Происшествия

«Уж лучше бы Бабай вернулся. А то поставят нового человека, и суммы поборов увеличатся вдвое»

8:00 — 25 мая 2013 eye 8992

После ареста криминального авторитета, «крышевавшего» железнодорожный вокзал столицы, коммерсанты с привокзальной площади опасаются начала войны за передел территории

Как уже сообщали «ФАКТЫ», в Киеве в очередной раз был задержан известный криминальный авторитет Юрий Б., больше известный по кличке Бабай. В 90-е годы этого уроженца Азербайджана называли не иначе как «начальником железнодорожного вокзала». Бабай контролировал там практически все. Пожалуй, ему неподвластна была только смена железнодорожного расписания. Все, кто имел нелегальный доход на территории, относящейся к вокзалу, — менялы, торговцы, проститутки, женщины, предлагающие ночлег, водители междугородних маршруток, а также «лохотронщики» и местные воры — были обязаны платить Бабаю дань. Говорят, ежедневный доход авторитета мог составить и 30 тысяч долларов.

«Все знали, что „хозяин“ приезжает примерно в полдень, и уже несли ему деньги»

Известно, что будущий криминальный авторитет приехал в Киев с матерью еще в 1973 году, когда ему было всего 16 лет. Окончил вечернюю школу с хорошими оценками, а потом ушел служить в армию. Вернувшись в Киев, устроился водителем директора одного из научно-исследовательских институтов, где работал вплоть до развала СССР в 1991 году.

Уволившись с работы, Юрий познакомился с неким авторитетом по кличке Бакинец. Говорят, именно этот земляк и замолвил в свое время словечко за Юрия перед московским авторитетом Севой Могилевичем, который раньше «крышевал» киевский железнодорожный вокзал. Так Юрий стал Бабаем. Сначала он занимался «лохотроном», возглавлял бригаду наперсточников, потом начал устраивать так называемые лотереи. Суть их в том, что прохожему предлагалось купить лотерейный билет, который случайно оказывался выигрышным. Вроде бы все хорошо — забирай приз и иди. Но тут, как назло, объявлялся еще один человек с выигрышным билетом. И тогда, чтобы получить джекпот, оба игрока начинали повышать ставки: кто больше заплатит, тот и заберет все деньги. Хитрость состояла в том, что второй счастливчик был подставным и деньги у него никогда не заканчивались. По сведениям милиции, Бабаю принадлежали точки с «лохотроном» не только на вокзале, но и в районе станций метро «Театральная» и «Республиканский стадион».

Потом Бабай возглавил преступную группировку, которая контролировала скупщиков железнодорожных билетов. С тех пор каждый, кто занимался этим бизнесом, обязан был регулярно платить определенный процент Бабаю и его подельникам.

Уже в 1996 году Юрий полностью контролировал весь бизнес вокруг столичного железнодорожного вокзала. На тот момент «хозяин вокзала» отошел от дел, и встал вопрос, кем его заменить. В этот раз, по слухам, перед Севой Могилевичем за Бабая замолвил слово другой криминальный авторитет — Авдышев.

— Юрия неоднократно привлекали к уголовной ответственности, — рассказывает начальник пресс-службы Управления по борьбе с организованной преступностью ГУ МВД Украины в Киеве Ирина Лемешева. — Однако каждый раз «неофициальный хозяин вокзала» вновь возвращался к своей деятельности. Даже после того как Юрия в очередной раз арестовали в 2009 году, он, находясь в следственном изоляторе, через третьих лиц назначил смотрящим по вокзалу человека, который должен был выполнять его обязанности, а именно — собирать дань.

Тогда, в 2009-м, Бабай отсидел десять месяцев в СИЗО. Его приговорили к пяти годам лишения свободы с испытательным сроком на три года. Выйдя из следственного изолятора, Юрий вновь лично возглавил вокзальный рэкет.

— Бабая на вокзале я видел частенько, — рассказывает таксист Олег Галкин. — Он приезжал сюда раза два в неделю. Порой даже из машины не выходил. Здесь у всех были старшие групп: у маршрутчиков, проституток, менял. Все знали, что Бабай приезжает примерно в полдень, и уже несли ему деньги.

— С таксистов тоже собирали дань?

— А вы как думаете? Конечно. Иначе кто бы нам разрешил тут работать?

— Много платили, если не секрет?

— По-разному. Я, например, отстегивал 40 долларов в месяц. Но знаю некоторых водителей, плативших Бабаю и по сотне. Понятия не имею, за какие грехи они платили больше. Может быть, их штрафовали за то, что раньше отказывались платить?

— Но, даже выплачивая дань, вы ведь не оставались внакладе?

— Место тут прибыльное. Больше денег таксист может заработать разве что в аэропорту. Там много иностранцев, они не знают тарифов, и с них иногда можно приличную сумму за поездку получить. А на вокзале сейчас люди стали более грамотными. Еще пока едут в поезде — заказывают такси на фирмах. Тех-то Бабай не трогал. Они работали легально.

«Бабая не посадят! Его уже и задерживали, и судили, а что толку?»

Несмотря на арест Бабая, многие, у кого есть свой небольшой бизнес на привокзальной территории, не верят, что теперь для них что-то изменится к лучшему.

— Да его не посадят! — утверждает Светлана, которая торгует обувью в так называемой «трубе» — переходе к вокзалу. — Его уже и задерживали, и судили, а что толку? Или он вернется назад, или придет новый человек, который поднимет цены.

Большинство торговцев на вокзале до сих пор боятся «хозяина» и наотрез отказываются называть свои имена. Одна женщина, узнав, что я журналист «ФАКТОВ», попросила соседку присмотреть за товаром и, ни слова не сказав, куда-то ушла. Тогда я решил сменить тактику и больше не представлялся журналистом.

— А правда, что Бабая арестовали? — интересуюсь у продавца дисков. Тот сначала настороженно смотрит на меня, но все же отвечает, мол, тоже что-то такое слышал.

— Ему все платили? — не унимаюсь я.

— Я — да, — кивает собеседник. — За остальных ничего сказать не могу. Думаю, что в официальных магазинах дань не платили.

— И что бы вам Бабай сделал, если отказались бы платить?

— Даже не знаю, — говорит продавец дисков. — Думаю, что в лучшем случае выгнал бы отсюда. Пришлось бы в другом месте стоять. А здесь клиентов много. Потому лучше заплатить. Не буду же я с бандитами воевать!

— Тут как-то две женщины-торговки дали в суде показания на Бабая, когда он в СИЗО находился. Думали, что уже все закончилось. А Бабай вышел на свободу и выгнал их с вокзала, — вступает в разговор женщина, которая торгует одеждой в том же переходе. — Но с Бабаем всегда можно было договориться. Он хоть и строгий, но отходчивый. Те женщины пришли у него прощения просить, так он их обратно на вокзал принял. Правда, плату с них, кажется, стал брать больше.

— От Бабая был не только вред, но и польза, — утверждает водитель междугородней маршрутки Андрей. — Да, мы платили ему дань. Вынуждены были. Но мы же здесь, по сути, нелегально берем пассажиров. Придет какая-то проверка — как впаяют нам штраф, тысячи две. А Бабай вопросы с проверками решал. Иногда, когда проверяющие попадались строгие и Бабай чувствовал, что с ними нельзя договориться, — нас предупреждали о предстоящей проверке, и мы в тот день просто не выходили на работу.

— То есть у вас лично на Бабая обиды нет?

— А чего я должен на него обижаться? Он выполняет какие-то свои функции. Не было бы его — кто-то другой этим занимался бы. Но уж лучше бы Бабая отпустили.

— Почему?

— Да потому, что сейчас я плачу ему по 50 гривен с загрузки маршрутки, а придет другой человек на место «хозяина» — поднимет тариф до ста гривен. Это, считай, я двоих пассажиров буду всякий раз бесплатно возить.

— Неподалеку от вокзала открылась новая автостанция. Может, там было бы безопаснее работать?

— А вы зайдите на эту автостанцию, — говорит Андрей. — Там такие же поборы, как и здесь, на привокзальной площади. Только легальные. Выезжаешь с территории автостанции с пассажирами — заплати. Оставляешь машину на ночь — тоже надо платить. Все, как и у Бабая. Так почему же на автостанции должно быть лучше?

— Там хоть водителей не избивают...

— Я слышал разговоры о том, что водителей, которые отказывались платить, якобы избивали. Но, честно вам скажу, ни одного пострадавшего водителя не видел. Машины били, скрывать не буду. Битами лупили так, что, образно выражаясь, на маршрутке живого места не оставалось. Колеса прокалывали. Но чаще всего бойцы Бабая просто блокировали выезд маршрутки двумя-тремя машинами.

Еще бывало, что пассажиров «уводили». Твой микроавтобус заблокируют, а людей вежливо просят пересесть в другую маршрутку. Кстати, здесь же на одном маршруте, говорят, кто-то из родственников Бабая работает. Вроде сын. Он никогда не ждет пассажиров. Едва подъехал, тут же сами водители без слов выгружают людей из своих маршруток и пересаживают к родственнику «хозяина».

— Но сейчас, когда Бабая снова арестовали, с вас никто дань не собирает?

— Поборы все равно остались. Правда, многие водители стали грамотными: платить отказываются. Знаю, что несколько маршрутов все еще платят деньги. Хотя непонятно, кому. Наверное, Бабай снова оставил кого-то вместо себя. Точно знаю, что маршрутки на Ровно платят дань, и те, кто в Белую Церковь ездят. Возможно, кто-то еще. Меня пока не трогают.

— Вы тут вообще давно работаете?

— Лет пять.

— Говорят, что после ареста Бабая в 2009 году братки с каждого таксиста и маршрутчика требовали по 200 долларов. Собирали на освобождение «хозяина».

— Да, было такое. Но у кого из водителей были деньги, тех долго уговаривать не приходилось. Говорю же, мы все боимся передела. Война начнется, если придет новый «хозяин вокзала». Возможно, нас всех тогда вообще с вокзала уберут.

— Но Бабай вроде и сам человек небедный. А средства на его освобождение собирали с вас?

— Да, я знаю, что небедный. Видел его дом на Софиевской Борщаговке. Там внутри пол, говорят, мраморный. И бассейн во дворе огромный. Но мы все равно платили деньги.

Как сообщили «ФАКТАМ» в пресс-службе УБОП УМВД Украины, в отношении Бабая открыто уголовное производство по статье «Вымогательство, совершенное повторно группой лиц». Если его вина будет доказана, «хозяину вокзала» грозит наказание в виде лишения свободы на срок до семи лет. Однако далеко не все пострадавшие соглашаются давать показания. Видимо, боятся, что дело не будет доведено до конца. Именно поэтому в ГУБОП просят пострадавших по этому делу звонить в милицию по телефону (044) 461-16-01.

Фото Сергея Даценко, «ФАКТЫ»