По словам первого заместителя главы КГГА, новые тарифы ЖКХ появились с «легкой» руки Государственной инспекции по ценам при Кабмине, но киевская власть и дальше собирается доказывать правительственным чиновникам, что квартплату нельзя рассчитывать по формулам, оторванным от жизни
Тарас ТКАЧУК «ФАКТЫ»
«Что у вас там в Киеве за шум вокруг тарифов? — недоумевает родня в Днепропетровске. — Вы же платите за квартиры вдвое меньше нашего, хотя у нас половина людей сейчас сидит без работы». Сравнили платежки — в самом деле, отопление нам всегда обходилось приблизительно в 100 гривен за нашу шестидесятиметровую квартиру (1,6 гривни за метр квадратный). Днепропетровские родственники за отопление жилья такой же площади платят почти 250 гривен (4,28 гривни за «квадрат») и по дому ходят в свитерах. Сельские же кумовья, которые за газ для отопления своего небольшого старенького частного дома, платят по 700-800 гривен в месяц, столичные «проблемы» и вовсе посчитали блажью.
По моим наблюдениям, киевляне действительно едва ли не самые привилегированные в стране потребители коммунальных услуг. Даже в Одессе, где и зимы толком нет, люди за тепло платят больше, чем в Киеве. А в Полтаве за отопление квадратного метра жилплощади берут 6,71 гривни. С горячей и холодной водой ситуация похожая. До последнего времени, к примеру, в Ивано-Франковске куб горячей воды стоил в три раза дороже, чем в столице. Поразительно, но киевляне всегда меньше платили и за содержание домов. За примером не надо далеко ходить — жителям соседней Белой Церкви эта услуга обходилась более чем в полтора раза дороже. Хотя очевидно, что все должно быть наоборот — в Киеве значительно выше зарплаты, более сложная и дорогая инфраструктура. Не удивительно, что «коммуналка» в столице покрывается потребителями всего на 42 процента, в то время как, скажем, в Житомире, где люди живут гораздо беднее, стоимость услуг ЖКХ в сравнении с их себестоимостью оплачивается на 141,4 процента! Иными словами, областной центр свое жилищно-коммунальное хозяйство не только не дотирует, но еще и на нем зарабатывает. Похожая ситуация в Чернигове, Николаеве, Запорожье, Херсоне, Тернополе и многих других больших и малых городах.
Самое любопытное, что даже после вынужденного пересчета тарифов ЖКХ для столицы остается весьма приличный разрыв между стоимостью коммунальных услуг в Киеве и регионах. Впрочем, как говорят в КГГА, изменения тарифов для населения можно было бы избежать, несмотря даже на «выбитую» правительством у россиян цену на газ в два раза выше прошлогодней. Однако пойти на столь непопулярные меры так или иначе обязывает местную власть подписанное премьер-министром постановление Кабмина.
- Киевская власть тарифы не повышала, — комментирует ситуацию с тарифами первый заместитель главы Киевгоргосадминистрации Анатолий Голубченко. — По закону все тарифы проходят Государственную инспекцию по ценам при Кабинете министров, которая подчинена непосредственно премьер-министру. Сведения для этой инспекции предоставляют не местные власти, а поставщики жилищно-коммунальных услуг, к примеру, в столице это Киевводоканал и Киевэнерго. Соответственно, тарифы для Киева утвердила именно Государственная инспекция по ценам.
По словам Анатолия Голубченко, киевская власть сделала все, чтобы тарифы не поднялись так, как хотела того Госинспекция.
- Если бы мы следовали выводам инспекции по ценам, то тарифы в Киеве выросли бы во много раз, — отметил первый заместитель главы КГГА. — Мы на это не пошли, понимая, что люди не смогут столько платить. Мы будем доказывать Государственной инспекции по ценам, что нельзя так повышать тарифы. Получится или нет — другой вопрос. Но мэр дал нам такое поручение.
Анатолий Голубченко еще раз подтвердил, что благодаря распоряжению, подписанному мэром Киева, изменение коммунальных тарифов не коснется категории социально незащищенных киевлян.
- У меня есть абсолютно точная информация о том, что около 450 тысяч столичных семей адресно будут получать квитанции на оплату услуг ЖКХ по старым тарифам, — подчеркнул первый заместитель главы КГГА.
Что касается коммунальных тарифов для организаций и предприятий, то и здесь столичным властям удалось отстоять промышленные объекты, которые создают рабочие места, производят продукцию и на данный момент нуждаются в помощи и поддержке со стороны государства.
- Согласно действующему законодательству, — заявил Анатолий Голубченко, — существуют три категории тарифов: для населения, для бюджетных организаций и для других организаций. Для тех, кто входит в категорию «другие организации», местные власти могут повысить тарифы, чтобы частично переложить груз выплат с населения на юридических лиц, в расходах которых коммунальные тарифы в большинстве случаев занимают мизерную долю. Однако мы понимаем, что в условиях кризиса многим непросто будет платить по новым ценам. Поэтому для производственных предприятий, а их в Киеве около 420, мы оставили тарифы на уровне тех, что действуют для бюджетных организаций.
Но самое обидное, по словам Анатолия Голубченко, то, что в той сложной экономической ситуации, в которой оказалась страна, изменения коммунальных тарифов можно было бы избежать. При этом разница в себестоимости услуг и оплаты за них потребителями могла бы покрываться за счет поступлений из городского бюджета, как это делалось годами.
- Однако Кабинет министров увеличил изъятия из городской казны Киева, — пояснил заместитель главы КГГА. — Причем увеличил их совсем непропорционально увеличению тарифов.
Как отметил Анатолий Голубченко, забрать у Киева должны ни много ни мало, а почти восемь миллиардов гривен, то есть три тысячи гривен в пересчете на каждого жителя. Этих денег городу хватило бы на муниципальные пенсии, доплаты врачам и учителям, строительство дорог, развязок, а также на компенсацию стоимости услуг ЖКХ.
Кстати, по словам экспертов, изъятие средств из местных бюджетов под благовидным предлогом «эффективного управления» происходит по всем регионам Украины. Мало того, бюджеты лишаются обязательных, предусмотренных законодательством субвенций. Так, транспортники уже бьют тревогу: Кабмин не заложил в проголосованный парламентом Госбюджет средства на компенсацию проезда льготников в общественном транспорте. А это не только нарушает закон, создает дополнительную нагрузку на местные бюджеты, но и может серьезно усложнить жизнь рядовым гражданам уже в ближайшее время.