Интервью

Владимир Краснопольский: «Моему внуку Александр Абдулов советовал: „Беги от кино! И чем дальше и быстрее — тем лучше“»

7:30 — 13 июня 2013 eye 7088

Завтра режиссер культовых фильмов «Тени исчезают в полдень», «Вечный зов», «Ермак» отметит на съемочной площадке в Киеве 80-летний юбилей

Российский режиссер Владимир Краснопольский первым на постсоветском пространстве начал снимать сериалы. Тогда они назывались телевизионными фильмами. Всесоюзную известность Владимиру Краснопольскому принесли картины «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов», которые он снял вместе со своим троюродным братом Валерием Усковым. Они вместе работали, получая один гонорар на двоих, до 2000 года.

В творческой биографии Владимира Аркадьевича более 30 картин, среди которых любимые миллионами зрителей «Воровка», «Ермак», «Нина», «Две судьбы», «Вольф Мессинг: видевший сквозь время»... Ради работы над фильмом «Дом с лилиями» студии Film.ua режиссер на время перебрался в Киев. Планировал закончить съемки весной, но пришлось задержаться. Владимир Аркадьевич поселился в квартире на Оболонской набережной. Вот только полюбоваться пейзажами некогда. Как правило, в свободное от съемок время режиссер улетает в Москву. Дома он провел и несколько дней перед днем рождения. А завтра утром, в свой юбилей, мастер вернется в Киев, где его ждет сюрприз от съемочной группы.

Незадолго до дня рождения режиссера «ФАКТЫ» побывали на съемочной площадке фильма «Дом с лилиями».

— Наверное, это моя последняя работа в большом кино, — сокрушается Владимир Краснопольский.

— Ну что вы!

— Тяжело. Ноги не слушаются. (Режиссер передвигается с помощью палочки. — Авт.). Да и процесс съемок выматывает. Вот ради 20-серийного фильма уже полгода сижу в Киеве. Картина меня очень увлекла. Сейчас принято ругать сериалы за их качество. Но мы с Валерой Усковым всегда старались каждую серию превратить в полноценное полотно. Знаменитые мастера Леонид Трауберг, Иван Пырьев, Михаил Ромм учили нас создавать атмосферу, эмоции, действие. Вот и в этой картине с рабочим названием «Дом с лилиями» стараюсь придерживаться старых традиций. Действие фильма охватывает почти 60 лет. События разворачиваются в тяжелое послевоенное время. По сюжету получился не треугольник любовный, а настоящий квадрат. Главный герой возвращается с войны к жене и детям, а в это время находится его внебрачный ребенок от фронтовой подруги, да и сама женщина появляется в их доме в качестве домохозяйки. Атмосфера накалена до предела. Актерам есть где развернуться.

На одну из ролей я пригласил Колю Добрынина (Митяй из «Сватов»). В моем фильме «Нина» он блестяще сыграл киллера. После этой роли Колю еще долго называли Ветер, по имени его героя. Хочу, чтобы Добрынин отошел от комедийного образа, от всех этих кривляний и взялся за серьезную, глубокую роль. У него прекрасно получается. Главную героиню играет Олеся Судзиловская. Я так боролся с ее дежурной, хотя и очень красивой, улыбкой. Первый раз снимал актрису в 2000 году в «Сыщиках» в небольшой рольке. Судзиловская все время просила: вы мой учитель, подсказывайте, говорите, где и что не так делаю. Сейчас она звезда. Случайно заглянул в ее контракт, мне бы такие условия.

— Они так сильно отличаются от ваших?

— Как говорят в Одессе — две большие разницы. Это и размер гонорара, и гостиницы, и машины... Недавно ехал в поезде в спальном вагоне, подсел подвыпивший попутчик, который все время пытался заставить меня выпить. Еле отбился от него.

— Завидуете актерам?

— Да нет. Просто они, что называется, товар лицом. А режиссер остается всегда за кадром. Мне нравится открывать новые имена, приятно, что начинающие у меня на картинах актеры становятся звездами. Мы с Усковым пытались вспомнить, кого снимали в своих фильмах. Получился впечатляющий список: Ефим Копелян, Иван Лапиков, Ада Роговцева, Тамара Семина, Олег Басилашвили, Римма Маркова, Виктор Степанов, Александр Абдулов...

— Владимир Аркадьевич, вы первым в Советском Союзе начали снимать сериалы. «Вечному зову» в этом году исполнилось уже 40 лет.

— Первым был телефильм «Тени исчезают в полдень». На его базе начали снимать «Вечный зов». Тогда еще понятия «сериал» не было. Каждая серия снималась как отдельный фильм. Это была очень длинная история. Начали работу в 1973-м, а через три года нас с Усковым обвинили в том, что мы антисоветские режиссеры. Фильм отложили, запретили снимать. Через четыре года встретились с Юрием Андроповым, состоялся конструктивный диалог, и мы пошли друг другу на уступки.

— Что вам сказал Андропов?

— Картина ему очень понравилась, но некоторые трагические моменты просил переделать. «Вы представили 37-й год во всей красе, — заявил Андропов. — Но мы с Сергеем Георгиевичем Лапиным считаем, что сейчас не стоит будоражить память людей, напоминая о том смутном времени. Поэтому две серии о событиях 37-го и 38-го годов нужно переснять». Мол, просчеты советской власти могут использовать враги. Нам не ставили ультиматум, но было понятно, что в противном случае картина вообще не выйдет. Жалко, конечно, было убирать серии о штрафных ротах, но что делать? Закончили снимать только в 1983 году. Я и не надеялся на успех картины, но зрителям она понравилась, получила кучу наград. Мне дали Государственную премию, присвоили звание заслуженного, а потом и народного артиста.

— А затем «навесили» фильм о первых коммунарах «Отец и сын»?

— Сценарий был такой ура-коммунистический. Но нам удалось увидеть в нем человеческие судьбы. И зрители смотрели картину с удовольствием. Тогда впервые снялся в кино маленький Леша Серебряков («Бандитский Петербург», «Штрафбат», «Антикиллер-2»). Мы с Валерой Усковым увидели его в музыкальной школе: такой белокурый большеглазый паренек был. С тех пор поддерживали с ним отношения. Помог ему при поступлении в Щукинское училище. После второго тура он звонит мне: «Дядь Володя, меня выгнали, сказали, что меня кино испортило и я не гожусь для театра». Такая обида взяла за этого парня. Срочно нужно было что-то делать, спасать Лешу. Звоню Михаилу Ульянову — он на даче. Обратился к Люде Максаковой, у нас были замечательные отношения. Она связалась с Ульяновым, который тут же перезвонил мне: «Засранцы! Куда они смотрят? Талант пропадет. Передай парню, пусть через два часа идет прямо к ректору училища. Я ему позвоню». Лешу взяли без экзаменов. С тех пор он меня крестным называет, ведь открыл его для кино.

— Вы и Петра Вельяминова открыли.

— Нашел его совершенно случайно. Он вышел из тюрьмы, где сидел за свое дворянское происхождение. На то время ему было больше сорока лет. После фильма «Неподсуден» мы с Усковым приехали на родину, в Свердловск, писать сценарий «Тени исчезают в полдень». Знакомый режиссер местного театра пригласил нас на премьеру спектакля «Сталевары», чтобы приняли участие в обсуждении работы и высказали свое мнение. А за день до премьеры исполнитель главной роли сломал ногу и не мог выйти на сцену даже на костылях. Что делать? Билеты проданы, гостиница для комиссии забронирована. Все оплачено. Решили обратиться за помощью в Пермский драматический театр, там готовили этот же спектакль.

И вот в качестве спасителя приехал Вельяминов. После первого же действия стало понятно: если бы не он, спектакля вообще не было бы. И мы с Валерой, переглянувшись, задали друг другу вопрос: «Слушай, а не наш ли это Захар Большаков?» После спектакля подошли к Петру и предложили роль. Он сразу засмеялся, говорит: «А я никогда перед камерой не стоял, ничего не заканчивал, только в драматической самодеятельности участвовал да в тюремной». Еле уговорили, а потом еще пришлось перед начальством отстаивать его кандидатуру. Написали бумагу о том, что если после первого месяца съемок материал с Вельяминовым не понравится, мы на свои деньги переснимем с другим героем. Кстати, мне пришлось отвоевывать многих актеров. Нам не давали снимать Олега Стриженова в фильме «Неподсуден» из-за того, что он якобы может ляпнуть что-то не то или вести себя неправильно. Ну и Высоцкого не разрешили снять. Планировали его на роль Кешки в «Таежном десанте», название второй картины уже и не вспомню. Да и Сашу Абдулова тоже не рекомендовали.

— Почему же?

— Боялись, что он может подвести, сорвать съемки. Но потом я понял: те, кто так говорил, просто сводили личные счеты. Ведь более профессионального актера, умеющего держать слово, я не встречал. Роль в фильме «Капкан» стала для Абдулова одной из последних. Александра я знал еще с юношеских лет. Он очень хотел сняться в «Вечном зове» в роли Ивана. Но куда 23-летнему парню играть старика? Поговорили, я Саше все объяснил, долгие годы мы поддерживали хорошие отношения. После того как он стал суперзвездой, многие режиссеры опасались с ним работать, ходили слухи о его непростом характере. Перед утверждением его в «Капкане» я спросил: «Саша, ты знаешь, какие слухи ходят о тебе на «Мосфильме?» — «Конечно». — «Тогда давай договоримся, ты меня не подведешь». — «Только при условии, что за время съемок ты три раза отпустишь меня на рыбалку». Нам с Сашей отлично работалось. Несмотря на плохое самочувствие, он полностью выкладывался, много шутил за кулисами, а для отдыха на несколько дней уезжал порыбачить. Это его хобби.

*Партнершей Александра Абдулова в картине «Капкан» была его бывшая жена Ирина Алферова. Кадр из фильма. 2007 год

В «Капкане» мой внук сыграл сына Абдулова. После съемок я подошел к актеру: «Сань, напиши ему что-нибудь на вашем совместном снимке». — «С удовольствием». Написал и хохочет. Смотрю, а на фото крупно черным фломастером начертано: «Васенька, беги от кино! И чем дальше и быстрее, тем лучше!»

— И куда внук побежал?

— Закончил Щукинское училище и пошел в армию. Мне кажется, он чего-то испугался. Видит, как я работаю, что происходит за кулисами. Ведь работа актера очень сложная. Зависит от многих обстоятельств, зачастую от случая или даже каприза продюсера. Например, в фильме «Колчак», который я должен был снимать по заказу Первого канала, в главной роли видел только Александра Балуева. Ради этой роли он похудел на десять килограммов. Был безупречным адмиралом: такой фактурный, на нем отлично сидит офицерская форма. А главное — его взгляд! Просто идеальный герой. Специально для работы над фильмом «Колчак» я познакомился с внучкой генерала Юденича писательницей Мариной. Она свела нас с родственниками Колчака, с любимой женщиной адмирала. Проделали огромную документальную работу. И тут продюсеры заявляют, что не хотят Балуева в роли адмирала. Я пытался настоять, но меня не услышали. Поэтому отказался от работы. Фильм сделал другой режиссер.

После выхода картины я спрашивал у зрителей разного возраста: «Когда расстреливали Колчака, вам жалко его было?» — «Нет». А для меня главное было, чтобы в зале плакали, увидев в Колчаке прежде всего человека, а не героя по липовым документам. Вы же знаете, что на самом деле даже архивные материалы бывают липовыми. Настоящие артефакты были уничтожены в результате борьбы с контрреволюцией. Колчак был человеком сверхобразованным. Дворянин, патриот, готовый отдать жизнь за свою страну.

— Приходилось расставаться с актерами по вашей инициативе?

— Случалось, но имена называть не буду. Актеры — люди экспрессивные, способные на необдуманные поступки. Поэтому лучше поговорить с человеком, найти общий язык. Как правило, перед руководством я отстаивал актеров, даже если были проступки с их стороны. Стоял горой, вплоть до заявлений о том, что уйду и сам.

— Кто же вам был так дорог?

— Во время съемок «Вечного зова» одна актриса исчезла на три дня. Для поисков пришлось подключить МВД, КГБ. Оказалось, она просто загуляла с местными жителями, запила. После этого ее хотели выкинуть из картины, но я вступился.

— За такое отношение актеры вам благодарны?

— А как же! Как только получают утверждение, приходят ко мне с бутылкой виски или водки. Садимся и тут же выпиваем ее. Прямо как в анекдоте: «Сара, что тебе Рабинович подарил на 8 Марта?» — «Презерватив, но сам его и использовал».