Об особенностях представителей украинской нечистой силы, которая, согласно поверью, собирается в ночь с 30 апреля на 1 мая на самый главный в году шабаш, «ФАКТАМ» рассказала старший научный сотрудник Института народоведения Национальной академии наук кандидат исторических наук Оксана Кись
Принято представлять ведьм злобными костлявыми уродинами, постоянно стремящимися напакостить порядочным людям.
— Сам термин «ведьма» происходит от слов ведать и знать, — рассказывает Оксана Кись. — То есть человек обладает знаниями, недоступными для других: умеет лечить травами и заговорами, разбирается в особенностях человеческого организма, если речь идет о повитухе. Для необразованной среды сельской общины все это казалось загадочными магическими действиями. В народе считалось, что ведьмы бывают двух видов — рожденными и унаследовавшими свой дар. От этих особенностей нельзя было избавиться, а оставалось только развивать.
В легендах и поверьях говорится: такой дар передавался от самой старшей в роду женщины, которая, чувствуя приближение смерти, начинала учить свою младшую внучку или правнучку. Люди верили, что «рожденные» ведьмы больше помогают людям, чем вредят. Другое дело ведьмы обученные — к ним относились с опаской. Как правило, женщины, которые смогли самостоятельно овладеть магической техникой, использовали ее для своей корысти.
— Украинская ведьма отличалась от европейской или русской, она не обязательно связана с темными силами, — продолжает пани Оксана. — Внешне напоминала Солоху из известного произведения Николая Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» — красивая женщина с ярким сексуальным началом. Представляла опасность для мужчин, влюблявшихся в нее помимо воли. Тем не менее ведьмы не были в селе изгоями и не жили уединенно где-то в лесу. В научных экспедициях я искала шептух или знахарок и чаще всего находила их хаты на окраине селения. Они считались обычными жителями, частью общины. Например, в селе Сорочинцы и сейчас чуть ли не каждую вторую женщину называют ведьмой. Однако они свободно посещают церковь, заходят в дома односельчан, их приглашают на крестины, свадьбы... Но в народе соблюдают примету: если хочешь уберечься от злых чар ведьмы, используй соль, чеснок.
В отличие от средневековой Европы с ужасами инквизиции, в Украине не было массовой охоты на ведьм. Исследователи XIX столетия выяснили, что судебных дел, в которых упоминается нечистая сила (в основном гражданские иски о причиненном имущественном ущербе), было очень мало. Деяния ведьм не рассматривались как богоотступничество, преступление против веры и церкви — как считалось в Европе. По мнению Оксаны Кись, отношение к женщине, называемой ведьмой, было достаточно ситуативным. В один момент люди обращались к ней за помощью, а если в селе происходила беда — мор домашнего скота, засуха, неурожай, эпидемия, — ее могли обвинить и публично казнить (сжечь или утопить). Но такое случалось крайне редко.
— Помимо ведьм, в колдовстве и связях с нечистой силой селяне подозревали и других женщин, — продолжает Оксана Кись. — Например, вдов: мол, не причастна ли она к смерти мужа? Кроме того, одинокая женщина, самостоятельно, без помощи и руководства мужчины, ведущая хозяйство, вызывала подозрения. Над ней некому держать контроль, следить за ее моралью. В некоторых регионах именно вдов использовали для призыва дождя во время засухи. Считалась, что их молитва более сильная. Или во время мора домашнего скота вдов запрягали в плуг, и они вспахивали полосу вокруг села.
Пособницей нечистой силы могла стать и «покрытка» — девушка, согрешившая с мужчиной до замужества. За это высшие силы могли наказать не только саму провинившуюся, ее родителей и родственников, но и всех жителей села. Если потерю девичьей чести удавалось сохранить в тайне, все обходилось без последствий. Но если грех становился достоянием гласности... На Гуцульщине таким девушкам обрезали волосы. В других регионах несчастных обмазывали дегтем, посыпали перьями, водили на привязи по селу, стегая намоченными в соленой воде веревками от церковных колоколов. При этом народ требовал публичного покаяния.
Многие из этих поверий давно уже ушли в небытие. После многочисленных войн, прокатившихся по Украине, почти каждая вторая женщина стала вдовой, досвадебный секс не осуждается обществом. Но в селах люди по-прежнему шепчутся: «Ведьмы есть, их много!» Вот только вряд ли они в ночь на 1 мая летают на Лысую гору на ведьминский шабаш.