Методику лечения этого недуга, которую десять лет назад разработали в Бразилии, начали применять киевские хирурги. У пациентов, согласившихся на операцию по перестройке кишечника, спустя несколько месяцев после вмешательства сняли диагноз диабет
— Если бы вы знали, как я боялась, что мне назначат инсулин, — рассказывает
Около года назад Галина Алексеевна впала в гипергликемическую кому. Хорошо, что в этот момент рядом была дочка.
— Ведь я съела всего порцию мороженого, — качает головой моя собеседница. — Как тут не вспомнить фразу: «сахар — это белая смерть». Вот какая коварная болезнь диабет: ничего не болит, а погибнуть можно даже от небольшой порции лакомства. После того как меня вернули к жизни, врачи еще раз объяснили: не за горами день, когда я уже не смогу обходиться без инсулина. Услышав это снова, еще активнее принялась искать специалистов, которые помогли бы этого не допустить. Однажды дочке рассказали, что кому-то из знакомых сделали операцию на кишечнике, после чего уровень сахара у этого человека упал до нормального показателя. На сайте института Шалимова мы прочитали о новой методике, которая позволяет нормализовать уровень сахара, и тут же поехали на консультацию. Хирург Иван Тодуров подробно рассказал о возможных осложнениях, трудностях, которые иногда возникают, но я на все была согласна!
Операцию женщине сделали в конце февраля. Накануне вмешательства уровень сахара в крови у нее составлял 20 единиц! Через полтора месяца после лечения он снизился до девяти.
— Сейчас сахар держится практически в норме, — говорит Галина Алексеевна по телефону, когда я позвонила ей, чтобы узнать о самочувствии. — Мне даже не нужно принимать таблетки. Это кажется невозможным, но я — живое доказательство того, что хирургическая методика лечения диабета эффективна.
— Системно эту методику пациентам, страдающим сахарным диабетом второго типа, начали применять десять лет назад в Бразилии, — объясняет заведующий отделом хирургии пищеварительного канала и трансплантации кишечника Национального института хирургии и трансплантологии имени А. А. Шалимова Иван Тодуров. — Проводя операции на кишечнике тучным людям, хирурги заметили, что побочным эффектом стала нормализация уровня сахара в крови. А ведь практически у всех толстяков развивается такое осложнение ожирения, как диабет второго типа. Худея после перестройки работы желудочно-кишечного тракта, человек также избавлялся от серьезной болезни. Мы систематизировали и проанализировали данные и пришли к выводу, что с помощью такой операции можно помогать и тем людям, у которых нет лишнего веса, но развилась тяжелая форма диабета. Правда, таким пациентам нужно не выключать из работы часть кишечника, как это делают толстякам, а лишь перестроить его.
— Что именно вы меняете?
— У каждого человека более четырех метров тонкой кишки, в начальном отделе которой усваивается 70 процентов углеводов. В ходе операции мы оставляем 30 сантиметров, а остальную часть переносим в другое место. То есть проводим транспозицию кишки. Теперь углеводы, пока доходят до той части, в которой должны активно усваиваться, разрушаются. Организм получает их ровно столько, сколько необходимо для нормальной работы. Избыток же, из-за которого и развивается диабет, расщепляется, не попадая в кровь.
— Вы предупреждаете своих пациентов, что операция непростая. Какие трудности могут возникнуть?
— После применения такой методики требуется сложное и кропотливое выхаживание. Ведь мы имеем дело с той частью кишечника, которая вовлечена в иммунные процессы. И тут мы его меняем, перекраиваем. Организм может взбунтоваться, даже ответить отторжением. Но так как у нас большой опыт проведения подобных операций полным людям — за два года мы сделали более пятидесяти вмешательств, — знаем, с какими проблемами можем столкнуться, за какими показателями следует следить особенно внимательно. Меньше года назад начали проводить операции тем, кто страдает диабетом, но не имеет лишнего веса. И у всех этих пациентов получили хороший результат. Уровень сахара в крови в течение нескольких месяцев после вмешательства приходит в норму и больше не повышается. Мы поддерживаем связь с прооперированными, чтобы отслеживать отдаленные результаты.
— Есть ли противопоказания для этой методики?
— Если слишком большой стаж болезни, к примеру, больше
Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»