В Украине не утихает скандал, связанный с предложением Министерства финансов закрыть школы эстетического воспитания. В рамках «оптимизации государственных учреждений» чиновники предложили перевести на самоокупаемость музыкальные и художественные школы по всей стране
Об инициативе первого заместителя министра финансов Украины Анатолия Мярковского, которую многие называют не иначе как преступлением, директора музыкальных и художественных школ узнали случайно. Сейчас уже выяснилось, что перевести школы эстетического воспитания на самоокупаемость (и тем самым фактически прекратить их существование) чиновники Министерства финансов решили еще в январе нынешнего года. Именно тогда они подготовили соответствующее письмо, которое направили в Министерство культуры, а также во все областные администрации. Предложения по так называемой оптимизации государственных учреждений расписаны на четыре страницы, но самый главный пункт долго искать не нужно — с него все и начинается. Он звучит так: «установить экономически обоснованную, на уровне не ниже себестоимости, плату за обучение детей в школах эстетического воспитания».
Специалисты подсчитали, что если идею чиновников воплотить в жизнь, то за месяц занятий музыкой школьнику придется платить от тысячи трехсот до трех тысяч гривен в месяц. Это едва ли не дороже, чем индивидуальные занятия, которые могут себе позволить только очень обеспеченные семьи. Таким образом, дети останутся без занятий творчеством, а школы эстетического воспитания — без учеников и без финансирования.
— Документ шокировал всех, — возмущается председатель президиума Всеукраинского совета директоров школ эстетического воспитания Александр Шалит. — Надо ли говорить, какой была реакция родителей, чьи дети учатся в музыкальных школах? Я сам занимаю пост директора киевской детской музыкальной школы № 35 и, узнав об этом злополучном письме, сразу рассказал о нем на родительском собрании. Долго объяснять, какие перспективы нам сулит этот документ, не пришлось — все поняли, что при условиях, которые предлагают чиновники, ни наша школа, ни какая-либо другая просто не смогут существовать. А как иначе, если их полностью лишат финансирования?
— Вы имеете в виду тот самый пункт о себестоимости? — уточняю я.
— Да. Объясню подробнее. Сейчас школы эстетического воспитания на 90 процентов финансирует государство. Деньги из города передают в районы, а районные власти в свою очередь эти средства распределяют дальше. Выполнение нашего учебного плана финансируется примерно на 85 процентов. О ста процентах мы даже не мечтаем — сами понимаем, что экономическая ситуация в стране не наилучшая. Поэтому остальные расходы покрывают родители наших учеников. Например, в моей школе на столичном жилмассиве Виноградарь плата за обучение составляет 120 гривен в месяц. Плюс каждый месяц родительский комитет собирает по 15 гривен на нужды школы (этими деньгами они и распоряжаются). Сумма совсем небольшая, но для нас играет немаловажную роль — это позволяет хотя бы делать в школе поточные ремонты, приобретать канцелярские товары, моющие средства. Одним словом, выживаем как можем. На то, что наши музыкальные инструменты уже в прямом смысле скрипят от старости и портятся от влаги, ведь в помещении школы протекает крыша, стараемся не обращать внимания — детям все равно нужно заниматься. Для многих родителей наша школа — единственная надежда на то, что их ребенок не будет слоняться без дела. Пока школьник чем-то занят, у него не хватает времени на глупости. Но еще лучше, если ребенку действительно нравится то, чем он занимается. У нас есть ученики, которые, понимая, что их родители не в состоянии платить даже 120 гривен в месяц, сами зарабатывают деньги — лишь бы оплачивать любимые занятия музыкой. У них дома нет музыкальных инструментов, поэтому все свободное время они стараются проводить здесь. Ребята этим живут. Не представляю, как подойти к ним и сказать: «Если хочешь здесь учиться, плати три тысячи гривен в месяц».
— Это в том случае, если школы полностью перестанут финансировать?
— Именно это и предлагают чиновники Министерства финансов. Переход на самоокупаемость означает, что мы будем все оплачивать сами: зарплату преподавателям и обслуживающему персоналу, коммунальные услуги и так далее. В таком случае мне как директору музыкальной школы сразу придется отказаться от услуг преподавателей высшей категории. Да если я даже студентов найму, платить им зарплату все равно не смогу! Откуда брать деньги? Чиновники предложили выход — увеличить плату за обучение до такого уровня, чтобы вырученные деньги покрывали все вышеперечисленные расходы. По самым скромным подсчетам получается, что моим ученикам придется платить по три тысячи гривен в месяц. Я знаю возможности родителей, чьи дети ходят в мою школу, и могу точно сказать — в школе не останется ни одного ученика. А раз учить некого, то и учебному заведению существовать незачем. Поэтому на школах эстетического воспитания можно будет поставить жирный крест.
Уточним, что предложенное Министерством финансов новшество касается не только столичных школ. Перейти на самоокупаемость должны будут и в провинциях. Ученики тамошних школ и их родители уже готовы выходить на митинги.
— Не знаю, кто создавал этот документ, но могу сказать точно — эти люди явно не знают, что такое музыкальные школы и что они значат для детей, — сокрушается директор Гвоздецкой школы искусств в Коломыйском районе Ивано-Франковской области Игорь Довганюк.
Именно в его школе учился один из участников довольно известной в Западной Украине группы под названием «Виртуозы Карпат». Ребята уже завоевали несколько десятков всеукраинских и международных премий. Старшему из участников всего семнадцать лет, но музыканты уже активно гастролируют.
— Если вы видели их выступления, то не могли не заметить паренька, мастерски владеющего аккордеоном, — говорит Игорь Довганюк. — Это Иван Сумарук, уроженец очень удаленного карпатского села. Чтобы попасть в райцентр, мальчику нужно было преодолеть пешком два километра по бездорожью и еще тринадцать — идти по селам. Его родители — трудолюбивые, но малообеспеченные люди, добраться до райцентра для них всегда было целой проблемой. И тут шестилетний ребенок сообщает, что хочет заниматься музыкой! А музыкальная школа есть только в Косове. И мальчик начал ходить по 15 километров — лишь бы не пропустить любимые занятия на аккордеоне. За сравнительно непродолжительное время он научился играть на аккордеоне не хуже выпускников музыкальных училищ! Ваня еще тогда заявил, что у него есть цель — стать известным музыкантом. И в любую погоду, как бы себя не чувствовал, шел в райцентр. Благо стоимость обучения была для семьи приемлемой, и ребенок смог реализовать свою мечту. Иногда даже сам зарабатывал себе на учебу. Как это всегда бывает с настойчивыми людьми, Ваня все-таки добился своей цели: сейчас он учится во Львовской музыкальной специализированной школе имени Соломии Крушельницкой и играет в довольно известной группе.
Кстати, в этом же ансамбле играет на цимбалах мой сын. Я предлагал ему учиться в своей школе, но он ездил в другой район — в школу, где есть цимбалы. За его обучение я платил 30 гривен в месяц. Большую сумму просто не потянул бы. Что уже говорить о трех тысячах! Ни мой сын, ни Ваня Сумарук в таком случае не стали бы музыкантами. Сейчас дети счастливы только от того, что занимаются любимым делом. Не понимаю, как можно лишать их этого счастья.
— Никто не понимает, — качает головой Александр Шалит. — Музыкальные и художественные школы — сейчас едва ли не единственная возможность для провинциальных детей заниматься творчеством. А что им делать, когда школы закроются? Сутками сидеть за компьютером? Или слоняться по улицам, знакомясь с неблагополучными компаниями? Больнее всего осознавать, что пропадут таланты. Дети из Украины невероятно способные — если едут на международные музыкальные конкурсы, то без призовых мест не возвращаются. Жаль только, что государство не финансирует такие поездки, поэтому в большинстве конкурсов мы не участвуем. Теперь и вовсе перестанем заниматься музыкой.
— Мы уже готовы к акциям протеста, — говорит киевлянин Игорь Подолин, двое детей которого тоже занимаются в музыкальной школе. — Я собрал сотни подписей родителей, протестующих против закрытия школ эстетического воспитания. На днях письма с подписями будут на столах чиновников всех инстанций. Мы просим вмешаться в ситуацию Президента Украины. «Оптимизируйте» что угодно, но пусть это не касается талантливых детей.
Конечно, первым делом прокомментировать ситуацию журналисты попросили самого Анатолия Мярковского, чья подпись стоит под злополучным письмом. Чиновник попытался успокоить — дескать, если новшества и вступят в силу, то это произойдет только в следующем году. «Бюджет на 2013 год утвержден, правила игры определены, — сказал на брифинге Анатолий Мярковский. — Поэтому ничего меняться не будет».
— Плата, по крайней мере, до конца этого года, однозначно останется такой же, — подтвердил начальник отдела анализа и прогнозирования деятельности учебных заведений Министерства культуры Украины Иван Походзей. — Если будет приниматься какое-то правительственное решение, то, конечно, оно будет вводиться с нового учебного года.
Что касается Министерства культуры, то там заверили, что нашумевшее письмо было ни в коем случае не директивой, а всего лишь предложением, которое еще будет рассматриваться. А пункт о себестоимости, по словам министра культуры Леонида Новохатько, появился в документе... случайно.
«Вкрался ошибочно один тезис, один пункт, где написана конкретика, — сказал министр журналистам телепередачи „ТСН-Тиждень“. — В частности, себестоимость. А оптимизация музыкальным школам не повредит».
Впрочем, директора школ эстетического воспитания и родители их воспитанников с трудом верят, что в серьезный документ мог «ошибочно вкрасться» какой-то пункт. Их в этом поддержал Уполномоченный Президента Украины по правам ребенка Юрий Павленко. Он тоже уверен, что дело серьезное и случайности в документе быть не может.
— Министерство финансов решило повысить уровень финансового обеспечения местных бюджетов за счет детей, — заявил Юрий Павленко. — Это предложение противоречит позиции Президента: указу о Годе детского творчества, социальным инициативам и соответствующему поручению увеличить, расширить, провести ремонты, сделать внешкольное образование интересным.
Юрий Павленко направил обращение премьер-министру Украины Николаю Азарову с просьбой пересмотреть нашумевшие предложения Министерства финансов. Тем временем в пресс-службе Министерства культуры Украины «ФАКТАМ» сообщили, что сейчас этим вопросом будет заниматься специально созданная рабочая группа, которую возглавил министр культуры Леонид Новохатько. В ее составе представители Министерства финансов, Министерства экономики, Министерства социальной политики, губернаторы областей. Эта рабочая группа и решит, нужно ли нашей стране нашумевшее новшество.
— Мы надеемся, что реформу не примут, — говорит Александр Шалит. — На последнем пленуме центрального комитета работников культуры министр культуры Леонид Новохатько заявил, что не считает возможным перевод школ эстетического воспитания на самоокупаемость. Я сам это слышал и, конечно, хочется ему верить. Но ведь решение будет принимать не он один. Тем временем в некоторых областях уже принялись воплощать идеи Министерства финансов в жизнь. Так, в одной из школ Коломыйского района Ивано-Франковской области директора перевели на полставки, а должность заместителя директора по учебной работе и вовсе упразднили. Там уже начали экономить средства. А это уже нарушение норм Конституции Украины. Наша школа пока не поддается. До последнего будем ждать и надеяться.