Культура и искусство

Николай Засеев-Руденко: «В постельной сцене в „Тихом Доне“ Быстрицкая отгораживалась от Глебова скатанным одеялом»

7:30 — 4 апреля 2013 eye 8962

Сегодня народной артистке СССР исполняется 85 лет

Свой юбилей Элина Быстрицкая отметит в Кремле. Она уже выбрала темное вечернее платье, которое подчеркивает ее до сих пор стройную фигуру, и пригласила парикмахера, чтобы уложить в красивый пучок тяжелые волосы. Со времени съемок в «Тихом Доне» Элина Авраамовна никогда не изменяла прическе своей героини Аксиньи. Быстрицкая считает, что эта роль стала для нее судьбоносной. «Отними у меня Аксинью, и что останется?..» — говорит артистка. Правда, немного лукавит. Есть еще ее родной Малый театр и съемки в кино. Одна из последних больших ролей- Элеонора в картине «Бабий Яр» украинского режиссера Николая Засеева-Руденко. Кстати, сейчас он с Элиной Авраамовной мечтает взяться за современную версию «Ревизора» Николая Гоголя. По крайней мере, роль Городничей для Быстрицкой уже прописана...

«Стоял ноябрь, было холодно, но Элина сказала: «Коля, я пойду к Бабьему Яру босиком»

— А я только на днях вернулся из Москвы, от Элины, — рассказывает режиссер Николай Засеев-Руденко. — Снимался в картине к ее юбилею «Быстрицкая- звезда эпохи». Группа работала со мной в нескольких городах, в том числе в Киеве, где и родилась Элина. Один из сюжетов мы снимали в помещении Театрального института имени Карпенко-Карого, откуда в свое время хотели выгнать Быстрицкую. Элина рассказывала, что, узнав об этом, была в шоке. «Когда будет приказ о моем отчислении?- спросила она в деканате. Ей ответили: «Завтра». «Ну тогда послезавтра ищите меня в Днепре», — сказала она.

— За что же ее хотели исключить?

— В институте был памятный вечер, посвященный юбилею Ленина. Элина должна была читать какое-то стихотворение. Она стояла за кулисами, спокойно дожидаясь своего выхода. Тут к ней сзади подошел сокурсник, просунул ей руки под мышки и взял за обе груди. Быстрицкая была девушкой крутого нрава, прошла войну. Она развернулась и со всей силы дала ему в морду. Поднялся шум-гам, вечер был испорчен, Элина так и не прочитала свой стих. На следующий день ее вызвали в местную комсомольскую организацию и поставили вопрос об исключении из комсомола. Элина тут же пошла в райком комсомола и, держа перед собой красную книжечку, заявила: «Я этот билет получала на фронте, не вам его у меня забирать». В конце концов эту историю замяли. Из комсомола не исключили и оставили в институте.

— Как же она воевала, ведь ей в войну было всего 13 лет?

— Папа Элины был хирургом в военном госпитале. Когда началась война, Элина постоянно находилась рядом с ним. Она работала медсестрой в больнице, перевязывала раненых, мыла их, кормила, закрывала глаза тем, кто умер. Она часто мне говорила: «Коля, я столько повидала горя, что меня уже сложно чем-то удивить». Среди всех актрис, с которыми мне довелось работать, Элина всегда выделялась сильным характером, уверенностью в себе и потрясающей красотой.

*«Я обожаю Элину. Другой такой, как она, я не встречал», — говорит Николай Засеев-Руденко. Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»

— Удивительно — она до сих пор очень хороша собой.

— Это правда, несмотря на 85 лет. Элина совершенно не скрывает своего возраста, но понимает, что выглядит лучше многих более молодых актрис. У нее стройная, подтянутая фигура, лучистые глаза и обаятельная улыбка. Хотя не так давно Элина перенесла тяжелую операцию на сердце и до сих пор еще полностью не восстановилась. Она ходит с палочкой, но даже это не портит ее царственную походку. Я думаю, что секрет ее красоты заключается не только в генах, но и в удивительной работоспособности. Она до сих пор выходит на сцену в спектаклях родного Малого театра. Соблюдение диеты стало для нее нормой. Быстрицкая никогда не курила и не пила. Иногда мне казалось, что она просто идеальная женщина. Именно такую я искал, когда задумал съемки «Бабьего Яра». Никто не смог бы справиться с главной ролью лучше, чем Элина.

— Она ведь сама пережила трагедию Бабьего Яра.

— Да, у нее там похоронены родственники. Помню, когда мы снимали одну из сцен картины, и героиня Быстрицкой должна была идти к месту, где произошла трагедия, Элина вдруг остановила съемку, сняла с себя обувь и сказала: «Коля, я буду идти к Бабьему Яру босиком». Стоял ноябрь, было холодно, я взмолился: «Элина, ты же простудишься. Иди в обуви». Она как отрезала: «Я иначе не могу». После этой сцены ей стало плохо, прихватило сердце. А у съемочной группы, как всегда, никаких лекарств, одна водка. Мы посадили Быстрицкую на стульчик, натерли ей виски спиртом, актрисе стало лучше.

— Кстати, вы никогда не называли сумму, в которую вам обошлась картина.

— Теперь могу сказать- 150 тысяч долларов. Нам приходилось работать по 15-16 часов в сутки. На середине съемок деньги закончились, картина остановилась. В это время сестра Элины летела из Москвы в Израиль через Киев. В этом же самолете оказался бизнесмен Вадим Рабинович. Сестра Быстрицкой поведала ему о фильме и проблемах. Через пять дней нас с Элиной пригласили в офис к Рабиновичу. Он дал нам деньги на картину, а Быстрицкая там же заявила: «Для своего народа я снимаюсь бесплатно». И правда, она получила в качестве гонорара какие-то копейки.

«Быстрицкая не просто выделялась красотой среди других актрис. Она была другая. И это сразу понял Сергей Герасимов»

— Это правда, что отец Элины Быстрицкой всячески противился тому, чтобы она стала актрисой?

— Еще как! Ее папа Авраам Петрович мечтал, чтобы дочь пошла по его стопам — стала врачом. Но она с детства была творческой натурой. Еще в школе занималась хореографией и делала успехи. Если бы не война, из нее, возможно, получилась бы великая балерина. Так вот, когда после войны, в 1948 году, Элина решилась поступать в Киевский институт театрального искусства, ее папа пришел в приемную комиссию и стал умолять не принимать документы у дочери. Он не хотел, чтобы она была актрисой, считая эту профессию несерьезной. Элина настояла на своем и, закончив актерский факультет, тут же покинула Киев. Потом она признавалась, если бы не уехала тогда, то погибла бы как актриса.

— Но почему?!

— Зависть! Здесь ее было слишком много. Элина выделялась среди своих сверстниц поразительной красотой. К тому же она достаточно закрытый человек. Просто другая. Это почувствовал и Сергей Герасимов, пригласивший ее на роль Аксиньи. Вернее, она сама предложила себя. К тому времени Элина работала в театре города Вильнюса. Узнав, что Герасимов собирается снимать «Тихий Дон», тут же примчалась в Москву. Пробы оказались тяжелыми. Элине все время приходилось «бороться» со своими мелкими кудрями. Каждый день она приглашала парикмахера, которая за большие деньги выравнивала пряди.

«Тихий Дон» стал для Быстрицкой судьбоносным фильмом. Она вспоминала, как Сергей Аполлинариевич просил съемочную группу, чтобы не показывали материал проб Михаилу Шолохову. На роль Аксиньи мечтала попасть Нонна Мордюкова. Григория Мелехова изначально должен был играть не Петр Глебов, а Александр Шворин, который снялся в фильме «Летят журавли».

Вот что называется случай. Петя Глебов в то время был не особо известный 43-летний актер, нос картошкой, работал в Театре имени Немировича-Данченко. Он и попросил Шворина сосватать его на какой-нибудь эпизод в «Тихом Доне». И Александр помог ему попробоваться на роль есаула. Вот Петю одели в есаула, он стал возле павильона на киностудии имени Горького выкурить папироску. Тут идет группа во главе с Герасимовым. Вдруг Сергей Аполлинариевич останавливается возле Глебова, смотрит на Петра и произносит свою коронную фразу: «Интересно, интересно. А ну, загримируйте его под Григория Мелехова». Петя мне рассказывал, что у него тут же затряслись коленки, и он буквально зажевал папироску. Два часа потратили гримеры, чтобы придать лицу Петра орлиный профиль.

В этот же день состоялись пробы Глебова с Элиной Быстрицкой, которая уже была утверждена на роль Аксиньи. Элина рассказывала, что страшно не хотела играть с Петром. Ей казалось, что он слишком стар для нее, к тому же не так красив, как Шворин. Должны были снимать их постельную сцену. Элина была до того недовольна Глебовым, что отгородилась от Петра скатанным одеялом. Но сцену таки сняли, она получилась очень сильной. Ее показали Шолохову. Писатель тут же сказал: «Григория должен играть только Глебов».

— С Петром Глебовым у Быстрицкой так и не наладились отношения?

— Она его все равно сторонилась. Актеры жили по хатам станицы, где проходили съемки. И лишь Сергей Герасимов, оператор Владимир Рапопорт, директор картины и Элина Быстрицкая занимали отдельный дом. Тогда и поползли слухи о ее романе с Сергеем Герасимовым. Но Элина мне говорила, что у них ничего не было. А жила она там потому, что это было единственное место с нормальными бытовыми условиями, а не туалетом в огороде.

— Быстрицкая вспоминала, как приезжал на съемки Михаил Шолохов?

— Была одна смешная история. Однажды у Шолохова гостил дальний родственник, и писатель уговорил его вместе ехать на съемки «Тихого Дона». Был обеденный перерыв. Для именитых гостей накрыли поляну. Сидели Элина, Зина Кириенко, Люда Хитяева, Наталья Архангельская. И этот мужик говорит Михаилу Шолохову: «Я смотрю, сколько вокруг красивых женщин, отчего бы не жениться. Мне уже много лет, а я все бобылем живу». Шолохов спрашивает: «А сколько тебе лет?» — «Сорок с небольшим». На что Михаил Александрович, спокойно что-то дожевывая, тут же отреагировал: «Экий ты дурак! Жениться надо в 25 и с большим...» Элина вспоминала, что за столом от хохота все попадали.

«Увидев Элину, Глебов вскочил со стула и бросил к ее ногам алые розы»

— Через 35 лет после съемок в «Тихом Доне» Элина Быстрицкая вновь встретилась с Гришкой — Петром Глебовым. И все благодаря вам...

— Это случилось на съемках картины «Бравые парни». Я пригласил поработать Вицина, Моргунова, Мишулина, хотел снимать Пуговкина. Но Михаил Иванович заболел и вместо него прилетел Петр Глебов. Вот мы все собрались в ресторане, и я спрашиваю Петю: «Кого бы ты хотел видеть в роли своей супруги?» Он говорит: «Элину Быстрицкую». Я тут же ее набрал. Она выслушала мое предложение, выдержала паузу и спросила: «А кто в шайке?» Я назвал все фамилии и последней- Глебова. На следующий день Элина уже ехала в поезде «Москва-Полтава». С вокзала — прямо на площадку. Снимали в ресторане, в центре зала за столом сидел Петя Глебов. Увидев входящую Элину, он тут же вскочил со стула. В его руках непонятно откуда оказалась охапка алых роз, и он бросил их к ногам актрисы. Потом они застыли в объятиях, выдерживая МХАТовскую паузу. И я увидел в ее глазах слезы.

Личная жизнь Элины Быстрицкой оказалась не очень счастливой. Была один раз замужем, ее супруга звали Николай, он работал в каком-то торговом представительстве. Очень красивый и видный мужик. Элина рассказывала, как однажды вернулась с гастролей, открыла ключом дверь квартиры и пошла на шум льющейся в ванной воды. Открывает дверь, а в ванне нежится женщина. Затем поднимает глаза на Элину и спрашивает: «А вы кто?» Актриса, опешив, отвечает: «Я хозяйка квартиры». В это время появился Коля, умолял простить его, но все напрасно. Элина тут же выставила его и эту женщину за порог. Больше замуж Быстрицкая так и не вышла. Все остальные романы в своей жизни она называла увлечениями.

— И вы были в нее влюблены?

— Скажу тебе так: я ее обожал и обожаю. По своим человеческим качествам, красоте, щедрости и раскованности ей нет равных. Быстрицкая может быть одновременно страстной и очень закрытой. Одним словом, другой такой я не встречал...