Первый заместитель главы Киевской горгосадминистрации стал первым чиновником, который подал в отставку по моральным соображениям
Последствия мартовского снегопада, рекордного для Киева за всю историю метеорологических наблюдений, понемногу устраняют. Дороги расчищены, хотя правые крайние полосы большинства улиц еще остаются во власти припаркованных автомобилей и снега. Общественный транспорт практически полностью возобновил работу.
Первым в современной истории Киева чиновником, который подал в отставку по моральным соображениям, стал первый заместитель главы Киевской горгосадминистрации Александр Мазурчак. Он курировал вопросы жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, а потому возглавлял комиссию по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайным ситуациям. И взял на себя ответственность за то, что в результате аномального снегопада произошел сбой привычного ритма жизни города, и киевлянам несколько дней пришлось испытывать трудности.
— Александр Владимирович, вы признали, что как глава комиссии по чрезвычайным ситуациям допустили просчеты в планировании работы городских служб, но вместе с тем заявили, что «миссия была невыполнима». Как это понимать?
— Такого разгула стихии не ожидали даже синоптики. 20 марта они предупредили об ухудшении погодных условий, но прогнозировали 20 миллиметров осадков, а за двое суток выпало
Мы просили Госавтоинспекцию запретить въезд в город транзитным фурам еще в первой половине дня. Но какая-то их часть уже была на улицах. Обращение в ГАИ о полном запрете я подписал в 17.00, во время первого заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям. Но фактически въезд фурам перекрыли только с 20.00. Киев обслуживает около тысячи технологических фур, в основном это машины, подвозящие продукты в супермаркеты. Запретить им въезжать в город до начала снегопада мы не могли, иначе Киев остался бы без продуктов на сутки раньше, и их дефицит стал бы не ажиотажным, а реальным.
И, наконец, третья причина в том, что автомобилисты, к сожалению, не прислушались к рекомендациям не выезжать в пятницу на столичные улицы без особой необходимости. Сообщения были размещены на сайтах Киевской горгосадминистрации, Госавтоинспекции, МинЧС, их получили все СМИ. Но водители их проигнорировали. Уже к обеду дороги были полностью заблокированы, и снегоуборочная техника стояла в пробках вместе с другими машинами. В субботу и дорожная техника, вместо того чтобы очищать улицы от снега, вынуждена была очищать их от застрявших и брошенных машин.
Один из выводов, которые мы сделали: необходимо полностью менять систему оповещения населения. И вносить изменения в законы, позволяющие применять меры к нарушителям.
— Сообщение о том, что в Киеве объявлена чрезвычайная ситуация, появилось только в субботу. Почему не в пятницу? Вот во Львове уже с пятницы, с 18.00, все службы были переведены в режим чрезвычайной ситуации.
— Городская власть еще в четверг начала принимать меры по предотвращению негативных последствий снегопада. Мы мобилизовали на работу все коммунальные службы. В пятницу провели переговоры с Минобороны и строительными организациями о привлечении людей и техники, координировали их действия. В 17.00 провели первое заседание штаба по чрезвычайным ситуациям. Его работу лично контролировал глава Киевской горгосадминистрации Александр Попов. В субботу, благодаря указу Президента, нам удалось ускорить переговоры с государственными службами, которые тоже помогали нам ликвидировать последствия беспрецедентного снегопада в Киеве.
К сожалению, полностью защитить город не позволили объективные обстоятельства, кроме тех, что я уже назвал. Например, отсутствие полноценной окружной дороги, которая позволила бы закрыть въезд в Киев транзитному транспорту. Отсутствие парковок в самом городе и слишком мягкое наказание для нарушителей правил паркования. Все эти вопросы надо срочно решать. Снегопад дал Александру Попову убедительные аргументы в его уже почти полугодовых переговорах с правительством о необходимости увеличения столичного бюджета для развития городской и пригородной инфраструктуры.
Я считаю, в сложившихся условиях городская власть сработала максимально эффективно. Мы сделали все от нас зависящее, чтобы минимизировать последствия снегопада, но, признавая ошибки и просчеты, я назвал стоявшие перед нами задачи так: «миссия невыполнима».
И тем не менее считаю несомненной заслугой городской власти, что удалось сохранить бесперебойную работу метро и городской электрички. Нам часто в эти дни задавали вопрос, почему не было принято решение о круглосуточной работе метро? Люди, застрявшие в пробках, могли бы бросить свои машины на дороге и доехать на метро поближе к дому. Но дело в том, что метрополитен работает в определенном технологическом цикле. Пятичасовой перерыв в его работе необходим для ремонтных и технических работ. На участке от станции «Днепр» до станции «Лесная» высота снежного покрова достигла 60 сантиметров! Его надо было чистить. Если бы мы пожертвовали технологическим перерывом в пятницу, то в субботу, когда практически весь наземный транспорт стоял, остановилось бы и метро, то есть транспортное сообщение в городе было бы парализовано полностью. А так за ночь работники метрополитена расчистили пути, и поезда шли без сбоев.
— Сегодня киевлян уже больше интересует, не повторится ли транспортный коллапс, когда начнется интенсивное таяние снега.
— К сожалению, прогнозы синоптиков заставляют готовиться к тому, что проблемы в Киеве будут. Но городская власть пытается их предотвратить. Снег продолжают вывозить за пределы города — не только к Днепру, но и в лесопарковую зону вокруг Киева. У нас есть 34 стационарных площадки, сегодня к ним добавились еще 18.
В столице есть места со слабой пропускной системой ливнестоков. Мы это знаем, поэтому принимаем меры уже сегодня. Александр Павлович дал поручение в первую очередь вывозить снег из тех районов жилой застройки, где могут возникнуть проблемы во время снеготаяния, и это поручение выполняется. Кроме того, комиссия по чрезвычайным ситуациям, которую сейчас возглавил Сергей Садовый, разрабатывает и даже проводит уже мероприятия по предупреждению последствий паводка.