Десять лет назад ушел из жизни известный актер
В юности судьба поставила перед Александром Фатюшиным сложный выбор — между карьерой спортсмена и актера. Он остановился на кино и ни разу об этом не пожалел, но и спорт забыть не мог. Александр болел за московский «Спартак», старался не пропустить ни одного футбольного или хоккейного матча, в которых играл этот клуб. Сам выходил на поле в составе актерской сборной по футболу. Наверное, поэтому и главной ролью в жизни Александра Константиновича, несмотря на почти шестьдесят фильмов, в которых он снялся («Служебный роман», «Россия молодая», «Одиночное плаванье», «Жизнь Клима Самгина», «Петербургские тайны»), стал хоккеист Сергей Гурин из оскароносного фильма Владимира Меньшова «Москва слезам не верит».
К сожалению, популярная роль сыграла с актером злую шутку. Это какая-то мистика, но актер повторил судьбу своего экранного героя в жизни. Фатюшин стал популярным после первой же работы в кино — главной роли в фильме «Весенний призыв». Режиссеры выстраивались в очередь, чтобы заполучить актера в свою картину. Андрей Гончаров пригласил Александра в Театр имени Маяковского, на сцене которого Фатюшин сыграл много главных ролей. В нескольких спектаклях его партнершей была Наталья Гундарева. Он бы мог сделать гораздо больше, если бы не вредная привычка, ставшая настоящей болезнью, которой страдал актер, — алкоголизм. Сколько раз он пытался «завязать», но безуспешно. Когда Александра Константиновича не стало, ему было всего 52 года.
Об Александре Фатюшине вспоминает его друг, прославленный хоккеист, двукратный олимпийский чемпион Вячеслав Фетисов.
— Вячеслав Александрович, с Александром Фатюшиным вас сблизил спорт?
— Не только. Познакомившись с Сашей, мы выяснили, что являемся земляками. Это, конечно же, вызвало симпатию друг к другу. Фатюшин родом с Рязани и мои корни оттуда, хоть я и родился в Москве. Саша вырос в простой семье, его отец был шофером, мама — фабричной рабочей. Я тоже не из дворянского рода. Фатюшин с детства занимался спортом, даже выступал за юношескую футбольную команду Рязани «Алмаз», и я, начав играть в дворовой хоккейной команде, попал в финал московского городского турнира «Золотая шайба». У нас с ним было много общего.
Все хоккеисты любили Сашу за роль Гурина в фильме «Москва слезам не верит», очень уж хорошо он сыграл одного из нас. Хотя вот ведь что удивительно: роль, прямо скажем, не самая героическая, Гурин — человек слабовольный, не может отказать тем, кто хочет с ним выпить, в результате оказывается на обочине жизни. Советские кинорежиссеры любили снимать фильмы о спорте. Есть прекрасные картины и о хоккее, одна из них так и называется — «Хоккеисты», где снимались такие замечательные актеры, как Николай Рыбников, Георгий Жженов, Вячеслав Шалевич, Владимир Ивашов, но ребята единогласно выбрали своим символом именно Гурина. Тут, я думаю, огромная заслуга Саши как актера. Он смог сделать своего беспутного героя таким обаятельным, что перед ним просто невозможно было устоять. Казался настолько своим, особенно для нашего брата-хоккеиста, что каждый был уверен: он знает этого человека много лет.
— Часто артисты бывают недовольны тем, что их считают актерами одной роли: дескать, я играю Толстого и Достоевского, а у зрителей ассоциируюсь только с главным героем какой-то дурацкой комедии. Александр Константинович не переживал из-за того, что его помнили только как Гурина?
— Ну, во-первых, Саша играл самые разные роли, и зрители видели в нем не только Гурина. В Театре имени Маяковского, в котором он проработал всю жизнь, одной из лучших его работ был Ванюшин в спектакле «Дети Ванюшина», его из-за невероятного успеха даже называли «Дети Фатюшина». Помню, Саша жаловался, что не все отснятые для картины «Москва слезам не верит» эпизоды вошли в ее окончательный вариант. Рассказывал, что во второй сцене, когда все собираются на даче у подруги главной героини, он должен был опять прийти пьяным и устроить скандал. Кинематографическое начальство было категорически против этого эпизода: мол, даже опустившийся советский спортсмен не может допиваться до такого состояния.
*«У нас с Александром Фатюшиным было очень много общего», — говорит Вячеслав Фетисов
Тут, конечно, надо напомнить о том, в какое время вышел фильм «Москва слезам не верит». Наш хоккей был на подъеме, советская сборная выигрывала престижные матчи, побеждала в чемпионатах мира и Европы, на Олимпийских играх. Когда по телевизору показывали хоккей, улицы городов пустели, а из каждого окна слышался голос спортивного комментатора. Неудивительно, что хоккеиста на экране настигла такая сильная, по-настоящему народная любовь.
— Звездной болезнью Александр Фатюшин не страдал?
— Связанная с ролью Гурина популярность Сашу совершенно не тяготила. Наоборот, он охотно общался с теми, кто подходил к нему за автографом или просто поговорить, и при этом называл именем его героя — Серега Гурин. Я ни разу не слышал, чтобы он, подобно другим актерам, говорил о своих фанатах: «Как же они мне надоели!» В Саше не было ни грамма звездной болезни, которой часто грешат современные звезды. Фатюшин был простым и доступным человеком. Одним словом, настоящим русским парнем — добрым, надежным, на которого всегда можно положиться. Мне кажется, что бы Саша ни играл, он в любой роли оставался таким.
— Вы знаете об этих качествах его характера не понаслышке?
— Было время, когда я попал под пресс советской машины. Возникли серьезные проблемы с выездом за границу, меня никуда не выпускали. И Саша на всех своих мероприятиях старался меня как-то поддержать, сказать слова в мою защиту. Многие тогда отвернулись, а такие артисты, как Фатюшин, Александр Розенбаум, Иосиф Давыдович Кобзон, стали рядом и как могли помогали и поддерживали меня. Сейчас трудно в это поверить, но в то время для подобных поступков требовалось изрядное мужество. Зато и результат был — к известным людям прислушивались.
— Роль Гурина считают не только счастливой, но и роковой. Как и его герой, Александр Константинович сильно пил. Он откровенно говорил с вами на эту тему?
— В то время все мы были молодыми ребятами. Каждый отвечал за себя и жизненный выбор тоже делал сам. Когда мы с Сашей встречались, могли посидеть в ресторане и немного расслабиться, но я не видел, чтобы он много пил. Позже алкоголь действительно стал для него проблемой, но меня уже не было в стране. В Советский Союз я приезжал редко и ненадолго, но при каждой встрече мы говорили об этой его болезни. К сожалению, что-то делать было уже поздно. Надо было постоянно находиться рядом с ним, чтобы иметь возможность влиять на ситуацию. Конечно, сейчас я жалею, что, возможно, не нашел нужных слов, не исключено, что мне удалось бы его убедить.
— Алкоголь не совместим со спортивным режимом. В кино возможно все, а в реальной жизни такие вещи случаются?
— Да чего только не бывает! Спортивная среда — срез общества, и ей свойственно то, что встречается везде. К тому же люди все разные, у каждого свой характер и судьба. Был ли кто-то из спортсменов прототипом образа Гурина? Не знаю...
— Вы играли за ЦСКА, а Фатюшин, как известно, болел за московский «Спартак»...
— Саша обычно ходил на матчи, в которых играли и ЦСКА, и «Спартак». Каждый раз накануне звонил, просил билеты. ЦСКА чаще всего выигрывал, но на наших с Сашей отношениях это никак не отражалось, до антагонизма дело не доходило.
— Говорят, он умер потому, что его любимая футбольная команда проиграла.
— Ходили слухи, что он слишком близко к сердцу принял проигрыш «Спартака» (речь шла о несправедливом пенальти), матч с которым смотрел по телевизору, но мне кажется, это не более чем легенда. Саша, конечно, был очень впечатлительным и ранимым человеком, но не думаю, что до такой степени. Перед этим он переболел воспалением легких, у него долго держалась высокая температура, организм был ослабленным. Думаю, сердце просто не выдержало связанной с переживаниями нагрузки. Проигрыш «Спартака» был так называемой последней каплей, которая привела к трагическому исходу.
— В жизни, а не в театре и не на матчах, вы с Александром Константиновичем часто встречались?
— Наши с ним графики редко совпадали. Хоккеисты же все время на сборах или матчах. Конечно, случались у нас и выходные, но в это время Саша бывал на репетициях или съемках. Поэтому наши встречи носили не столько спланированный, сколько спонтанный характер. Неожиданно где-то пересекались, что всегда было радостным для нас обоих событием. Чаще всего это происходило в московском Доме кино.
— Вы были в России, когда вашего друга не стало?
— К сожалению, нет. Я тогда играл в Северной Америке, в НХЛ, поэтому на похороны не попал. Но когда Саше ставили памятник на Востряковском кладбище, где он похоронен, нужно было собрать деньги. Мы нашли далеко не всех, кто при жизни Фатюшина называл себя его другом, некоторые люди будто испарились. Но в таких делах нельзя никого принуждать, человек либо хочет почтить память ушедшего товарища, либо нет. Мне даже кажется, это нужно не столько тому, кто ушел (да что там говорить, ему это совсем без надобности), сколько тем, кто остался и помнит о нем.
— С вдовой Фатюшина, актрисой Еленой Мольченко, отношения поддерживаете?
— К сожалению, после Сашиной смерти мы как-то потерялись, сейчас я мало что о ней знаю. Слышал только, что все у нее наладилось. Она снова вышла замуж, и меня это известие порадовало. Насколько помню Лену, это не только красивая и добрая женщина с положительной энергетикой, но и талантливая актриса, поэтому хочется, чтобы все у нее складывалось и на работе, и в личной жизни. Своей любовью и преданностью Саше она это заслужила.