Предаукционный показ состоялся в киевском музее «Духовные сокровища Украины». Жемчужины грядущего июньского аукциона, привезенные в Киев, — написанная в 1916 году прославленным украинским художником Александром Богомазовым «Композиция с черным треугольником» и полотно Константина Коровина «Вид парижского кафе с Больших бульваров». И ту, и другую картину планируют продать примерно за 300 тысяч долларов.
На выставке также представлена уникальная американская коллекция украинского искусства, которая создавалась на протяжении почти целого века. В ней превалируют пейзажи и жанровые сценки. Особо ценна подборка работ Сергея Васильковского. Они небольшого формата, но очень интересны. При этом цены стартуют от трех тысяч долларов.
Ценители прекрасного с интересом рассматривали картины в залах музея.
*Одна из жемчужин предстоящих торгов — импрессионистическое полотно Константина Коровина «Вид парижского кафе с Больших бульваров»
— Эта выставка — очень важное событие в культурной жизни Киева, — считает создатель музея «Духовные сокровища Украины» Игорь Понамарчук. — Хотелось бы, чтобы подобные мероприятия проходили у нас чаще. Это уникальная возможность полюбоваться произведениями, которые обычно можно увидеть лишь на открытках и репродукциях.
Увы, знаменитые аукционные дома в последнее время не часто балуют киевлян предаукционными показами. Пожалуй, единственный Аукционный дом, который практически ежесезонно привозит в Киев часть коллекции, участвующей в торгах, — MacDougall’s, специализирующийся на продажах исключительно русского и украинского искусства. Несмотря на свой достаточно молодой возраст (всего десять лет), он составляет серьезную конкуренцию крупнейшим Аукционным домам с вековой историей — Sotheby’s и Christie’s.
Топ-лотом предстоящих торгов станет полотно Михаила Нестерова «Путники», созданное в 1922 году и считающееся одной из знаковых работ в его творчестве. Шедевр планируют продать за 4,5 миллиона долларов. Еще один топ-лот — картина Ивана Шишкина «Вечерняя заря», предварительно оцененная экспертами почти в три миллиона долларов. На полотне изображен сосновый лес в свете вечерней зари. Эта работа считается одной из лучших поздних картин художника. В ней нашел отражение особый интерес Ивана Шишкина к изображению природных явлений — пелены дождя, утреннего тумана... По воспоминаниям одной знакомой живописца, однажды, пробегая в грозовой ливень мимо его дачи, она с удивлением обнаружила художника, стоявшего босиком в совершенно промокшей одежде посреди лужи. «Иван Иванович, вы тоже попали под дождь?» — спросила она.
*Екатерина МакДугалл: «Работа прославленного украинского художника Александра Богомазова „Композиция с черным треугольником“ написана в 1916 году» (фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»)
Почти за миллион долларов планируют продать полотно Алексея Боголюбова «Венеция». Знаменитый художник трижды бывал в этом городе. Увидев Венецию впервые в 1854 году, молодой живописец был потрясен. Впечатления, которые его переполняли, хотелось увезти с собой. Но открытки с видами стоили так дорого, что были не по карману. И у него не оставалось другого выхода, как самому запечатлеть всю эту несказанную красоту...
Увы, работы Нестерова, Шишкина и Боголюбова в Киев не привезли. Судя по всему, главный критерий подбора картин, которые экспонировались в залах музея «Духовные сокровища Украины» заключается в том, что все они имеют то или иное отношение к Украине. А как утверждают эксперты, люди предпочитают приобретать работы с изображением мест, где родились, где живут, с которыми связаны дорогие сердцу моменты. Хотя, конечно же, в коллекционировании присутствует и рациональный подход. Живопись сегодня — один из самых дорогих сегментов коллекционирования.
— Цены на русское и украинское искусство каждый год в среднем вырастают на двадцать процентов, — говорит директор лондонского Аукционного дома MacDougall’s Екатерина МакДугалл. — И это не предел. Все зависит от качества живописи. Шедевры выдающихся художников могут дорожать в сотни раз!
— Какие новые приоритеты наметились в последнее время у покупателей?
— Снова вернулся интерес к живописи второй половины двадцатого века. По-прежнему востребована классика. А главный приоритет — люди хотят покупать абсолютные шедевры!