Украина

«Взлет и посадка на станции „Норд“ равносильны взлету и посадке на палубе авианосца, только Ил-76МД вдесятеро больше истребителя»

18:31 — 2 апреля 2013 eye 2451

2 апреля авиаторы в пятый раз приступили к выполнению совместной украинско-датской операции «Северный сокол» по перевозке топлива в Арктику

В период до 27 апреля два экипажа 25-й бригады транспортной авиации из Мелитополя на самолете Ил-76МД ежедневно будут совершать полеты в чрезвычайно сложных условиях.

— Накануне на родном аэродроме в присутствии представителей Министерства обороны Дании экипажи продемонстрировали свою готовность взлетать и садиться на укороченную полосу — на станции «Норд» она всего 1600 метров, — сообщил журналистам заместитель начальника авиации командования Воздушных сил Вооруженных сил Украины полковник Александр Кулибаба. — Это требует от экипажей значительного мастерства. Кроме того, арктические морозы в это время года могут достигать 50 градусов, а осуществлять посадку предстоит в отсутствие навигационных средств. Но альтернативы нашим Илам не существует: на станцию «Норд» топливо и грузы можно доставить только по воздуху, при этом любые другие самолеты, которые датчане пытались использовать ранее, гораздо менее рентабельны. Авиаторам предстоит перевезти около 500 тысяч литров авиационного керосина, а также доставить с датского аэродрома Ольборг на полярную станцию «Норд» 200 тонн различных грузов — строительных конструкций и техники.

— Радиотехнических средств на «Норде» не существует, так как они на морозе выходят из строя. Да и все равно там никто, кроме нас, не летает, — добавляет командир 25-й бригады транспортной авиации полковник Дмитрий Мымриков. — Взлет и посадка на станции «Норд» равносильны взлету и посадке на палубе авианосца, только Ил-76МД в десять раз больше истребителя! Когда я делал первую посадку на станции, была очень плохая погода, нижний край облачности находился всего в 100 метрах над землей. Попасть на полосу можно, только рассчитывая на собственное зрение. Когда мы вышли из туч, то не могли понять, где находимся, потому что снежная целина сливалась по цвету с облаками. К счастью, увидели внизу собак с нартами, что помогло сориентироваться. Признаюсь, даже немного вспотел, потому что надо было или садиться, или уходить на второй круг. После этого мы стали относиться к Гренландии на «вы».

— Предыдущая миссия была выполнена при температурах от −35 до −25 градусов по Цельсию, — уточняет инспектор по безопасности полетов Джейсон Сни (Дания). — Мы выполняли задачи по полетам в течение трех недель без технических проблем. Уверены, что и в этот раз все пройдет гладко.

В состав двух экипажей традиционно вошли как инструкторы, так и молодые авиаторы — летчики, штурманы, техники, механики, которые будут набираться опыта в сложных условиях, на предоставленном Данией топливе. Планируется использовать около тысячи тонн авиационного керосина и налетать около 120 часов. Министерство обороны Украины благодаря контракту получит соответствующую сумму от налета часов. Средства, заработанные во время операции, будут использованы на поддержание исправности самолетов транспортной авиации, прежде всего Ил-76.

По постановлению Кабмина командировочные в далекую Гренландию нашим авиаторам оплачиваются так же, как и в Данию — по 15 долларов 40 центов в сутки. Правда, каждый раз контингент, который принимает участие в операции, впоследствии лично поощряется министром обороны Украины дополнительным месячным денежным обеспечением за успешное выполнение миссии.

Сотрудничество с датчанами, видимо, будет продолжаться: наших авиаторов и самолеты намерены привлечь для вывода контингента из Афганистана, перевозки грузов и техники из Кении. А полету в арктические широты предшествовала командировка украинских «соколов» в Центральную Африку, в столицу Чада Нджамену.

Напомним, что в июне 2012 года в Мелитополь, в расположение 25-й бригады транспортной авиации прилетал датский кронпринц Фредерик! Его королевское высочество выразил благодарность украинским экипажам летчиков за сотрудничество в рамках операции «Северный сокол».