Происшествия

«Чтобы быстрее сбыть украденный автомобиль, угонщики продавали его за полцены»

7:30 — 19 июня 2013 eye 7067

Дарницкий районный суд Киева начал рассматривать дело о группировке, похищавшей в столице джипы «Тойота Прадо»

Чаще всего на угоны автомобилей жалуются жители престижных районов столицы — Шевченковского и Печерского. Там автомобильные воры без труда находят роскошные машины, которые хозяева оставили на ночь под домом. Однако на этот раз столичные правоохранители задержали преступников, угонявших автомобили в Дарницком районе столицы. Причем угоняли они исключительно джипы «Тойота Прадо».

— Угоняя машины одной и той же модели на одних и тех же улицах, преступники не боялись, что их начнут узнавать по почерку и рано или поздно вычислят, — рассказывает заместитель начальника отдела управления уголовного розыска столичной милиции Владимир Медведев. — Чуть ли не каждую неделю злоумышленники угоняли новую «Тойоту». К счастью, нам удалось их задержать.

«Заприметив подходящую машину, преступники несколько дней следили за ее владельцем»

В сентябре прошлого года в Дарницкий райотдел милиции один за другим начали поступать заявления о кражах автомобилей «Тойота Прадо». Жаловались жители Харьковского массива, причем одних и тех же улиц: проспекта Бажана, Урловской и Княжего Затона. Жалобы пострадавших были абсолютно одинаковыми: все они оставляли автомобили под домом, а утром обнаруживали пропажу.

— «У нас даже не сработала сигнализация! — возмущались люди. — Как такое может быть?» — продолжает Владимир Медведев. — Большинство автовладельцев почему-то уверены, что, если есть сигнализация, с машиной ничего не случится. Другие же осознают риск, но при этом беспечно оставляют машины под домом. Впрочем, нередко бывает и так, что ни охраняемой стоянки, ни подземного паркинга рядом с домом нет. Такая ситуация сложилась, к примеру, на улице Урловской, где далеко не во всех новостройках есть подземные стоянки. При этом машин — хоть отбавляй, в том числе очень дорогих. Вот и получается, что под каждым подъездом собирается настоящий автосалон. Этим преступники и воспользовались.

— Но почему-то пропадали исключительно «Тойоты Прадо».

— Да, угонщики воровали машины этой модели до 2010 года выпуска. Оказалось, для угона более новых автомобилей у них не было специальной аппаратуры. Производители «Тойот» регулярно меняют систему запуска двигателя. Поэтому для того, чтобы угнать новый автомобиль, нужна более совершенная техника. А она стоит немалых денег.

— Да и на рынке, наверное, такую аппаратуру не купишь.

— Естественно. Что касается этих преступников, то, как потом выяснилось, они приобретали технику у своих знакомых за границей. Угоняли автомобили ночью, когда владельцы спали. Перед этим они, конечно, должны были удостовериться, что хозяева «Тойоты», которую они выбрали, не выйдут из дома в самый неподходящий момент. Мало ли, у людей могут быть командировки или ночные смены. Поэтому, заприметив подходящую «Тойоту», преступники несколько дней следили за ее владельцем. Практически у всех жертв был одинаковый распорядок дня: уезжали около семи часов утра, возвращались до восьми вечера. На третий или четвертый день слежки угонщики решались осуществить задуманное.

— Ну а если бы их заметили другие соседи? Кто-то из них вполне мог жить по другому распорядку и выйти из дома ночью.

— Наверняка так и было. Но люди не догадывались, что на их глазах происходит преступление. Мало ли, в салоне автомобиля сидит человек. Разве вас это насторожило бы? Тем не менее злоумышленники подстраховывались и никогда не действовали в одиночку. Пока один орудовал в автомобиле, другой стоял на стреме. А проникали преступники в автомобиль очень быстро, с помощью заранее приобретенного электронного сканера. Преступник действовал по такой схеме: затаившись неподалеку от подъезда, под которым хозяин оставил свою машину, выжидал, когда владелец включит сигнализацию — с помощью того самого устройства ему нужно было зафиксировать момент включения. Созданный специально для угона автомобилей, этот прибор стоит около трех тысяч долларов. Зафиксировав момент включения сигнализации, угонщик выжидал, пока владелец машины зайдет в подъезд, и после этого отключал сигнализацию. Машина оказывалась открытой, хотя ее владелец об этом не догадывался.

— А вечером злоумышленник просто садился в машину и уезжал?

— Не все так просто. Ведь преступникам, не имея ключа зажигания, нужно было завести автомобиль. Для этого угонщики закупили еще более дорогую аппаратуру — специальный блок, который подключается к разъему под рулевой колонкой. Он стоит около шести тысяч долларов. Преступник, удостоверившись, что сигнализация отключена, уверенно подходил к машине и, сев в салон, начинал подключать блок. Данное приспособление взламывает компьютер автомобиля, стирая все его данные. После чего информация полностью переписывается и завести «Тойоту» родным ключом становится невозможно. Процедура занимает пятнадцать минут. И все — автомобиль угнан, никто ничего не заметил.

«Мы не боялись,что не найдем покупателей. На такие автомобили спрос будет всегда»

Как правило, украв машину, злоумышленники стараются побыстрее от нее избавиться. Однако преступники, которых задержали на этот раз, довольно долго хранили у себя краденые «Тойоты» и даже ездили на них по городу.

— Вы спросите, как такое могло быть, если пострадавшие сразу писали заявления в милицию, — продолжает Владимир Медведев. — Казалось бы, украденные машины немедленно нужно переправлять за границу, пока милиция их не нашла. Но у преступников все было продумано до мелочей. Перед тем как угонять очередной автомобиль, злоумышленники снимали номера с другой «Тойоты». К сожалению, большинство автовладельцев не спешат сообщать в милицию о подобных мелких кражах. Дескать, украли всего лишь номер.

Получалось, что номерной знак, который злоумышленники вешали на угнанную машину, в розыске не числится. Преступники не боялись, что их заметят сотрудники ГАИ. «Никто бы ничего не заподозрил, — объясняли потом злоумышленники. — Сотрудники ГАИ редко проверяют номер кузова и прочие детали. Поэтому к нам не было никаких вопросов».

— Украденные машины продавали?

— Не сразу. Поменяв номера, преступники загоняли машины на охраняемые стоянки в Броварах и Борисполе и хранили там до тех пор, пока не находили покупателя. Уже известно, что в Украине эти машины не продавались. В основном покупателями становились граждане России. Выставлять объявления о продаже «Тойот» в интернет преступники не решались — покупателей они искали через знакомых. Чтобы быстрее сбыть автомобиль, цену значительно снижали, продавая его за половину стоимости. И это сразу давало результат.

— Людей не настораживала низкая цена?

— Преступники придумывали стандартную легенду. Дескать, машина очень хорошая, почти новая, но ее нужно срочно продать. «На следующей неделе уезжаю за границу, — рассказывал один из бандитов, отвечавший за подбор автомобилей и их продажу. — Этим объясняется срочность. Я бы на вашем месте поторопился, мне сегодня позвонили уже несколько человек». Уловка, как правило, срабатывала.

— Получается, роли в группировке были распределены?

— Да. В группировке — два жителя Сумской области и один киевлянин. О своей деятельности они рассказывают неохотно, но во время допросов стало понятно, что эти трое давно знакомы. Киевлянин отвечал за подбор автомобилей — выслеживал жителей Харьковского массива на «Тойотах Прадо» и сообщал, когда можно идти «на дело». Он же потом подыскивал покупателя. Обычно угонщики похищают машины под заказ. Так было, например, в случае с группировкой, укравшей «БМВ Х6» у футболиста киевского «Динамо» Данило Силвы. Здесь же сначала воровали машины. «Мы не боялись, что не найдем покупателей, — объяснял потом киевлянин. — На „Тойоты Прадо“ спрос будет всегда». Сумчане ходили на задания. Один из них непосредственно вскрывал автомобили, другой прикрывал его.

— После того как угонщиков задержали, у пострадавших появился шанс вернуть свои автомобили?

— Только у двоих, чьи машины злоумышленники не успели продать. Мы нашли эти автомобили на охраняемой стоянке. У остальных шансы весьма призрачны. Их машины давно ушли за границу, и, кому именно их продали, угонщики не сознаются. После того как злоумышленникам вынесут приговор, пострадавшие могут подать к ним гражданские иски о возмещении ущерба. Но не факт, что чего-то добьются. Насколько нам известно, за угонщиками не числится ни денег, ни имущества.

На днях Дарницкий районный суд столицы начал рассматривать это резонансное дело. Двое жителей Сумской области находятся под стражей, киевлянин — на подписке о невыезде. Во время досудебного следствия все они признали свою вину.

— Отрицать свою причастность к многочисленным угонам не было никакого смысла — доказательств вины задержанных было более чем достаточно, — говорит Дмитрий Медведев. — К счастью, за последнее время в столице не так часто угоняют автомобили, а если это случается, угонщиков задерживают. В среднем в Киеве угоняют две-три машины в день. По сравнению с Москвой или, например, Берлином это не так уж много — там фиксируется до сорока угонов за день.

Как уберечь машину от посягательств угонщиков