Культура и искусство

Брат Евгения Мартынова: «Женя часто давал в долг, причем большие деньги. И никто ему никогда их не возвращал»

8:30 — 23 мая 2013 eye 7060

Известному советскому певцу и композитору, автору песен «Лебединая верность», «Яблони в цвету», «Баллада о матери», исполнилось бы 65 лет

Белокурый певец с ямочкой на подбородке Евгений Мартынов был в 80-е звездой советской эстрады. Он жил с семьей на Донбассе, получил музыкальное образование по классу кларнета. Правда, любовью всей своей жизни Евгений Мартынов называл эстраду. Сначала писал песни, а потом начал исполнять их сам: «Березка», «Верую в тебя», «Выдумал тебя!», «Лебединая верность», «Мамины глаза», «Натали», «Отчий дом»... Вместе с Мартыновым эти песни пела вся страна. К сожалению, его жизнь оказалась очень короткой, но даже третьей ее части хватило бы, чтобы музыкант навечно вошел в историю советской песни. Младший брат Евгения Юрий тоже стал композитором. Сейчас он возглавляет «Клуб Евгения Мартынова» и признается, что каждый день общается с братом...

— После ухода Жени у меня никогда не было ощущения, что мы о чем-то недоговорили, — говорит Юрий Мартынов. — У нас были большие планы в отношении того, что касалось совместного творчества, грандиозные проекты. Но осуществить их так и не удалось. Мы с Женей практически никогда не ссорились и обиду друг на друга не держали. Я всегда чувствовал, что у меня есть старший брат, который поможет, защитит. Хотя по жизни так случалось, что я больше был забияка, чем Женя. Мама говорила, что это связано с нашими гороскопами. Я родился в год Петуха, а по знаку Зодиака Овен, характер у меня бойцовский. Я всегда на первых позициях, был отличником в школе и в Артемовском музыкальном училище. Там же учился и Женя. Затем служил в армии, в ансамбле песни и пляски. Со временем моя активность стала чувствоваться и в отношениях с братом. Женя всегда считался с моим мнением.

*Младший брат Евгения Мартынова Юрий (слева) тоже выбрал профессию композитора

— Он был мягче вас по характеру?

— Женя и характером, и внешностью был похож на маму. И у мамы тоже было особое, трепетное к нему отношение. Может быть, потому, что он был долгожданным ребенком. До его рождения у родителей был сын, который прожил всего один день. Мама с папой очень ждали появления на свет Жени. Он родился немного раньше срока, слабенький, недоношенный. Поэтому особая любовь родителей чувствовалась к нему с малых лет.

— Эдакий маменькин сынок?

— В какой-то степени так и было. Женя всегда требовал к себе повышенного внимания. Даже тогда, когда учился в Донецком музыкально-педагогическом институте. Женя со временем стал упитанным мужчиной. Какое-то время лишний вес был для него проблемой, он долго худел.

— Зрителям Евгений Мартынов запомнился как стройный, элегантный, всегда с иголочки одетый красавец.

— Именно таким был его образ как эстрадного певца. Закончив институт по классу кларнета, Женя сначала собрался поступать в аспирантуру. Ему предложили Киев, Ленинград или Москву. Но в жизни брата появилась эстрада. Это было начало 70-х годов, в эфире прозвучала его песня «Баллада о матери»: «Алексей, Алешенька, сынок...» В Донецке Женя встретился со знаменитой в то время эстрадной певицей Майей Кристалинской.

— Для него эта встреча стала судьбоносной?

— Получилось, что да. Майя давала концерт в Донецке, и Женя совершенно спокойно как молодой автор пришел за кулисы познакомиться с популярной певицей. Он показал несколько своих работ, Кристалинской понравилось, и она попросила написать что-нибудь для нее. Тогда Женя и преподнес ей песню «Березка» на стихи Сергея Есенина. Майя записала песню на радио, «Березка» прозвучала в воскресной программе «Доброе утро!» и сразу стала хитом. Затем Кристалинская пригласила Женю на свой концерт и представила брата зрителям.

Тогда же она посоветовала ему петь самому и порекомендовала устроиться в «Росконцерт». В Советском Союзе это была очень сильная концертная компания, объединявшая известные коллективы. Женя поехал на гастроли в бригаде со Львом Лещенко, Валентиной Толкуновой, Геннадием Хазановым. Ведущей была Светлана Моргунова. Поездка по Сибири и Дальнему Востоку длилась больше месяца. Уже через год, в 1973-м, «Росконцерт» рекомендовал Мартынова на всесоюзный конкурс исполнителей советской песни в Минске. В жюри сидели Игорь Лученок, Александра Пахмутова. Женя стал лауреатом, и ему тут же предложили поездку на фестиваль молодежи и студентов в Берлин.

— Популярность принесла Евгению Мартынову земные блага: квартиру, машину?..

— Что вы, Женя очень долго не имел собственной квартиры в Москве и снимал дешевое жилье. Тогда самая низкая ставка за концерт составляла шесть рублей. Раньше в среде музыкантов шутили: «Если будешь хорошо играть и при этом не пить после концерта, через год работы получишь ставку в 9 рублей». Но у Жени была другая история. Его первыми гонорарами стали не концертные выступления, а так называемые авторские. Он начал писать под заказ еще в Донецке. Любая шахта была достаточно богатым предприятием и могла заказывать для себя песню. Это носило разовый характер, зато за одно такое произведение могли заплатить до 500 рублей. Неплохо, если учесть, что в то время средняя зарплата составляла 100 рублей.

Крупные гонорары у брата начались с 1973 года, когда его песни стали исполнять София Ротару, Аида Ведищева, Тамара Миансарова, Вадим Мулерман, Лев Лещенко. Женя делал клавиры в большом количестве. Все больше времени он проводил в Москве и редко появлялся дома, в Артемовске. Помню, приезжал ухоженный, модно одетый, вызывая у меня, младшего брата, полный восторг. В 1974 году у Жени неожиданно обнаружили переутомление связок и запретили ему петь. До этого он мог давать по несколько концертов в день, каждый раз выкладываясь на полную катушку. Врачи тогда посоветовали брату на месяц полностью замолчать. Появилось несколько узелков на связках, и нужно было время, чтобы они исчезли. Женя приехал в Артемовск, месяц пробыл дома, делал процедуры, а потом не выдержал и укатил в Москву, где долечивался в поликлинике при Большом театре.

— Правда, что первую квартиру в Москве Евгению Мартынову помог приобрести Иосиф Кобзон?

— Несколько лет брат жил в столице, переезжая с одной съемной квартиры на другую. Купить жилье, даже если у тебя имелись деньги, было практически невозможно. Требовалась прописка, и Женя оформил фиктивный брак. Тогда для артистов это была чуть ли не норма. Люди договаривались, даже рекомендовали друг другу желающих, платили деньги. Девушка прописывала у себя «мужа», потом брак распадался. Не стану скрывать, и я прошел через это дважды. Иного пути зацепиться в Москве не было. В 1975 году брат стал москвичом, но это не решило его квартирный вопрос. Женя понимал, что для него единственная возможность обзавестись собственным жильем — вступить в строительный кооператив. В этом-то ему и поспособствовал Иосиф Кобзон, который в то время уже пел несколько Жениных песен. Однажды после концерта Иосиф Давыдович предложил подвезти брата и поинтересовался у него: «Ты где живешь?» «На Белорусском вокзале», — ответил Женя. Он и правда в то время снимал квартиру возле Белорусского вокзала. Тогда Иосиф Давыдович и вызвался помочь в получении жилплощади. Подключилась комсомольская организация, с которой активно сотрудничал Женя, и Моссовет предоставил ему возможность вступить в строительный кооператив дома, который уже практически был готов.

Жене досталась двухкомнатная квартира в новом панельном доме по улице Большая Спасская. В этом же доме жили поэты Анатолий Монастырев, Ольга Писаржевская, актер Евгений Евстигнеев. В соседнем доме до сих пор проживает певец Михаил Муромов. Заниматься самому обустройством квартиры у брата времени не было. Получение жилья совпало с пиком его творческой карьеры. Уже вовсю звучали «Лебединая верность», «Яблони в цвету», Женя побывал на Новогоднем «Голубом огоньке», в программах «А ну-ка, девушки!», «Утренняя почта».

— Он стал звездой!

— Его буквально боготворили. Женя мог взять кооператив в рассрочку на 30 лет, но он заплатил все деньги сразу. Помню, первое, что появилось в его квартире, — рояль из красного дерева. Долгое время из мебели вообще ничего не было. Потом поставили очень модную румынскую стенку, а также диван и кресло. Все приходилось доставать по большому блату.

— В то время Евгений Мартынов уже был женат?

— Со своей супругой познакомился в Киеве в 1976 году. Эвелина была его поклонницей и пришла за кулисы посмотреть на своего кумира. Вначале были романтические отношения, свадьбу они сыграли в августе 1977 года в Москве. Торжество состоялось в самом дорогом и модном ресторане «Прага» на Арбате, в зеркальном зале. Когда они познакомились, Элла училась в Киевском музыкальном училище, потом перевелась в Москву. Преподавала в музыкальной школе. В 1984 году у них родился сын Сергей.

— Сейчас ведь они не живут в России?

— В 1990 году Жени не стало. Элла вскоре вышла вновь замуж и уехала в Испанию. Мы с ней не виделись около пяти лет. Последний раз встречались на съемках «Пусть говорят» у Андрея Малахова. Правда, Сергея тогда не было, парень скрывался от армии.

— Евгений был заботливым отцом?

— Женя полностью обеспечивал свою семью. Мог достать все, что необходимо. У него было достаточно денег, чтобы позволить себе роскошную жизнь, но в Советском Союзе это было небезопасно. Брат был совершенно нежадным человеком, если шел в ресторан, то угощал всю компанию. Часто давал в долг, причем большие деньги. И никто ему никогда их не возвращал. Женя только отмахивался: «Что же, я в суд на него буду подавать?» Он мог купить любой дом, но не рисковал этого делать. Единственное, что он себе позволил, это машину. У Жени была «Волга» белого цвета. Он вообще никакой другой цвет не признавал. Правда, за рулем ездить не очень любил. Что касается сына, то в основном с ним нянчились бабушки. Сергей часто гостил то в Артемовске, то в Киеве. Брат же в основном был занят своим творчеством.

— Это правда, что Мартынов последние годы не общался с Софией Ротару из-за какого-то конфликта?

— Еще в начале 70-х Женя показал Ротару «Балладу о матери», и София ее спела. Потом она исполняла «Лебединую верность», а вместе с Карелом Готтом — «Чайки над водой». В ее репертуаре было девять Жениных песен. В 1980 году брат сочинил новый хит «Заклятье» на стихи Назрула Ислама: «Я уйду от тебя и скажу напоследок «прости». Он показал произведение Софии Ротару с тем, чтобы она вышла с ним на «Песне года». Так как Женя делал много клавиров новой песни, один из них попал к Надежде Чепраге. И Надежда запела «Заклятье». Однажды на концерте Чепрага и Ротару встретились, и для Софии ситуация оказалась очень неприятной. Между этими двумя певицами всегда была скрытая конкуренция. Соня обиделась, а Женя не считал себя виноватым и не пожелал оправдываться. С тех пор Ротару с Мартыновым больше не работала. Лишь однажды, несколько лет спустя, Женя вновь обратился к Софии Михайловне, предложив ей песню «Белая сирень». Ротару послушала, но отвергла ее, сказав: «Эта песня не моя».

— Мартынов ушел из жизни молодым, ему едва исполнилось 42 года. Обстоятельства его смерти считают загадочными...

— Последние несколько месяцев до смерти Женя очень нервничал. С одной конфликтной ситуацией ему даже пришлось разбираться через суд. Не знаю, связано ли это со смертью, но, возможно, сердце его не вынесло напряжения. Трагедия случилась дома, в Москве. Женя сказал жене, что пойдет ненадолго в гараж, а через час его тело нашли возле парадного. Помочь ему было уже невозможно. Врачи скорой помощи сказали: «Острая сердечная недостаточность»...