Экономия на жидкости для омывания стекол может привести к слабости, рассеянности, головной боли и даже депрессии
Зимой без незамерзающей жидкости для стекол далеко не уедешь, особенно когда на смену ночным морозам днем приходит оттепель. Поэтому хочешь не хочешь, а в список расходов на машину приходится включать и покупку «незамерзайки». А цены не нее, надо сказать, кусаются: в среднем за пятилитровую канистру со средством, которое не замерзает до минус 20-25 градусов, на столичном авторынке сейчас просят гривен 45-50. Можно попробовать сэкономить, взять более вонючую жидкость подешевле (что многие водители охотно и делают). Но это прямой вред своему здоровью. Стекая с лобового стекла под капот, средство испаряется, проникает в салон, а затем и к нам в легкие. Причем работающая печка действие ядовитых паров только усиливает.
Степень вредности «незамерзайки» зависит от состава спиртовой смеси, на основе которой ее делали. (Кроме спирта, в жидкость добавляют поверхностно активные вещества, а также присадки, ароматизаторы и красители. К слову, чтобы определить, «бросал» ли производитель в «незамерзайку» моющие средства, достаточно сильно взболтать содержимое канистры. Если такая добавка есть, на поверхности жидкости появится стойкая плотная пена).
Дешевле всего для производства брать технический спирт — метанол, который по запаху трудно отличить от обычного спирта. Правда, из-за крайней токсичности выпуск «незамерзаек» на его основе запрещен в большинстве стран, в том числе и в Украине. Первые признаки отравления парами метанола — головная боль, першение в горле, раздражение глаз. Так как метанол накапливается в организме, то постоянное вдыхание его паров может закончиться токсическим гепатитом.
В прошлом году в Киеве конфисковали пять тонн «Обзора 30» на основе метилового спирта. Однако, говорят специалисты, нет никакой гарантии, что технические спирт и сейчас не продолжают добавлять в некоторые «незамерзайки» — особенно в кризис, когда народ ищет средства подешевле. Тем более моющие свойства у него лучше, чем у других спиртов. К слову, в соседней России на трассах из десяти видов дешевых «незамерзаек» в четырех обнаружены добавки метанола. Его сейчас зачастую заменяют разрешенным, хотя также довольно токсичным изопропиловым спиртом (оказывает действие на центральную нервную систему, может вызывать слабость, депрессию). Последний выдает себя ядреным запахом ацетона, который производители стараются забить всякими ароматическими отдушками. Впрочем, изопропиловый все-таки не столь вреден, поэтому бывалые водители говорят: «Сильный запах дешевого средства — это нормально, а вот слабопахнущая «незамерзайка» может оказаться настоящей отравой».
Самые маловредные «незамерзайки» — с этиловым спиртом. Не удивительно, что почти на всех наклейках дорогих зимних омывателей указывается: они сделаны именно на основе этанола. Как правило, это фирменные «незамерзайки», которые продаются под марками известных производителей моторных масел. Увы, многие из них привязаны к курсу валют. Поэтому пятилитровая канистра концентрата (»до минус 80 градусов») стоит сейчас порядка 130 гривен. Четырехлитровая (»до минус 40») — около 80 гривен. Получается примерно 13-14 гривен за литр, если разбавлять эти средства «до минус 15-20 градусов». Недешево, но фирма есть фирма — голова от них не болит, глаза не режет, да и с температурой замерзания почти не обманывают.
К слову, на рынках можно купить и фирменные «незамерзайки», завезенные из Польши (с инструкцией на польском). Они процентов на 20-30 дешевле, однако обратите внимание на дату изготовления. Из пяти канистр, которые мы исследовали, все оказались произведенными еще в 2007 году (этот не распроданный прошлой зимой товар, поделились по секрету продавцы, у поляков по дешевке купили летом). И хотя срок годности «незамерзаек» — два года, за это время даже в закрытом виде средство может подрастерять свои свойства.
Большинство отечественных производителей «незамерзаек» тайну своей «спиртовой смеси», увы, хранят в секрете. Условно весь товар на рынке можно разделить на относительно слабопахнущие средства, которые стоят примерно 10 гривен за литр готовой или разбавленной «до минус 22» жидкости, и более дешевые с ядовитым удушливым смрадом (все эти разнообразные «роса», «блиск», «обзор с ароматом лимона»). Часто, чтобы учуять «бормотуху», даже баклажку не нужно распечатывать: запашище бьет из-под пробки. Зато — цена! Если брать пятилитровку концентрата, то литр средства, которое должно выдерживать до минус 20-22 градусов, обойдется в 4-5 гривен, то есть раза в три дешевле фирменной жидкости. Но учтите, что часто под видом пятилитровых продаются емкости, на которых крохотными циферками написано 4,6 и даже 4,2 литра. Кроме того, часть производителей дает явно неверные пропорции разведения концентрата водой (на фирменных жидкостях четко указано, что средство «до минус 80» один к одному с водой дает жидкость «до минус 30», то есть прямой пропорциональной зависимости градусов от объема нет!).
Вдобавок, по наблюдениям экспертов, большинство дешевых «незамерзаек» закручены негерметично и не соответствуют заявленной морозоустойчивости: при температуре чуть выше минус 10 некоторые средства «до минус 22» уже начинали загустевать. Однако это вовсе не означает, что нужно купить концентрат дешевого средства и, не разбавляя, залить его в бачок омывателя. Так вы только увеличите концентрацию ядовитых паров в салоне. Специалисты также не рекомендуют поливать стекла в то время, когда вы тянетесь в пробке и салон плохо проветривается. Попытаться избавиться от неприятного запаха можно, временно переключая систему вентиляции салона в режим рециркуляции (если такая функция в автомобиле, естественно, имеется).