Эту выставку в российской столице ожидали на протяжении 20 лет
Полотна художников-прерафаэлитов (английских живописцев середины ХIХ века, стремившихся подражать итальянскому искусству Раннего Возрождения) экспонируются в Москве впервые. После оглушительного успеха в лондонской галерее «Тейт Бриттен» и вашингтонской Национальной галерее выставка открылась в Пушкинском музее, куда ежедневно выстраиваются огромные очереди ценителей красоты, приезжающих со всего мира. Готовили ее целых пять лет!
«Братство прерафаэлитов» было основано в 1848 году и стало первым авангардным движением в Европе, опередившим импрессионистов. Три таинственные буквы P.R.B. на картинах молодых и никому не известных художников привели в смятение английскую общественность, так как живописцы отрицали традиции, чтимые мастерами Королевской академии художеств. Первым делом прерафаэлиты отвергли кабинетную живопись и начали писать с натуры — природу, персонажей. Так, например, была создана знаменитая «Офелия» Джона Милле — одна из жемчужин экспозиции. Новаторство прерафаэлитам давалось дорогой ценой — порой и в прямом смысле. Девятнадцатилетняя девушка, которую художник в качестве модели заставлял по несколько часов лежать в ванне, серьезно простудилась, и отец ее пригрозил живописцу судом, если тот не оплатит ее лечение. Художнику прислали счет на 50 фунтов, а это по тем временам были деньги немалые....
В качестве моделей прерафаэлиты нередко приглашали друзей и родственников.
*Прерафаэлиты отвергли кабинетную живопись и писали с натуры. Так была создана «Офелия» Джона Милле
Настоящий скандал разразился в связи с картиной Джона Милле «Христос в родительском доме». Иисус на ней запечатлен в плотницкой мастерской, в которой была создана картина. А члены Святого семейства изображены как обычные люди труда. Чарльз Диккенс назвал картину «низкой, гнусной, омерзительной и отталкивающей», а газета «Таймс», признав картину возмутительной, заявила, что это бунт в искусстве.
Дело дошло до того, что королева Виктория просила доставить полотно в Букингемский дворец, чтобы лично рассмотреть все детали. Работу Джона Милле решено было переименовать, изменив название на «Плотницкая мастерская». Возможно, столь лояльному исходу художник обязан супругу королевы Виктории — принцу Альберту, который был небезразличен к современному искусству.
А спустя многие годы полотна прерафаэлитов начала коллекционировать... королева-мать Елизавета. Вот как бывает.
Еще одна жемчужина привезенной в Москву экспозиции — полотно «Прозерпина» Данте Россетти. Прозерпина — древнеримская богиня подземного царства. Согласно легенде она с подругами собирала цветы на лугу, когда ее заметил Плутон, бог подземного мира.
*Еще одна жемчужина привезенной в Москву экспозиции — полотно «Прозерпина» Данте Россетти
По словам директора Пушкинского музея Ирины Антоновой, выставку в Москве ожидали двадцать лет, и только поддержка Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт», основанного российским предпринимателем и меценатом Алишером Усмановым, сделала осуществление проекта возможным. А то, что интерес к творчеству прерафаэлитов высок особенно сейчас, в ХХI веке, во многом связано с кризисом в европейском искусстве и поиском новых путей.
Полюбоваться произведениями прерафаэлитов ценители красоты смогут до 22 сентября. Работы этих художников на мировых аукционах сегодня стоят баснословные деньги. А интерес к творчеству прерафаэлитов в Европе таков, что, когда выставка проходила в Лондоне, по словам экспертов, некоторые парижане приезжали посмотреть ее до десятка раз. Ведь за пределами Великобритании работ этих художников практически не найти.
Фото в заголовке с сайта itar-tass.com