Как сообщали «ФАКТЫ», пожар в общежитии на улице Тимуровцев в спальном района Харькова Салтовка начался около четырех часов утра в понедельник, 6 мая. Первоначально запах дыма был таким слабым, что прошло несколько часов, прежде чем люди почувствовали опасность. К этому времени пламя уже вовсю бушевало на третьем и четвертом этажах, полностью перекрыв выход на центральную лестницу. Сонные люди в тапках и халатах выскакивали в коридоры и бежали спасаться к пожарным выходам. Однако все пролеты оказались заварены металлическими решетками. Жильцы пытались топорами сбивать замки, а когда не получилось, в отчаянии уже хотели прыгать из окон. К счастью, вовремя подоспели спасатели, благополучно эвакуировав из здания более сотни человек. Увы, троих спасти не удалось. За жизнь еще двоих сейчас борются медики.
У
— Утром в понедельник я проснулся как никогда рано, — вспоминает Артем Аракепян. — Открыв дверь комнаты, еще сонный, вышел в коридор. И оказался в черном дыму. Ничего не понимая, на ощупь нашел дверную ручку и забежал назад. Сразу разбудил сына Артура, который в эту ночь спал со мной в комнате. Сказал ему: «Подымай соседей, у нас пожар». Супруга спала в соседней комнате. Я разбудил и ее. Крикнул: «В коридоре все горит, закрывай двери, открывай окно и дыши». Она послушалась меня, закрыла дверь, но, как потом выяснилось, сразу же потеряла сознание. Я даже не мог представить, что такое произойдет. Думал ведь, что с ней все в порядке.
Тем временем мы с сыном открыли окно и начали будить соседей. Сонные люди спрашивали: «Почему кричите, что случилось?» Я отвечал: «Мы горим. Закрывайте двери, высовывайтесь в окна». Коридор был в таком дыму, что туда было невозможно выйти. Прошло, наверное, несколько минут, и к дому стали подъезжать пожарные машины. Нас с сыном спустили по пожарной лестнице с третьего этажа, сначала ребенка, потом меня. Оказавшись на улице, я увидел, что окно в комнате моей Гали почему-то закрыто. Я сразу предупредил спасателей, что там осталась жена. Пожарный надел маску и поднялся по лестнице. Выбив окно, он проник в комнату, но почти тут же вернулся и закричал: «Здесь дверь заклинило, нужен ломик». Спустя несколько минут спасатель вынес из дома Галину. Оказалось, что она лежала прямо возле входных дверей... Я до сих пор не могу поверить в случившееся, — замолкает мужчина. — Теперь мы с сыном остались вдвоем. Город выделил нам комнату в гостинице, и что будет дальше, пока не знаю.
— У меня был первый день отпуска, — рассказывает пострадавшая харьковчанка Надежда. — Я собиралась поехать в село проведать родителей. В шесть часов утра услышала крики «Пожар, пожар!» И сразу проснулась. Выскочила в коридор, увидела, что он весь в дыму. Растерявшись, сначала не поняла, что мне нужно делать. Намочила полотенце водой, и как была — в одном халате, даже не забрав с собой документы, кинулась к выходу. По центральной лестнице спуститься вниз было невозможно, там было много дыма и огня. Тогда я вместе с другими соседями побежала в сторону лифтовой шахты, где у нас пожарная лестница. Там увидели металлическую решетку, закрытую на большой замок. Мужчины сбили его топором, и мы помчались в соседний корпус общежития. Но и там выход тоже был закрыт на замок. Как раз в это время подоспели пожарные, которые сбили эту решетку, и мы смогли выбраться на улицу.
Однако не всем так повезло. Десятки людей оказались в огненной ловушке и лишь чудом не сгорели живьем. На лестницах между этажами арендаторы установили железные двери и намертво приваренные металлические решетки. Люди пытались сбивать замки, чтобы спастись через запасной выход. Но им это было не под силу. На каждом этаже девятиэтажного здания перед дверями заваренных пожарных выходов образовались толпы обезумевших людей.
— Мы быстро дошли до лестницы и растерялись, — вспоминает жительница общежития Елена Дяченко. — Маленькая девочка заплакала: «Мамочка, я жить хочу!» Все были в панике. Что делать? Стоит решетка, на ней замок. Ключей ни у кого нет. С одной стороны выход горит, там совершенно невозможно пройти. А здесь — заперто. И мы — заложники.
— Я живу на шестом этаже, — говорит еще одна пострадавшая, Ольга. — Раньше мы все время ходили по пожарной лестнице пешком, потом арендаторы стали ее закрывать. Мы срывали замки, и они стали забивать проход решетками на болтах. В тот день еще в пять часов утра не было даже запаха, а в шесть — уже все горело... Два года назад в общежитии уже был пожар, и после этого мы стали осторожнее. Вот сейчас утверждают, что на всех этажах проходы были захламлены. Но у нас на этаже хлама не было. Однако пожарный выход был заварен металлической дверью.
— В тот день меня разбудили крики: «Пожар!» — продолжает Ольга. — Побежала по коридору вместе с соседями. Добрались до лестницы, мужчины попытались сбить замки, но у них ничего не получилось. В этот момент я так сильно испугалась, что от страха сдали нервы, началась истерика. Совершенно не знала, что делать дальше. Бежать вниз по главной лестнице — смертельно опасно. Одна женщина с девятого этажа кинулась туда и угорела. Люди слышали, как она хрипела. Парень, который сейчас в реанимации, тоже пытался спускаться по этой лестнице. Он получил ожог верхних дыхательных путей, у него начался отек головного мозга. Врачи говорят, что его состояние критическое...
Фактически мы оказались в ловушке: на лестницах — решетки, сбить их невозможно. Еще минут десять, и люди задохнулись бы в дыму... Я высунулась в окно и стала громко звать на помощь. В это время подъехали спасатели, и мне подняли пожарную лестницу. Я на нее взлетела, даже не заметив каким образом. Спустилась вниз и еще слышала, как кричал
— В этом общежитии я живу достаточно долго. Условия здесь ужасные, — не сдерживает эмоций Ольга. — Сперва нам отключили лифты, потом — газ и горячую воду. Пытались отключить и свет. При этом мы платим, как за квартиру со всеми удобствами. Бизнесмены поделили здание между собой, и теперь в доме два хозяина. Нашу часть дома арендовала фирма, с владельцем которой мы судимся уже семь лет. Он ухитрился приватизировать наше общежитие как нежилой фонд. Его люди ходят по коридорам и говорят, что мы здесь — никто. У нас в подвале работает швейный цех, на каждом этаже какие-то фирмы арендуют офисы. Конечно, жильцы ему мешают. Этому человеку даже удалось выиграть дело в Верховном суде, но мы все равно не сдались. Подали заявление в Хозяйственный суд, и судья принял решение о том, что наше здание нужно передать в коммунальную собственность города. В середине мая должна была состояться передача. И тут этот странный пожар...
Другие жильцы горевшего общежития тоже считают, что пожар не был случайным.
— Наша версия — поджог, — говорит мужчина, представившийся Александром. — Горела лифтовая шахта. Но лифт обесточен уже 14 лет. Каким образом он мог загореться?
В девять часов спасателям удалось совладать с огненной стихией. Всего по автолестницам пожарные спустили около сорока человек. Еще несколько десятков вывели по лестничным пролетам. Эвакуировать людей было непросто: в длинных коридорах общежития пылали старые вещи. А подать пожарную лестницу к окнам мешали разросшиеся высокие деревья.
Уже к полудню у дома установили несколько палаток, в которых погорельцам выдавали воду и булочки. Спасатели, милиция и чиновники составили списки пострадавших и по очереди пускали жильцов в дом за личными вещами. Люди в первую очередь выносили домашних животных и бытовую технику, и только потом — сумки с одеждой. По сложившейся в Харькове традиции, всех нуждающихся (около 60 человек) поселили в номера гостиницы «Турист», где после взрывов размещали жильцов, пострадавших ранее на улице Слинько и Московском проспекте. Остальные переехали к родственникам и знакомым.
Вопрос о материальной помощи погорельцам харьковского общежития еще не решен. Вероятнее всего, расходы по восстановлению здания и компенсации жильцам лягут на плечи его владельца, компании «Промстрой-2». Под сгоревшим общежитием люди устроили круглосуточное дежурство — установили возле здания палатку и по очереди ночуют в ней, помогая милиции охранять дом от мародеров.
Предварительной причиной пожара, в котором погибли три человека, многие называют непогашенный окурок. Спасатели говорят о том, что арендаторы грубо нарушали правила пожарной безопасности.
— Пожарные выходы ни в коем случае нельзя было закрывать. Там вообще не должны находиться никакие предметы, — объясняет помощник начальника Главного управления Госслужбы чрезвычайных ситуаций в Харьковской области Игорь Лупандин. — К тому же в этом здании были сделаны перепланировки, что тоже запрещено. В общежитии коридорная система, и многие жильцы отгородили себе небольшие проходы, заставив их старыми вещами. Пожар начался не в комнате, а именно в коридоре. Горели какие-то вещи на третьем этаже. Возможно, если бы не было этого мусора, ничего бы и не загорелось.
На данный момент отрабатываются две версии происшествия. Одна из них техническая — неправильная эксплуатация электросетей или электрооборудования, возможно, неисправность электропроводки. Вторая версия — человеческий фактор. Может быть, кто-то из жильцов бросил окурок... Много вопросов и к той организации, на балансе которой здание. Главный вопрос — почему пожарные выходы оказались заблокированными.
По результатам экспертной оценки, девятиэтажка не очень пострадала. Большинство комнат просто залиты водой, дотла выгорело всего пять квартир.
Согласно информации, опубликованной на официальном сайте Харьковского горсовета, балансодержатели общежития обязаны провести полное техническое обследование здания, организовать разработку проектно-сметной документации и провести ремонтно-восстановительные работы до 10 июня. Городской голова Геннадий Кернес отметил, что балансодержатели должны в максимально короткие сроки предоставить всю документацию по общежитию для передачи его в коммунальную собственность города.
Во время заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям выяснилось, что собственники здания дважды отказывали сотрудникам пожарной охраны в проведении плановой проверки. В связи с этим мэр Харькова обратился к представителям прокуратуры с просьбой открыть уголовное производство в отношении балансодержателей общежития. Также правоохранители проверят, почему пожарные выходы из здания были заварены стационарными решетками, и проведут проверки всех общежитий города.
Заместитель мэра Светлана Горбунова-Рубан обратилась к бизнесменам города с просьбой оказать помощь одному из двух пострадавших жильцов, которые до сих пор находятся в городской больнице скорой и неотложной помощи имени А. Мещанинова. По ее словам,
P.S. Тем временем прокурор Харькова Евгений Попович подтвердил, что одной из причин пожара мог быть поджог. Также в прокуратуре заверили, что открыто уголовное производство против должностных лиц, нарушивших противопожарную безопасность здания. Правоохранители намерены привлечь к уголовной ответственности бизнесменов, которые, проигнорировав требования жильцов, милиции и пожарных служб, установили решетки на лестницах.