«наши сыновья-близнецы, которым полтора года назад создали искусственный слух, уже знают двести слов и даже различают, как звучат полька, марш или вальс»

0:00 — 23 января 2009 eye 385

Мама четырехлетних мальчиков Богдана считает, что их семье невероятно повезло: на публикацию в «ФАКТАХ» откликнулось много людей, и благодаря этому уже через несколько месяцев детям вживили в ушки сложные дорогостоящие устройства, позволяющие слышать звуки

Рассказывая о своих мальчишках, 33-летняя Богдана, мама близнецов, не может скрыть гордости:

- Мои дети стали слышать только в три годика. Считается, что в этом возрасте речь самостоятельно не развивается, малыши могут научиться говорить, лишь занимаясь по специальной методике. Но я постоянно рассказываю им, что они видят, делают, объясняю, что значит тот или иной звук. Ребята уже знают около двухсот слов, связывают их в простые предложения, различают звонок домашнего и мобильного телефонов. Это стало возможным после того, как польские врачи вживили им во внутреннее ухо миниатюрный процессор (кохлеарный имплант), который принимает, обрабатывает звуки и передает их в слуховой нерв.

В очереди на бесплатную операцию Павлик и Максим были записаны под номерами 409 и 412. Даже если бы и дождались ее через несколько лет, учить детей слышать было бы уже бессмысленно: мозг теряет способность воспринимать и понимать звуки.

- К счастью, мы не опоздали, — продолжает Богдана.  — Пусть слух у детей не совершенен. Например, они сами не обращали внимания на пение птиц. А вот когда мы стали заниматься по компьютерной программе «Вундеркинд с пеленок» и дошли до раздела о пернатых (там можно услышать, как поют разные птицы), то дети пытались повторить эти звуки. И теперь на улице сами мне говорят: «Пташка спўваї!»

До операции мы жили с ощущением безысходности. Я укладывала детей спать и плакала — мои малыши не слышат мой голос, а я, когда еще не знала об их глухоте, пела им колыбельные песни… Сейчас я не баюкаю сыновей перед сном, потому что на ночь снимаю им «искусственные ушки». Однако утром, проснувшись, мальчики просят надеть им аппараты. Только однажды Павлик захотел отключить слух. Мы пришли в школу, прозвенел звонок, и началась перемена. Сын стал показывать на ушко и говорить: «Голосно!» Пришлось на время выключить аппарат. Так радостно, когда понимаешь, чего хочет ребенок, и он понимает тебя.

«Мы не сразу поняли, что наши дети глухие: они вели себя как слышащие»

В марте 2007 года «ФАКТЫ» рассказали о глухих близнецах. Малышам было уже почти три годика, когда родители узнали, что дети не слышат. Наверное, в силу особой связи, существующей между близнецами, они часто вели себя как слышащие. Когда один из детей плакал в соседней комнате, второй брал кого-то из родителей за руку и вел к брату.

- В годик дети еще не разговаривали, однако мы думали, что они просто ленятся, — рассказывает Богдана.  — В мыслях не было, что малыши глухие: когда звонил телефон, они бежали за взрослыми. Если с ними разговаривали — внимательно слушали, их ругали — начинали хмуриться и смотреть исподлобья, хвалили — тянулись, чтобы их взяли на руки. Но мальчики не отзывались, когда их окликали по именам. Нам казалось, это потому, что они заняты собой. Как-то бабушка решила проверить их слух: подошла сзади и громко назвала каждого по имени. Дети даже не повернулись. В Жидачеве Львовской области, где мы живем, не было возможности проверить слух, и мы поехали на консультацию во Львов. Там специалисты определили, что дети практически не слышат. В столичном Институте отоларингологии подтвердили: мальчики абсолютно глухие, их нельзя научить понимать речь и говорить. Единственный выход — сделать операцию, вживив во внутреннее ухо устройство (кохлеарный имплант). Стоимость одного такого аппарата — 25 тысяч долларов. А их близнецам нужно два. И операцию необходимо сделать как можно быстрее. Знакомые и незнакомые люди, в том числе и читатели «ФАКТОВ», не остались безучастными, и в течение двух месяцев собрали 25 тысяч долларов.

Узнав об этой семье, депутаты Львовского облсовета оплатили лечение и импланты в польской клинике обоим детям.

- Деньги, собранные для наших детей читателями газеты, необходимы для того, чтобы можно было в любой момент заменить внешнюю часть аппарата (он стоит 11 тысяч долларов), — продолжает Богдана.  — Мы застраховали аппараты в Польше, и хорошо сделали. Ведь дети подвижные, падают, дерутся, срывают аппараты друг у друга. Павлику уже трижды бесплатно заменяли устройство.

Вместе с другими родителями и специалистами сурдологического отделения детской областной больницы мы создали общественную организацию «Дзвўн». Уже два года существует проект реабилитации детей и родителей в летнем лагере в Карпатах. Занятия проходят на природе. Утром мы уходили в горы, набирались впечатлений, а после обеда дети рисовали то, что видели. Потом рассказывали, что изображено на рисунке. В поездке ребята пополнили свой словарный запас. Павлик и Максим впервые увидели горы, быструю речку и… вертолет.

«Сурдопедагог считает, что Павлик и Максим смогут учиться в обычной школе»

- До операции Павлик и Максим занимались с педагогом, учились повторять движения, но они абсолютно ничего не слышали, их речь не развивалась, — рассказывает сурдопедагог Областной детской специализированной клинической больницы Львова Светлана Довганык.  — Сейчас, когда у них есть импланты, нужно помочь им пройти все этапы становления речи. Сначала мы учили их слушать, затем повторять звуки, слова, понимать их значение. Мальчики уже пытаются говорить, но их речь соответствует уровню полуторагодовалого ребенка. Как раз столько времени прошло после операции. У нас обучается семь детей, перенесших кохлеарную имплантацию. Мы занимаемся с ними по методике глобального чтения, учим не буквы, а слова целиком. Показываем игрушку или картинку и пишем ее название — так активизируем еще и зрительное восприятие. Благодаря этому все наши дети до школы уже умеют читать и писать печатными буквами. На занятиях разучиваем стихотворения, песни. Дети очень любят готовиться к утренникам, участвовать в постановке сказок.

Родители приобрели синтезатор, и теперь проводятся музыкальные тренинги. Ребята хлопают в ладоши, когда начинает звучать музыка, а когда затихает, они прячут ручки за спину. Преподаватель играет мелодию, а малыши показывают, кому из зверей она подходит — мишке или зайчику. Также малыши различают вальс, польку, марш, разучивают танцы. Правда, занятия проходят всего раз в неделю, так как все наши подопечные живут в небольших городках Львовской области и привозить детей чаще для родителей непозволительная роскошь. Сейчас к нашим урокам добавятся занятия по компьютерной программе «Живая речь», которая разработана специально для таких деток. Ребенок учится правильно произносить звуки, слова. Хорошо было бы иметь несколько таких программ, но стоят они дорого (больше 10 тысяч гривен), а скопировать их невозможно. Будем очень благодарны тем, кто может нам помочь их приобрести.

- Нужно очень много трудиться, чтобы наши дети владели речью так же, как здоровые слышащие люди, — продолжает Богдана.  — Но это счастье, когда есть выход! Раньше близнецы размахивали руками, кричали, а что хотели, мы только пытались угадывать. Теперь они могут объясниться. Сурдопедагог уверена, что к тому моменту, когда детям придется идти в первый класс, они будут подготовлены для учебы в общеобразовательной школе. После операции и реабилитации мои сыновья смогут жить полноценной жизнью. И это стало возможно благодаря добрым людям, которые откликнулись на нашу беду.