станет.
Затем определяется так называемый расчетный тариф (Т*) — средняя стоимость воды для данного предприятия. Он рассчитывается путем деления упомянутой выше суммы желаемых поступлений на прогнозный годовой объем поставок воды всем потребителям (S*). Дальнейшие расчеты нужны для того, чтобы распределить сумму планируемых доходов между потребителями.
Как видим, в левой части первого уравнения системы стоит произведение Т* х S*, то есть та самая сумма необходимых поступлений от поставок воды. Правая часть представляет собой суммы, которые заплатят потребители в соответствии с тарифами разных блоков в зависимости от того, сколько воды они используют. Не углубляясь в математические выкладки, сообщим, что при помощи этого уравнения можно вычислить Т2 — тариф для второго блока.
Дальше — проще. Тарифы для третьего и четвертого блоков (Т3 и Т4) вычисляются при помощи простого их умножения на некие коэффициенты К3 и К4. Предполагается, что размер коэффициентов будет также устанавливать Нацкомуслуг. Поэтому сегодня трудно сказать, насколько они будут отличаться друг от друга.
Наконец тариф Т/ предусмотрен для людей, не пользующихся счетчиками. Он рассчитывается путем умножения тарифа Т4 на 1,1. То есть для этих потребителей вода окажется на 10 процентов дороже, чем для четвертого блока. Такая высокая цена, очевидно, должна будет подтолкнуть всех потребителей к установке счетчика.
Попробуем представить, как будет выглядеть расчет платы за воду для каждого потребителя после того, как новые тарифы вступят в силу. Предположим, что Нацкомуслуг установила начальный объем использования воды для второго блока на уровне 2 кубометров, для третьего — 4 кубометров, а для четвертого — 6 кубометров. Местный водоканал рассчитал тариф для каждого из блоков. Тогда если потребитель расходовал за месяц, например, 5 кубометров воды, то ему придется оплатить 2 кубометра по тарифу для первого блока, еще 2 кубометра по тарифу для второго блока и 1 кубометр по тарифу для третьего блока.
Вероятно, новая система тарифообразования заставит потребителей экономить воду, но не решит главную на сегодня проблему эффективности работы коммунальных служб. Порядок не предполагает ограничений затрат водоканалов, их прибыли, потерь. Все это можно будет включить в блочные тарифы. Ведь их размер, кроме первого, не ограничивается. Поэтому какой смысл поставщикам реконструировать устаревшие сети и пытаться повысить свои доходы за счет снижения потерь? Ведь и старая, и новая системы расчета тарифов позволяют им переложить любые свои проблемы на плечи потребителей, да еще и получать неограниченную прибыль.
Прокомментировать возможные последствия введения блочных тарифов «ФАКТЫ» попросили юриста-консультанта по вопросам ЖКХ Ивана Смольного.
— Из проекта порядка формирования тарифов не ясно, кто будет считаться потребителем — один человек или одно жилище. Ведь понятно, что семья из пяти человек расходует существенно больше воды, чем одинокий холостяк.
— Согласно законодательству потребитель — физическое или юридическое лицо (один человек или организация). Однако в соответствии с проектом блочные лимитные пределы применения того или иного тарифа определяются количеством кубических метров использованной воды исключительно на основании фактических показателей отдельного счетчика. И совершенно не учитывается, что потребителей «под одним счетчиком» может быть больше одного. Так что, если следовать логике проекта, каждый потребитель услуг должен иметь персональный трубопровод и счетчик. Иначе чем больше пользователей проживает в квартире и чем существеннее расход воды, тем выше будет тариф за кубометр.
Принимая во внимание, что, по статистике, человек в среднем использует около 3 кубометров в месяц, можно с уверенностью сказать: для семьи из двух-трех человек тариф будет находиться в пределах третьего-четвертого блоков. А если, к примеру, это общежитие, то тариф однозначно будет соответствовать четвертому блоку.
Также нужно принять во внимание, что многие граждане пользуются льготами при оплате, а льгота привязана к норме потребления. Причем в одной квартире могут проживать и имеющие, и не имеющие право на льготу. То же относится и к субсидиям. При однотарифной системе расчет размера льгот и субсидий относительно прост и отработан годами. И то часто возникают проблемы. В случае дифференцированных тарифов сложность расчетов по льготам и субсидиям возрастает в разы.
— Похоже, труднее всего после введения блочных тарифов придется тем, у кого нет счетчика. Ведь для них установлен самый высокий тариф.
— Система бьет по самым незащищенным людям, которые из-за отсутствия средств или по состоянию здоровья не могут установить приборы учета и обежать все инстанции для их принятия на коммерческий учет.
В среднем установка счетчика воды (с учетом стоимости простого прибора и работ по монтажу) обходится в 800 гривен. А учитывая, что далеко не всегда техническое состояние внутриквартирной сети водопровода позволяет установить счетчик без реконструкции, стоимость работ может вырасти в разы.
Поскольку сегодня счетчики воды имеют в лучшем случае 50 процентов потребителей, можно только предполагать, какое обширное поле деятельности открывается перед коммунальщиками.
— Новая система тарифов имеет и достоинства. Скорее всего, она заставит людей экономнее расходовать воду.
— Потребители, у которых уже есть приборы учета, даже при действующей однотарифной системе жестко мотивированы экономить. А те, у кого счетчиков нет, но есть возможность их установить, стремятся это сделать, так как нынешние тарифы уже бьют по карману большинства потребителей.
Существует, конечно, узкая прослойка населения с доходами, позволяющими не обращать внимания на стоимость воды, расходующая ее много (бассейны, джакузи, сауны, полив). Однако в общей массе потребленных услуг, как в количественном, так и в денежном выражении, такие потребители составляют менее 1 процента. Следовательно, тезис о том, что дифференциация тарифов — путь к социальной справедливости, не состоятелен.
Причина появления проекта новых тарифов иная. Дифференциация полна лукавства. Ведь в проекте не отображены даже примерные показатели блочных лимитов потребления, отсутствуют показатели повышающих индексов к блоку 3 и блоку 4, нет показателя базового всеукраинского тарифа. Все эти цифры в ведении Нацкомуслуг. Фактически отрасль будет управляться в ручном режиме.
Схема, в общем-то, проста. Нацкомуслуг устанавливает так называемый социальный, всеукраинский тариф для первого блока. Тариф, естественно, будет низким — социальным и политически выверенным. При этом количественный показатель потребления, на который он будет распространяться, окажется тоже критически низким — только умыться да ноги помыть. Тариф для второго блока, скорее всего, рассчитают с минимальной рентабельностью, лимит потребления для него тоже очень низок.
Основной акцент сделают на третьем и четвертом блоках. Именно они — главный инструмент вывода отрасли на прибыльность. Инструмент, с помощью которого структуры, контролирующие отрасль, смогут получить то, ради чего все затеяно, — доход и следующую за ним платежеспособность предприятий.
Такая схема содержится в логике самого проекта. Алгоритм дифференцированного тарифообразования построен так, что практически только