История современности

«Когда немецкий самолет дал по нашему поезду короткую пулеметную очередь, я сразу сбросил скорость, и стервятник промчался мимо»

11:00 — 8 мая 2013 eye 12688

В канун 9 Мая железнодорожники поздравляют ветеранов, вместе вспоминая своих героев-фронтовиков

«Жертвами авианалета на Дарницкую станцию стали три тысячи человек, из них 300 железнодорожников»

Представление о том, в каких смертельно опасных условиях доводилось работать, дает книга «Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941–1945» (под редакцией министра путей сообщения СССР Николая Конарева). В ней приводится рассказ машиниста Шорина, работавшего в одном из прифронтовых депо Кировской магистрали.

«...В двух километрах от станции отправления я заметил в небе самолет, медленно поднимавшийся из-за леса. Предупредил бригаду:

— Приготовьтесь!

На тендере и в будке машиниста двери были немедленно закрыты. Дал сигнал „воздушная тревога“.

Еду и наблюдаю за самолетом. Вот он пошел на снижение. Значит, фашистский летчик готовится к обстрелу поезда. Когда с самолета была дана короткая пулеметная очередь по хвосту состава, я сразу сократил скорость до пяти километров в час. И стервятник промчался мимо.

Видя, что самолет готовится ко второму заходу, я развил скорость до 60–70 километров в час. Самолет, развернувшись, снова пошел на снижение. Когда он стал подлетать к составу с хвоста, я экстренно затормозил. Летчик, не предвидя такого маневра, не успел выпустить пулеметную очередь по вагонам, а когда начал стрелять, пули ложились впереди паровоза.

Затем я опять развил скорость и вскоре подъехал к станции. Здесь тщательно осмотрел паровоз и вагоны. Лишь три пули попали в состав. Хотя они были бронебойные и разрывные, никого не ранило...»

Еще 22 июня 1941 года Народный комиссариат путей сообщения СССР издал приказ о переводе движения поездов на особый военный график. Приоритет получили в первую очередь воинские эшелоны и грузы, связанные с мобилизационными перевозками. Поезда шли сплошным потоком, иногда интервал между ними составлял 600–700 метров. Машинисты водили эшелоны за тысячи километров, месяцами не возвращались домой.

*За годы войны железнодорожники доставили на фронт около 20 миллионов вагонов с солдатами, снарядами, боевой техникой, продовольствием

Уже в первые месяцы войны железнодорожники выполнили небывалый объем перевозок: в Сибирь и Среднюю Азию перебазировались тысячи промышленных предприятий из западных областей. На восток страны в ходе войны было эвакуировано около 18 миллионов гражданского населения! Тем временем в обратном направлении проследовали сотни тысяч эшелонов с солдатами, снарядами, боевой техникой, продовольствием (всего было перевезено около 20 миллионов вагонов: если выстроить их в один эшелон, то он четыре раза обернет Землю по экватору).

Увы, победа досталась дорогой ценой. За годы войны было уничтожено 16 тысяч паровозов. Погибли тысячи машинистов. Многие из них пали с оружием в руках. Зачастую после массированного авианалета эшелон уже не мог продолжать следование, и железнодорожники вливались в ряды красноармейцев, сражаясь плечом к плечу с обычными бойцами.

Одна из самых трагических историй на железной дороге военного времени произошла уже после освобождения Киева от немецких войск.

8 апреля 1944 года гитлеровцы совершили авианалет на Дарницкую станцию, жертвами которого оказались большое число железнодорожников, военных и мирных жителей.

— На путях тогда скопилось много эшелонов с боеприпасами и горючим, а также с бойцами и мирным населением, — рассказывает глава общественной организации ветеранов войны и труда Дарницкого железнодорожного узла Николай Павлюк. — Стоял там и санитарный поезд. Вражеская авиация уничтожила станцию. Погибли более трех тысяч человек, в частности, 300 железнодорожников ночной смены.

Оставшиеся в живых приступили к ремонту путей и погребению погибших. Хоронили их в огромной братской могиле — воронке глубиной 15 метров, образовавшейся от взрыва полуторатонной бомбы. На этом месте сейчас расположен мемориал, который в будущем году железнодорожники надеются заменить бронзовым монументом.

— Для осуществления проекта необходимо 10 миллионов 600 тысяч гривен, — говорит Николай Павлюк. — С 2007 года железнодорожники общими усилиями собрали лишь 400 тысяч гривен. Надеемся, что сбор средств сейчас активизируется, так как в следующем году будет 70-летие Дарницкой трагедии, и было бы весьма кстати, если бы установка памятника была приурочена к этой дате.

«В течение мая все ветераны войны смогут бесплатно ездить в 1-м классе поездов Интерсити+»

Железную дорогу невозможно представить без преемственности поколений, и каждое 9 Мая железнодорожники с неподдельной теплотой чествуют своих ветеранов. По словам председателя Ассоциации ветеранов войны и труда железнодорожного транспорта Украины Анатолия Сидоренко, опека над ветеранами-железнодорожниками, забота о людях, посвятивших жизнь железнодорожному транспорту, — одно из приоритетных направлений социальной политики «Укрзалiзницi».

— Социальная сфера всегда финансово обременительна для любого предприятия, — рассказывает Анатолий Сидоренко. — И все же «Укрзалiзниця» — одна из немногих организаций, которая, невзирая на исторические катаклизмы и изменение экономических условий, продолжает поддерживать работников, вышедших на заслуженный отдых.

Сегодня «Укрзалiзниця» опекает более 228 тысяч пенсионеров-железнодорожников, ветеранов войны и труда, в том числе более 28 тысяч участников боевых действий и участников Великой Отечественной войны.

Железнодорожники уделяют постоянное внимание старшему поколению не только в праздники, но и в будни. За 2012 год бесплатным медицинским страхованием были обеспечены более 154 тысяч ветеранов отрасли и инвалидов, почти пять тысяч человек на льготных условиях получили бытовое топливо, 131 тысяча — материальную помощь. В «Укрзалiзницi» сообщают, что ветеранам предоставляют средства реабилитации и передвижения, путевки для отдыха и санаторно-курортного лечения.

Кроме этого, в знак благодарности за заслуги участников Великой Отечественной «Укрзалiзниця» в течение мая предоставляет возможность всем ветеранам (не только железнодорожникам) бесплатно ездить в 1-м классе поездов Интерсити+. Ветераны также будут обеспечены бесплатным питанием и чаем.