В преддверии новой вступительной кампании об особенностях и новшествах учебного процесса в популярном вузе «ФАКТАМ» рассказал директор Института международных отношений профессор
Недавно журнал «Корреспондент» составил рейтинг лучших вузов страны. Издание обратилось к трем десяткам работодателей, в число которых попали украинские отделения международных корпораций и крупнейшие отечественные компании, с просьбой определить вуз, чьих выпускников они предпочитают нанимать на работу. Первое место было отдано Киевскому национальному университету (КНУ) им. Тараса Шевченко, выпускники которого, по мнению работодателей, получают отличное образование.
Кстати, о качестве образования говорит и тот факт, что шесть министров иностранных дел Украины (Анатолий Зленко, Геннадий Удовенко, Борис Тарасюк, Владимир Огрызко, Петр Порошенко и Леонид Кожара) закончили один и тот же вуз — Институт международных отношений, являющийся подразделением КНУ. В преддверии новой вступительной кампании об особенностях и новшествах учебного процесса в популярном вузе «ФАКТАМ» рассказал директор Института международных отношений профессор Валерий Копейка.
— Валерий Владимирович, в прошлом году конкурс на бюджетную форму обучения в ИМО (его чаще называют КИМО) был достаточно велик:
— Основу вступительной кампании составляют результаты внешнего независимого тестирования. Рейтинг формируется на основе данных трех профильных сертификатов и аттестата. К примеру, в прошлом году проходной балл на бюджет составил не меньше
— Не секрет, что в ИМО поступают дети состоятельных родителей, желающих видеть свое чадо во главе посольства. У вас как, по машине встречают, а по знаниям — провожают?
— Скажу откровенно: меня не смущает то, что родители, имеющие определенное социальное положение, желают, чтобы их дети учились у нас. Даже наоборот. Ведь это значит, что родители что-то понимают в образовании. Они хотят, чтобы дети получили качественное образование, и направляют их учиться к нам, а не за границу. В институте мы реализуем следующий принцип: мечтать учиться в ИМО, стать его студентом, получить удовольствие от самого процесса обучения и удовлетворенность от приобретенных знаний, позволяющих занять достойное место в обществе.
— Удовольствие-то не из дешевых...
— Качественные услуги не могут стоить дешево. Что мы стараемся предоставить студентам? Начнем с того, что наш институт, как и весь университет, стоит на фундаменте классического образования. Я считаю, советская система образования была не самой худшей в мире. Мы стараемся избежать формального отношения. Ведь при всех положительных чертах тестового оценивания знаний (они очень эффективны) — это лишь один из элементов всей системы обучения. Нельзя их абсолютизировать, ведь элемент общения студента с профессором очень важен. Задача университетского образования — не обеспечить точные знания или зазубривание материала, а научить учиться.
В этом году мы сделали три англоязычные магистерские программы, где преподавание ведется только на английском языке: на отделениях международных, международно-экономических отношений и международного права. Второе наиболее важное направление — магистерская программа двойных дипломов. На сегодняшний день мы сделали одну полноценную программу с Московским государственным институтом международных отношений (МГИМО). Украинские и российские студенты, которые обучаются по согласованному плану — у нас и в Москве, в течение двух лет получат два диплома — киевского и московского вуза. Причем второй диплом выдается бесплатно. Это — элитная группа, пятнадцать участников которой прошли очень серьезный отбор. В этой группе студенты, изучающие международные отношения. Сейчас мы занимаемся согласованием аналогичной программы по международному праву. Есть предварительная договоренность с МГУ и для специалистов по международным экономическим отношениям.
— А с европейскими вузами есть такие же программы?
— Буквально на днях я обсуждал эти вопросы с ректором Люблинского университета и руководством Вроцлавского института международных отношений. Тесно работаем в этом направлении и с другими европейскими вузами: Вильнюсским университетом, университетами Валенсии и Лилля, Свободным университетом Брюсселя и многими другими.
Также у нас существует хорошая практика: отправлять лучших студентов на стажировку как в центральный аппарат Министерства иностранных дел Украины, так и в украинские посольства за рубежом. Многие наши студенты ездят на учебу по обмену в европейские вузы — у нас есть более полусотни соглашений о сотрудничестве. А после того как к нам обратился наш МИД, мы открыли новую специальность — страноведение. Украинской дипломатии, да и бизнесу, не хватает специалистов по отдельным регионам — Ближнему Востоку, Латинской Америке... Пока что это небольшая группа — 35 студентов. Помимо политического строя, истории, культуры и науки стран, они изучают арабский, китайский, фарси, хинди, испанский языки.
— Читала, что у вас скоро юбилей — отделению международной информации исполняется 20 лет.
— Его создали в 1993 году как экспериментальное. Это была совершенно новая специальность, появление которой диктовало само время — стране требовались специалисты по связям с общественностью, PR, имиджмейкеры... Но сейчас приоритеты изменились. Если раньше это направление носило больше политический характер, то сейчас оно в какой-то степени становится коммерческим. Однажды у нас в институте выступал Алек Росс, помощник госсекретаря США Кондолизы Райс. Он говорил, что элементы коммуникации и все, что связано с интернетом, социальными сетями, в ближайшие десять-пятнадцать лет будет наиболее востребовано с точки зрения бизнеса. Именно в этой области появятся очень богатые люди, зарабатывающие деньги на коммуникационных технологиях. Мы тоже стараемся шагать в ногу со временем. Перестроили концепцию и стратегию развития отделения международной информации, а буквально в этом году создали кафедру международных коммуникаций и коммуникативных технологий.
— Валерий Владимирович, вы ведь тоже заканчивали ИМО?
— Вуз я окончил в 1984 году и сразу же уехал работать военным переводчиком в Конго. Через год мы будем отмечать
— На картошку тоже вместе ездили?
— И в колхозы, и в военные лагеря. Честно говоря, я бы вернул практику направления студентов на сельхозработы. Сейчас, к сожалению, бывает и так, что студенты даже ко второму курсу толком не знают своих однокурсников. А мы уже через месяц отлично знали, кто на что способен. Колхоз сплачивал коллектив. Помню, как студентами песню сочинили и на мотив «Битлз» под гитару пели: «Егей, Новопiль...»
Мы, конечно, пытаемся все делать, чтобы студенты подружились. Постоянно проводим различные конкурсы, концерты... Впрочем, наши студенты и сами способны к самоорганизации. Институт шефствует над шестью детскими домами. Так что ребята и деньги собирают, и вещи, книги... Недавно крышу в одном из подшефных домов перекрывали. Вот вы спрашивали о студентах-мажорах. И они к детям ездят, а потом возвращаются со слезами на глазах. И достигают успехов не потому, что чьи-то дети, а потому, что им приходится много работать.
Ну, хорошо, ездишь ты сегодня на какой-то дорогой машине, и где будут завтра эти дорогие машины? А знания, которые ты получил, останутся. Это как впечатления, которые нельзя потерять. Именно поэтому они бесценны.
Фото Сергея Даценко, «ФАКТЫ»