Происшествия

Тюк с тремя миллионами долларов сбросили на борт «фаины» с самолета

0:00 — 6 февраля 2009 eye 299

Прежде чем освободить украинское судно, захваченное в Аденском заливе 25 сентября 2008 года, сомалийские пираты более 12 часов пересчитывали деньги

Вчера сомалийские пираты освободили украинское судно «Фаина». Последний пират покинул борт сухогруза около полудня. А перед этим преступники более 12 часов пересчитывали деньги, которые им передали накануне. Сумма выкупа, которая в итоге устроила пиратов, точно не известна. Информационные агентства сообщают о 3,2-3,5 миллиона долларов. В любом случае, это самый большой выкуп, когда-либо заплаченный пиратам. Не удивительно, что, как только деньги оказались у них, на «Фаину» высадился целый десант! Свою долю хотели получить в общей сложности около ста пиратов, представляющих разные кланы.

«Поделив между собой выкуп, пираты небольшими группами покидали «Фаину»

«ФАКТЫ» связались с главным редактором издания «Морской бюллетень» Михаилом Войтенко, которого уполномочил пока общаться с прессой судовладелец Вадим Альперин.

- Все детали, как именно передавался выкуп, мы сможем сообщить только после полного освобождения судна, — рассказал вчера Михаил Войтенко.  — Ни для кого не секрет, что в последнее время излюбленный метод пиратов — передача денег самолетом, который пролетает над захваченным судном и сбрасывает мешок на борт. Как показывает практика, даже после этого преступники не сразу покидают судно. К примеру, супертанкер «Сириус Стар» они освободили через 34 часа после получения денег.

В случае с «Фаиной» все происходило по уже привычной схеме. Пираты группами покидали борт с небольшим количеством поделенных между собой денег, причем каждая последующая группа не сходила с судна до тех пор, пока предыдущая не сообщала, что благополучно достигла берега. К такой тактике морские разбойники прибегают всегда, поскольку хотят обезопасить себя от нападения местных боевиков или американских военных моряков.

Планируется, что сразу же, как только борт покинет последний пират, к «Фаине» подойдет корабль Военно-морских сил США. Американцы окажут первую медицинскую помощь и доставят продовольствие и воду освобожденным морякам. Дальше, как и планировалось, «Фаина» проследует в пункт назначения — в порт Момбаса (Кения). Ее будет сопровождать американский эсминец.

По словам Михаила Войтенко, в порту на «Фаину» поднимется новый экипаж, а 20 освобожденных моряков (17 граждан Украины, двое — россиян и гражданин Латвии) после полного медицинского обследования отправят самолетом домой.

В плену, а вернее, в заточении украинские моряки провели больше четырех месяцев — 133 дня

Несколько западных агентств сообщили, что тюк с долларами на борт «Фаины» сбросил на бреющем полете самолет из ЮАР. Тот же способ был использован для передачи выкупа за датский сухогруз «Future», в экипаж которого входили 11 российских моряков. Капитан «Future» Андрей Ножкин в интервью российскому Первому каналу рассказал:

«В тот момент, когда пираты получили деньги, обстановка обострилась. Главарь сел на эти доллары, перезарядил автомат, рядом положил два набитых патронами магазина, и началась дележка. Она длилась часов 16 — под наркотиками, под травкой. Напряжение дикое… »

Сейчас только можно себе представить, что пришлось пережить морякам «Фаины». Их заточение, а иначе это назвать нельзя, учитывая условия, в которых находились члены экипажа, длилось 133 дня — более четырех месяцев. В первые же сутки скончался капитан — россиянин Владимир Колобков. У него не выдержало сердце. Затем пираты, увидев, какой груз им достался, заломили небывалый выкуп — 35 миллионов долларов.

Груз и правда был необычный. Новенькие танки, гранатометы, другое вооружение и боеприпасы. По документам все это предназначалось для властей Кении, однако американские и британские спецслужбы заявили, что истинным заказчиком являются сепаратисты из Южного Судана. Это обвинение лишь добавило нервозности в обстановку вокруг «Фаины». Опасаясь, что оружием могут воспользоваться пираты или что оно в итоге попадет в Судан, американцы направили в Аденский залив несколько своих боевых кораблей, которые внимательно наблюдали за тем, что происходит на борту украинского сухогруза и вокруг него. Пираты тут же предупредили, что взорвут «Фаину» вместе с заложниками, если только будет предпринята попытка освободить ее силой.

Тревожные сообщения поступали каждую неделю. То пираты затеяли перестрелку между собой, то члены экипажа серьезно заболели. В декабре прошла информация, что моряки попытались взять контроль над «Фаиной» в свои руки, но их бунт был подавлен. Что-то подтверждалось, что-то нет. Пираты постепенно снижали сумму выкупа — 20 миллионов, 8 миллионов… В переговоры между судовладельцем и их представителями постоянно кто-то вмешивался, предлагая свои посреднические услуги. Порой казалось, что ситуация зашла в тупик. А в это время другие суда, захваченные пиратами значительно позже «Фаины», выкупались их владельцами и возвращались домой…

«Мы требуем, чтобы наших детей вернули в Украину!»

«ФАКТАМ» удалось вчера встретиться с родственниками освобожденных моряков.

- Нам известно, что судовладелец желает, чтобы «Фаина» доставила груз в порт назначения, — добавляет Ольга Гиржева, мать 21-летнего моториста Артема Гиржева.  — Нам бы этого не хотелось: мы очень переживаем за безопасность своих родных. Поэтому будем настаивать на том, чтобы в группу, которая направится для сопровождения моряков на родину, входили те люди, которым мы доверяем.

- Неужели «Фаина» последует в Кению?! — возмущается Светлана Мгеладзе, мать 22-летнего стюарда Роланда Мгеладзе.  — Мы требуем, чтобы наших детей вернули в Украину!..

- Главное, чтобы ребята добрались домой живыми и психически здоровыми, — поддерживает женщин Виктор Шаповалов, отец боцмана «Фаины» Дениса Шаповалова.  — Как моряк могу утверждать, что судно сейчас не сможет полноценно двигаться. Его следует взять на буксир и отвести в ближайший порт либо забрать экипаж на военный корабль интернациональных сил, которые присутствуют в Аденском заливе, и доставить измученных моряков в ближайший порт. Само судно и находящийся на нем груз — это, извините, забота сугубо судовладельца…