Украина

По столичному Крещатику прошлись... гопники (фото)

22:06 — 14 апреля 2013 eye 12584

14 апреля в Киеве состоялся гоп-стоп парад. Три десятка «реальных пацанов с микрорайонов», наряженные в кепки-восьмиклинки, спортивные штаны и туфли, пели шансон и лузгали на Крещатике семечки

«Гоп-флешмоб», или парад гопников, должен был состояться 23 марта, но из-за аномального снегопада его перенесли на неделю. 30 марта мероприятие тоже не состоялось — Киев подтопило вследствие таяния снега. И вот, наконец, сегодня любители блатной романтики и воровского жаргона собрались на Крещатике.

Справка «ФАКТОВ»

Гоп-стоп — жаргонное слово, означающее грабеж, то есть нападение с целью хищения имущества, совершённое с применением насилия. Гопники — уничижительное обозначение представителей городской прослойки молодёжи, близкой к криминальному миру, часто происходящей из неблагополучных семей.

На флешмоб приглашали всех желающих. Единственным условием был дресс-код: спортивные штаны, туфли, барсетка, четки, цепи и, конечно, семечки. Приглашение, размещенное в социальной сети «ВКонтакте», звучало так: «Гоп-стоп — это не понт. Гоп-стоп — это стиль жизни. Это твоя рваная тельняга и слезы под кабацко-воровскую лирику. Сидишь по полной стопе? И ты ровный поцык или чика? Значит — тебе к нам!»

Когда на выходе со станции метро «Крещатик» трое пареньков в сдвинутых на затылки кепках на полную мощность врубили «Белые розы» Юрия Шатунова, их моментально окружила толпа любопытствующих киевлян. При появлении телекамер и фотографов народу стало еще больше: на лицах людей появилось одинаковое выражение ожидания красочного зрелища. Впрочем, когда из динамиков магнитолы грянула пошлая песня с нецензурной бранью, а молодежь в «гоп-стоп-униформе» стала плеваться шелухой от семечек, зрителей сразу поубавилось. Махнув рукой, ушли в направлении метро семейные пары, а молодые мамочки сразу же увели детишек подальше от такого «представления».

— Не пойму я: вроде песни поют, а о чем поют, зачем? Кто это? Артисты? — недоумевала киевлянка Наталья. — По лицам кажется, что наколотые или обкуренные. Странно себя ведут. Понимаю, что они, наверное, так самовыражаются. Но разве не видно, что люди вокруг стоят и смеются не потому, что им такая культура нравится, а потому что на этих невменяемых смотрят, как на диких зверей в зоопарке. Мне жаль такую молодежь.

В это время магнитола зарядила «Бочка, бас, колбасит соло, колбасёр по пояс голый». «Гопники», которых к тому времени собралось уже больше двух десятков, присели и начали усиленно перекидывать четки в такт разухабистой мелодии.

— Это зоновские четки, — похвастался своим модным аксессуаром один из участников (Представился он так: «Меня зовут Валерий Пуп, я с женщинами очень груб»). — В каждом районе свои четки. Мы же четкие пацаны! Вот у меня такие, кругленькие, я с Виноградаря. А чего я не в туфлях, а в кроссовках — так может, сегодня еще драпать придется, если шо... У вас есть семечки? Нет? Отсыпать вам? Чем я занимаюсь по жизни, не скажу, а то еще повяжут. А сегодня пришел на Крещатик вспомнить старые добрые времена, как мы из машин магнитолы доставали и сдрыскивали потихоньку...

— Меня Кипон зовут, это Слесарь, это Дрыч, — знакомился тем временем с журналистами еще один «гопник» — небритый парень, виртуозно крутящий между пальцами мобильный телефон. — Мы — «ровные пацаны» с микрорайонов. Они с Лесного, я — с Воскресеночки. Идем тусить с нами! Главное, семян похавать, силы набраться.

Стоящие в общем кругу девушки-«гопники» в кроссовках и спортивных куртках с натянутыми на голову капюшонами поначалу чувствовали себя очень раскованно, громко смеялись и, засунув руки в карманы, лениво пританцовывали в такт очередному блатному музыкальному «шедевру». Но увидев негативную реакцию публики, начали потихоньку отходить в сторону, на камеру говорить отказались и вообще сказали, что они «случайно мимо проходили». Пообщаться с прессой согласилась всего одна участница флешмоба, Надежда.

— Я певица Надя, — важно представилась ярко накрашенная девица в кедах с блестками, тряпичных розовых сережках, ажурных колготках и коротенькой юбке. — Знаете, сколько я готовились к параду? Думала, может в спортишах пойти? А в каких туфелах, какой прикид подобрать? Я ведь козырная чика (симпатичная девушка. — Авт.), а это — мои крутые пацаны. Мы все живем по понятиям. А чего сегодня другие чики не пришли — не знаю. Мы ща тут потанцуем и пойдем пивасик пить. А наши пацики, наверное, по дороге будут себе телочек ловить.

Под громкий хохот остальных участников парада Надя наравне со всеми стала плевать себе под ноги шелухой. Вслед за семечками на землю полетели окурки. Рядом стоящая урна участников парада не прельщала. Видимо, бросать мусор, куда положено — «не по понятиям».

— Я стою тут, смотрю, что происходит, и прихожу в ужас, — громко возмутилась киевлянка, женщина средних лет. — Что они творят? Мат, музыка эта ненормальная. А остальные смотрят, фотографируют. А я вот стою и боюсь, что сейчас кто-то из них мне прямо в лицо плюнет.

— Знаете, что такое гоп-стоп? — лениво растягивая слова, спрашивает «гопник» Алексей Кравченко. — Это хрустящие бумажечки у меня в барсеточке. И процесс изъятия чужих вещей, которые понравились мне. Все банально просто.

Продемонстрировать, как это делается, решила парочка участников парада. Один попросил у другого на секундочку мобильный телефон и, взяв его в руки, тут же... удрал.

Тем временем еще один «гопник» деловито здоровался с товарищем... ногой об ногу. Руки ведь у обоих были заняты четками и барсетками.

— Идея организовать гоп-флешмоб пришла спонтанно, — рассказал «ФАКТАМ» организатор парада Дмитрий Ткаченко, парень с заклеенным пластырем носом и нарисованным под глазом фингалом. — Мы с друзьями как-то на день молодежи переоделись в эмо, металлистов, хиппи, гопников и пошли гулять по городу. Было здорово и интересно. Тогда я и решил, что обязательно организую гоп-стоп парад. Ведь у каждого пацана в глубине души есть желание одеться в спортивки, кепку, взять барсетку и почувствовать себя гопником. Думаю, людям это будет интересно. Особой цели или идеи — ни политической, ни социальной — у нас нет. Главный плюс — чтобы молодежь отрывалась от компьютеров, выходила на улицы, общалась и развлекалась. А что говорят, что мы Крещатик заплевываем, — так он и так заплеванный, мы особо ничего не меняем.

— У вас очень красивый и чистый город, — не согласилась с Дмитрием россиянка Тамара Антоненкова, оказавшаяся в Киеве проездом. — Его просто жалко так засорять. А само мероприятие мне любопытно. Это же шуточная акция. Конечно, если бы увидела такой флешмоб на улице в лихие 90-е, когда коротко стриженные молодые люди с барсетками занимались рэкетом, реакция у меня была бы совсем другой...

— Я вообще стараюсь ничего подобного не пропускать, — поделилась с «ФАКТАМИ» киевлянка Надежда Николаева, женщина средних лет и вполне благопристойного вида. — Например, недавно я ходила на парад вампиров, который стартовал от станции метро «Университет». Дело в том, что у меня 10-летняя дочь, которая души не чает в таких мероприятиях. Хочет быть модной и продвинутой. Недавно она ночью покрасила волосы в черный цвет и выбрила себе виски, как певица Руслана. Запретить ей, как и большинству современной молодежи, я ничего не могу. Пытаюсь хотя бы быть в курсе и знать, куда занесет мою девочку в следующий раз. Для этого мне пришлось даже зарегистрироваться на сайте хипперов и в тех социальных сетях, где общается дочка. Вот из-за этого и на такие мероприятия, как этот гоп-парад, хожу. Но смотреть на всю эту тусовку, — конечно, приятного мало.

Покрасовавшись перед заметно поредевшей толпой зрителей, участники гоп-стоп парада прошлись по Крещатику до майдана Незалежности, продолжая по дороге лузгать семечки и плеваться шелухой, еще немного попели шансон и разбрелись кто куда.

Кстати, ни одного сотрудника милиции, который бы призвал к порядку открыто мусорящую молодежь, на гоп-флешмобе так и не появилось. Хотя за брошенный на землю окурок закон предусматривает штраф в размере 1300 гривен. А за матерщину в публичном месте суд даже может отправить под арест на 15 суток.

Фото Сергея Даценко, «ФАКТЫ»