20 июня при поддержке группы СКМ стартует национальный конкурс «Подарки с украинской душой», участие в котором получат возможность принять народные умельцы из всех уголков страны
Идея поддержать украинских мастеров декоративного искусства, дать им возможность представить свои творения широкому кругу публики впервые возникла в прошлом году. По мнению ее авторов, сегодня в сувенирных лавках оригинальные изделия талантливых ремесленников все больше вытесняются китайскими сувенирами. Торговать «китаем» выгоднее, ведь произведениям, созданным в процессе кропотливой ручной работы, сложно конкурировать с промышленными копиями. Предпочтение фабричным сувенирам, как правило, отдается и в корпоративном секторе при выборе подарков для деловых партнеров. Однако, утратив свои ремесла, Украина утратит часть своей истории, культуры, национальной идентичности.
Так возник пилотный проект компании СКМ Рината Ахметова под названием «Подарки с украинской душой». В прошлом году в его рамках организаторы предоставили своим партнерам в разных странах мира уникальную возможность соприкоснуться с удивительным и древним мастерством львовской школы стеклодувов-гутников.
В среде художников инициативу высоко оценили — ведь гутное ремесло сегодня скорее выживает, нежели развивается.
— Более сотни тарелок на каждого мастера — это, фактически, полугодичная норма, — отмечала художница Людмила Литвин. — Но работать в проекте было легко. Созданные организаторами условия позволили каждому мастеру в полной мере выразить свое художественное восприятие мира. И главное — мы поддержали традицию нашей гутной школы.
В этом году к инициативе присоединились компании группы СКМ — ДТЭК и медиа-группа «Украина» (с каналами «Украина», «НЛО ТV» и «Футбол»), и она переросла в национальный конкурс украинских подарков, участие в котором может принять любой желающий. По условиям конкурса изделие должно быть полностью либо практически полностью ручной работы. Кроме того, небольшим по размеру, чтобы не создавать неудобств при почтовой пересылке. Это может быть декоративная тарелка, вышиванка, рушнык, подушка в стиле лоскутного шитья, вышитый настенный календарь-панно, декор футбольного мяча или игрушка из фетра. И, разумеется, к участию принимают лишь изделия, созданные в Украине.
Конкурс украинских подарков стартует 20 июня — в этот день уже можно отправлять фотографии своих изделий через сайт конкурса. До начала августа жюри будет принимать заявки украинских мастеров, а имена победителей назовет в первый понедельник последнего месяца лета. Мастера не только получат заказы на изготовление сувениров, но и примут участие в выставке под эгидой проекта современного искусства ArtPoint, которая в ноябре откроется в Киеве, Донецке и Львове.
— Дарить украинское — это не случайное наше решение, — говорит Наталья Емченко, директор по связям с общественностью и коммуникациям СКМ. — Ведь таким образом мы даем украинским мастерам новые возможности для роста и развития. Вот почему было решено посмотреть в сторону национального декоративного искусства. Оказалось, что идей, мастеров, историй, которые сами по себе являются фантастическими, огромное количество. Год назад мы просто волевым решением выбрали жанр, и результаты превзошли все ожидания (и наши, и мастеров). Теперь наша сверхзадача, чтобы в выигрыше остался не только тот, кто получит заказ на выполнение подарков, но и каждый, кто участвует в конкурсе. Чтобы возможностью для развития стало бы само участие в проекте «Подарки с украинской душой».
Из самых ярких проектов организаторы конкурса также составят «Базу идей», воспользоваться которой сможет любой желающий сделать кому-то подарок с украинской душой.
— Идея так организовать свои закупки, в частности корпоративных подарков, чтобы от этого выиграло как можно больше граждан Украины, замечательна, — говорит Марина Сапрыкина, руководитель экспертной организации «Центр развития КСО». — Похожие социальные инициативы практикуют и другие отечественные и зарубежные компании, но сфокусированность и масштабность данного проекта делают его особенным. В конечном итоге выиграют все: и сами мастера, и компании группы, и общество. Более того, это и популяризация талантливых украинцев.