Отечественная промышленность имеет все шансы в скором времени вновь перейти к росту. Несколько месяцев назад правительство приступило к реализации программы активизации развития экономики. В ее рамках наиболее перспективные отрасли, способные успешно конкурировать на мировом рынке и создавать новые рабочие места, получат поддержку со стороны государства. Благодаря действиям правительства уже запущены простаивавшие ферросплавные заводы, готовятся к запуску Одесский нефтеперерабатывающий завод и «Карпатнефтехим».
Помощь окажут и предприятиям горно-металлургического комплекса. По словам вице-премьер-министра Украины Юрия Бойко, готовится меморандум, который предусматривает возврат НДС и сдерживание роста тарифов на перевозки и энергоносители. В свою очередь промышленники обязуются сохранить рабочие места, а также уровень производства.
— Приоритетное задание правительства — увеличение количества рабочих мест, — заявил Юрий Бойко. — Для нас сегодня каждое рабочее место имеет большое значение. И мы работаем над тем, чтобы не было никаких сокращений в горно-металлургическом комплексе. Действительно, мировая конъюнктура на рынке металла не является сегодня благоприятной. И мы должны поддержать горно-металлургическую отрасль, мы работаем над этим. В ближайшее время будет утвержден меморандум между правительством и предприятиями, в котором будут конкретные шаги по поддержке этой отрасли.
В Кабмине считают, что, получая от государства помощь в решении своих проблем, металлурги обязаны подумать и о своих коллегах — угольщиках. В последние годы активное наращивание закупок коксующегося угля за рубежом лишает работы украинских шахтеров. А потому металлурги должны с пониманием отнестись к такой мере, как квотирование импорта коксующегося угля.
— В нашей стране выпускается коксующийся уголь, и в первую очередь мы должны защищать своих производителей, — заявляет Юрий Бойко. — К сожалению, в прошлом году произошло стремительное увеличение импорта коксующегося угля и наблюдается накопление украинского угля на складах. Но это не значит, что мы создаем «железный занавес». По большому счету уже найден компромисс между импортом и собственным производством, что позволит нам не допустить снижения объемов производства, сохранить рабочие места у себя в стране.
Решается и проблема поиска финансирования различных инновационных проектов. Чтобы снизить ставки по кредитам для обновления производства, государство выступит своеобразным посредником между банками и промышленниками. Это позволяет направить дополнительные средства в реальный сектор экономики.
— Мы сейчас проводим консультации с банками, практически каждый день идут переговоры, и каждый день у нас одно из предприятий презентует проект, получает соответствующие требования от банков, работает над этим, — поясняет Юрий Бойко.
По мнению экспертов, успешность работы правительства по возобновлению подъема в промышленности во многом зависит от развития международных экономических связей, прежде всего с нашим крупнейшим партнером — Россией. Наш северный сосед — крупнейший потребитель продукции украинского машиностроения и ряда других высокотехнологических отраслей. Совместные проекты в военно-промышленном комплексе, космической и авиационной сферах могли бы загрузить крупными заказами ведущие отечественные предприятия. Как показала недавняя встреча российского и украинского вице-премьеров Юрия Бойко и Дмитрия Рогозина, общий язык с россиянами находить можно и нужно. В частности, в ходе встречи наши партнеры выразили готовность к новой фазе диалога в экономической сфере.
— Главное, что у нас есть понимание, что проекты, которые начаты, должны быть доведены до конца, в первую очередь это касается программы «Днепр» — совместного запуска ракет, — рассказывает Юрий Бойко. — Второе — это возможное участие Украины в строительстве тяжелой ракеты, которое затронет ряд украинских предприятий и даст толчок развитию всей нашей космической отрасли. И третье — строительство космодрома на Дальнем Востоке. У нас есть соответствующий опыт (строительство космодрома в Бразилии. — Авт.), мы рассказали российским коллегам, какой путь прошли. Считаю, что наш опыт является залогом того, что мы будем полезны российской стороне.
В сфере авиастроения, отмечает вице-премьер, наиболее перспективным в отношениях с Россией является проект самолета Ан-124, способного подниматься в воздух с очень короткой взлетной полосы, взяв на борт около ста тонн груза. Россияне очень заинтересованы в нем, так как эти качества незаменимы для военно-транспортной авиации. Пилотный проект по совместной работе над Ан-124 может быть продолжен и в проектах по созданию других самолетов.
— Наше предложение — вместе сделать пилотный проект на базе Ан-124, а затем перейти к более глубокой интеграции по другим самолетам, — пояснил Юрий Бойко. — Наиболее реалистичная модель сотрудничества — мы даем технологическую базу, инновационную составляющую, документацию, которая оценена независимыми оценщиками. Россияне обеспечивают рынок сбыта и финансы.
В правительстве считают, что еще более тесному сотрудничеству между нашими странами поможет получение Украиной статуса наблюдателя в Таможенном союзе. Увы, на данный момент такого понятия в уставе организации нет. Но как только соответствующее решение будет принято, Украина воспользуется этой возможностью.
— Для нас это очень важно, учитывая объем взаимных торговых операций со странами Таможенного союза, — подчеркнул Юрий Бойко. — Мы не можем стоять в стороне и смотреть, какие процессы там идут и как это отражается на нашей экономике. Мы заинтересованы только углублять сотрудничество со странами Таможенного союза.