Известный рок-музыкант устроил украинские вечорницi в самом центре Парижа
Французский Монмартр, где раньше жили знаменитые художники Пикассо, Ренуар, Дега, Ван Гог, а сейчас расположены элитные галереи, рестораны и кабаре, лидер группы «ВВ» Олег Скрипка на один вечер превратил в киевский Андреевский спуск. В самом центре Парижа Олег и компания — «Велика Оркестра» и коллектив «Чоботи з бугая» — устроили гулянья с песнями, танцами и угощениями, присущими украинскому празднику Василия и Мелании. Гостей угощали горилкой, бутербродами с салом и солеными огурцами. Все продукты были лично отобраны музыкантом и привезены из Киева в Париж. Этот город Олег Скрипка выбрал не случайно. Здесь он жил и работал семь лет, был женат на француженке.
Перед поездкой в Париж Скрипка с подобной программой побывал в Италии. А в феврале собирается повеселить норвежцев. В Осло готовятся к визиту украинского этнорокера. Там уже репетируют норвежские украинцы, которые создали группу «Водограй».
- Олег, вы стали первым, кто представил подобным образом украинскую музыку и культуру во Франции?
- Сам удивляюсь, как решился на такой шаг. Это был творческий авантюризм. Если бы год назад кто-то мне сказал, что буду устраивать украинские песни-пляски в центре Парижа, ни за что бы не поверил. Решение пришло совершенно спонтанно. Осенью я ездил отдыхать во Францию. Мы сидели в Париже у моей хорошей знакомой Наталки Пастернак, являющейся председателем Союза украинцев «Ukraine Art». Она живет в самом центре Монмартра, а рядом ресторан «Козацькi страви», где собираются украинцы со всех стран мира. После одного из моих выступлений мы ужинали, пили хорошее вино, и нас осенило, что киевский Андреевский спуск уж очень напоминает парижский Монмартр.
- И вы решили устроить там фестиваль?
- Это оказалось не так уж сложно. Ведь мы не начинали с чистого листа. Шесть лет я организовывал вечорницi в Украине, состоялось пять фестивалей «Кра∙на мрiй», другие мероприятия. Поэтому заготовки были. Мы выступали в престижном французском зале «Элизе Монмартр». Он был заполнен до предела, хотя билеты стоили в среднем 40 евро. Кстати, именно в этом зале более ста лет назад родился танец канкан. А буквально в 150 метрах находится знаменитое кабаре «Мулен Руж».
- Чем заманивали гостей?
- Мы устроили этнодискотеку с колядками в рок-обработке и танцами, но максимально приближенную к украинским вечорницям. Правда, не смогли показать традиционное действо с переодеваниями, которое осуществляется на праздник Мелании. Все-таки там было много иностранцев, которые не знают наших традиций. Я выступал с «Великою Оркестрою». Дал жару также коллектив «Чоботи з бугая». Их выступления я называю «музыка к танцам так, чтоб аж пиджак заворачивался».
- А у гостей пиджаки заворачивались?
- Не то слово! Не успевали дух перевести! Танцоры плясали так, что не могли остановиться. Особенно после нашей горилки. У нас была отличная гастрономическая часть.
- Чем угощали французов?
- За день до праздника мы все приготовили в украинском ресторане. Продукты везли из Украины. Готовили традиционную украинскую кутью. Сварили проросшую пшеницу, добавили туда орехи, изюм, мед, запарили мак. Правда, традиционно растереть его в макитре макогоном не удалось — слишком много мака было. Думали воспользоваться кофемолкой, но и ее не оказалось. В Париже давно продают только молотый кофе. К счастью, у Наталки Пастернак нашлась старая ручная кофемолка XIX века. И мне пришлось самому молоть несколько килограммов мака. Скажу честно, нелегкий труд.
- Всю ночь сидели?
- Несколько часов точно, но получилось очень вкусно. Кстати, могу открыть секрет: в кутью нужно добавлять чуть-чуть соли. По желанию можно еще и корицы положить. Две бадьи кутьи размели за 20 минут. Таким же успехом пользовался и узвар. Сухофрукты для него я покупал на Житнем рынке на Подоле. Специально выбирал яблоки, сушенные в печи, чтобы чувствовался дымок. Узвар оказался великолепным. Я был уверен, что французы его оценят. Это натуральный и полезный напиток, кроме того, благодаря ароматной сушке он напоминает дорогой «Бургонь». Были и классические блюда: сало, соленые огурцы, селедочка с черным хлебом. И конечно, горилка.
- Слышала, с этим напитком у вас возникли проблемы?
- Оказывается, во Франции есть закон, ограничивающий употребление спиртного. Нельзя наливать без меры, кому сколько влезет. Не больше двух рюмок в одни руки. Но это вполне соответствовало украинским традициям. Ведь на вечорницях наливают «до пари». Раньше они и устраивались для того, чтобы девушки и парни могли прийти и найти себе пару. Поэтому и пили «до пари».
- Мы ожидали Катерину Ющенко. Даже дату выбирали, чтобы ей было удобно, но у супруги Президента Украины не получилось приехать. Были представители ее фонда «Украина-3000», дипломаты из украинского посольства во Франции, из Женевы — представители ООН, заместитель мэра Парижа, жена мэра городка Сан-Лиз. Это резиденция французских королей. Именно там когда-то жила наша землячка Анна Ярославна. Кстати, супругу мэра тоже зовут Анна, и она украинка. Возможно, в будущем мы осуществим некий совместный проект. Французские соорганизаторы подарили мне бутылку редкого французского вина, которого нет в продаже. Его можно заказать только в элитных ресторанах Франции или приобрести на аукционе. Выпускается всего две тысячи бутылок в год. Одна из них сейчас у меня, вторую передали Виктору Ющенко.
- Сколько же оно стоит?
- Думаю, сумасшедших денег. Это вино не то что пить, даже за бутылку взяться страшно.
- После концерта удалось отдохнуть?
- Я специально остался еще на два дня, чтобы походить по музеям. Когда жил в Париже, очень много работал, не было на это времени. В понедельник с утра пошел в Лувр. Это самое удачное время — меньше всего туристов, нет толпы и очередей. Все картины можно рассмотреть. Потом взобрался на Эйфелеву башню. Специально выбрал вечернее время, чтобы полюбоваться ночным Парижем. Незабываемые впечатления.
- Чем еще себя порадовали?
- Я всегда увлекался современной хореографией. Поэтому с удовольствием сходил на два спектакля. Уже давно хотел посетить постановки немецкого хореографа Пины Бауш. Раньше никак не удавалось достать билеты.
- Без шопинга в Париже не обошлось?
- В Париже это делать легко и просто. Знаю там многие магазины. Для покупки необходимых вещей мне нужно всего минут 40, поскольку я знаю нужные магазины.
- Ну никто ж не поверит!
- Раскрою тайну. В район-чике Леаль есть торговые ряды, аналогичные нашему Гостиному двору. Сейчас это современный комплекс, находящийся в основном под землей. Есть там два магазина, где всегда находятся нужные для меня вещи. В этот раз купил пиджак и ботинки, рубашку для концерта. Даже без примерки. Стабильно раз в год я покупаю одинаковые. Они так быстро изнашиваются во время выступлений.
- Перед поездкой в Париж вы и в Италии обкатали подобную программу?
- После Нового года, который встретил в семейном кругу, начались поездки. На Рождество мы выступили в Италии. Я был диджеем на известном горнолыжном курорте в Доломитах (Восточные Альпы). Очень там красиво. После работы удалось покататься на горных лыжах.
Потом поехали в Арабские Эмираты. В Дубае мы выступали в клубе, где в основном были африканцы, арабы, индусы. Это был очень странный концерт: мы играем украинский рок, а они спокойно курят кальян. Лишь несколько песен на французском языке и наша народная «Ти ж мене пiдманула» оживили их. Удалось выкроить время, чтобы искупаться в Персидском заливе и посетить суперсовременный торговый центр, в котором есть искусственный снег и оборудованы горки. Там я тоже на лыжах прокатился.
- Первый национальный телеканал назвал вас одним из претендентов на «Евровидение» от Украины. Вы готовы участвовать в конкурсе?
- Предложение от телеканала поступило перед Новым годом, когда я активно готовился к зарубежным концертам. Я не сказал ни «да», ни «нет». Думаю пока. Если мы не найдем надежных партнеров, я никуда не поеду. Это будет авантюризм, а я не привык делать что-то без подготовки. Конкурс «Евровидение» довольно специфический. О нем я очень мало знаю, и мои прогнозы по поводу нашего участия довольно пессимистичны.
- А если телезрители после концерта проголосуют именно за вас?
- Для этого я должен хотя бы принять в нем участие (смеется).
- До этого дело не дой-дет?
- Не знаю. Возможно, в это время я буду за границей. Намеченное менять не собираюсь. Я со своим коллективом много работаю как в Украине, так и за рубежом.
- Корпоративные предложения принимаете?
- Конечно. Но это не дает творческого развития. Все равно что беговая лошадь, которая только катает детишек. Она никогда не победит в скачках. Мы тренируем творческие мускулы на фестивале.