История современности

В старину на Троицу девушки плели из березовых ветвей венки, чтобы погадать на них, скоро ли выйдут замуж

7:30 — 22 июня 2013 eye 6216

Через неделю после праздника начнется Петров пост, который продлится в этом году всего 11 дней

23 июня православный мир будет встречать один из самых больших духовных праздников — Троицу. В этом году из-за поздней Пасхи торжество отмечаем в конце июня, ведь праздник всегда приходится на 50-й день после Воскресения Христова. А сегодня, в Троицкую родительскую субботу, верующие традиционно идут в церковь на поминальную службу.

С давних времен в обычаях Троицы переплелись христианские убеждения и языческие верования наших предков. Так, в старину после посещения храма люди отправлялись в лес и несли гостинцы русалкам, чтобы в будущем мифические создания не погубили посевы и не забрали у девиц женихов. А сейчас верующие на праздник просто веселятся и балуют себя мясными и молочными блюдами. Ну а как иначе? Ведь через неделю после Троицы, с 1 июля, начнется Петров пост. В нынешнем году он очень короткий — всего 11 дней. Пост закончится 12 июля — в день памяти апостолов Петра и Павла.

В Родительскую субботу в церквах после особой панихиды освящали сдобные калачи

Суббота накануне Троицы издревле называется Духова, Батькiвська, Дiдова или Задушна. Согласно народным поверьям, в этот день приходят в гости души умерших родственников, которые остаются в родном доме всю праздничную неделю. Чтобы не тревожить усопших, люди старались на это время оставить хлопоты по хозяйству. Например, на Гуцульщине женщины не пряли и не шили. Но зато тщательно перемывали ведра, щоб все зле, що за рiк налипло, вiдiйшло. Мужчины в течение Зеленой недели не трудились в поле, а также прекращали работы, связанные с заготовкой леса: не рубили деревьев, щоб не запорошити порохом померлі душі, и не сплавляли бревен по рекам.

На западе Украины в Родительскую субботу в церквах после особой панихиды освящали сдобные калачи, молоко, творог и яйца. Эту снедь раздавали беднякам и просили их молиться за ушедших родичей. А на Подолье поминки переносили на воскресенье. После Троицкой службы люди отправлялись на кладбище. Причем на поминальный обед готовили такие же блюда, как на Пасху.

В субботу ходили в лес за троицкой зеленью. Не украсить дом и подворье ветками и травами считалось большим грехом. И поскольку сделать это нужно было до захода солнца, заготовкой занимались и взрослые, и дети. По церковным канонам зеленый цвет — символ живительной силы Святого Духа. Поэтому к Троице листьями украшали не только дома, но и храмы. Кроме того, с давних времен наши предки считали многие травы оберегами от злых духов. Чтобы помешать нечисти творить недобрые дела, в лесу и на лугу собирали чабрец, полынь, любисток и, конечно же, аир, в народе — татарське зiлля. Кстати, из прикорневых частей стеблей пахучего аира когда-то делали сладости наподобие восточных: высушивали их и проваривали в сахарном сиропе. А татарським зiллям крестьяне называли растение, поскольку считали, что оно досталось нам от татар, вернее, от монголо-татарского нашествия. Монголы верили, что водоемы, в которых растет аир, чистые и воду из них можно пить без опасений. Поэтому по пути к селам завоеватели разбрасывали в озерах, реках и прудах кусочки корней аира. Так он у нас и прижился. Наши селяне заметили, что в зарослях аира даже над болотами роится меньше насекомых, чем над берегами, где этого растения нет.

Кроме трав, для озеленения дома запасались также ветками березы, клена, липы, ясеня, ольхи или тополя. А вот вербу не ломали, ведь она уже заплатила дань Богу и людям в Вербное воскресенье. Кстати, ни веток, ни трав, ни цветов не рвали без особых приговорок. Зелень была для людей живой, «бо i в нiй Господня душа є», поэтому относились к ней с почтением, чтобы она помогала, исцеляла и ни в коем случае не гневалась на человека. Так, прежде чем отломать ветку липы, к дереву обращались с такими словами: «Моя помiчнице, моя пораднице, коло хати стоїш, все бачиш, не йдуть тебе з сокирою рубати, а йдуть помочi просити, там вiдiтнуть, де ти покажеш».

Срезанные ветки прикрепляли на ворота, двери, ставни, загоны для скота и заборы. Полы в доме выстилали аиром. На подоконниках и столах ставили кувшины и горшки с цветами. Особенно нарядно старались украсить святой угол: на полках с иконами раскладывали васильки и мяту, образа обрамляли свежими рушниками и зажигали лампадку.

Озелененными дом и подворье оставались целую неделю — до начала Петрова поста. Предки верили, что в этих ветвях и прячутся души умерших родственников. Троїцьке зiлля не выбрасывали и после праздников. Травы сушили и использовали для приготовления чаев, с помощью которых избавлялись от различных недугов. Девчата мыли голову отваром любистка, щоб хлопцi любили. Еще зелень зашивали в подушечку и клали в гроб под голову покойнику, щоб йому на тiм свiтi пахло. Сухоцветы можно было положить в амбар (чтобы отогнать мышей) и в гнездо к наседке (помогало выводиться цыплятам). А ветки после праздников сжигали, приговаривая: «Дякую тобi, деревце Боже, що ти нечисть вiд мене вiдганяло i через мене зiв`яло».

К столу подавали зеленый борщ, яичницу, пироги с творогом и зеленью, а также вареники с ягодами

В воскресенье утром нарядно одетые люди отправлялись в храм на праздничную службу. Девчата, собираясь в церковь на Троицу, доставали из сундуков свои лучшие наряды и украшения: вышитые бисером сорочки, коралловые бусы. На голову надевали богатый венок из цветов и ароматных трав с разноцветными лентами. Каждая девушка несла букетик из полыни, мяты, барвинка и тройную свечу — трiйцю.

После службы люди расходились по домам на обед. Народ от души наедался сваренным к празднику холодцом из петуха. К столу подавали также зеленый борщ и пироги с творогом и зеленью, молочную кашу и яичницу, сдобные калачи и вареники с клубникой и вишней, коржики, политые медом, черешнянку и холодник из ягод. Кстати, выпечки полагалось сделать много, так, чтобы хватило и семье, и на угощение обездоленных людей. Например, в старину на Троицу обязательно одаривали сирот. Несчастным детям раздавали калачи, коржики и мелкие деньги. Считалось, что тот, кто не забудет о сиротах, весь год не буде лиха мати.

Бабка из вишен

Для приготовления потребуется: 500 г вишен, 150 г сахара, 150 г пшеничной муки, 150 г сметаны, 5 яиц, немного корицы, 20 г сливочного масла, 30 г панировочных сухарей.

Из вишен удалить косточки и добавить в ягоды 50 г сахара. Сырые желтки, корицу, сметану, сахар и муку хорошо перемешать, добавить взбитые белки и вишни. Выложить в смазанную маслом и посыпанную сухарями форму и запечь в духовке.

У молодежи в Зелену недiлю были свои забавы. Так, парубки влезали на липу и срезали с нее верхушку. Считалось, что если вырезать из липы сопилку, ее звук будет волшебным и не позволит нечистой силе заманить юношу в лесные чащи. А девушки в этот день отправлялись в лес завивати берiзку. Вообще, береза на Троицу играла такую же ритуальную роль, как елочка или вишневое деревце на Рождество. Березку не только несли в дом, но и украшали лентами на лесных полянах, вокруг нее водили хороводы. Предки верили, что это дерево имеет особую силу, которой может поделиться с человеком. Береза была также символом девичьей стройности и красоты. Видимо, поэтому в некоторых областях Украины обряд завивання берiзки сохранился до наших дней. Утром (еще до церковной службы) девчата пекут пироги и сладкие коржики, а также готовят яичницу. В полдень все собираются на подворье одной из подружек, где парубки заранее устанавливают срезанную молодую березку. Молодежь выбирает главную девушку, которая берет деревце и во главе компании с песней несет его в лес.

В лесу девчата обедают, а затем выбирают для обряда несколько берез. Разделившись на пары, девушки плетут венки, не срывая с дерева веток. Потом пары кумуються: обмениваются желтыми крашенками и трижды целуются через венок. После кумушки подбрасывают платочки, примечая, чей подлетит выше всех: той девице весь год будет сопутствовать удача. На следующий день девчата возвращаются в лес и смотрят на свои венки: если останутся свежими, не завянут, — вскоре сваты пожалуют. О традиции завивання вiнкiв вспоминается в старинной народной песне:

Пусти мене, мати,

У гай погуляти,

До білої березоньки,

Про щастя спитати...

Семейные люди на Троицу тоже не скучали. К примеру, в понедельник или во вторник после праздника родители, которые уже выдали замуж и женили всех своих детей, могли еще раз справить... собственную свадьбу. Созывать гостей не приходилось, ведь все соседи и родственники и так знали, где и когда должно было произойти такое событие. К «молодоженам» шли не с подарками, а с выпивкой и закуской. Жениха и невесту украшали венками из жасмина (Божого деревця), чтобы Дух Божий не покидал эту семью и давал ей радость и долгие годы счастливой жизни.

Чтобы избавиться от русалок, им устраивали проводы

С праздником Троицы наши предки связывали надежды на богатый урожай, здоровье семьи, предстоящие свадьбы, рождение детей... А еще люди верили, что в течение недели после Троицы по земле ходят русалки. Главным днем водяных красавиц был четверг, который называли Русальной пасхой. В этот день запрещалось работать, ведь если мавки увидят кого-нибудь в поле, обязательно обидятся и уничтожат посевы. Чтобы спасти урожай, на нивах для русалок оставляли свежеиспеченный хлеб, а в садах на фруктовых деревьях развешивали полотно — мавкам на сорочки. Кроме того, в течение Зеленой недели люди не купались в реках и озерах. В народе считалось, что на это могут отважиться только киевские ведьмы, мол, они русалок совершенно не боятся.

Поскольку трудиться на Русальную пасху не полагалось, люди предавались веселью. Замужние женщины отправлялись в шинок, куда через какое-то время приходили и их мужья, чтобы вместе закусить, выпить, спеть и потанцевать. Ходить парами было опасно: русалки позавидуют семейной идиллии и погубят одного из супругов.

Телятина с баклажанами

Для приготовления потребуется: 1 кг телятины, 100 г смальца, 1 кг баклажанов, 100 г подсолнечного масла, 200 г лука, 200 г помидоров, 300 г мясного бульона, соль и перец — по вкусу.

Мясо порезать кусочками и поджарить на смальце до готовности. Баклажаны отварить, нарезать кусочками и обжарить на растительном масле. В глиняный горшок положить мясо, баклажаны, измельченный лук, нарезанные помидоры, добавить соль, перец, залить мясным бульоном и тушить в духовке.

А вот в пятницу женщины устраивали особую постирушку: хозяйка собирала все сорочки мужа, пересыпала их золой, а потом тщательно выбивала и выполаскивала. Этот ритуал должен был отбить у мужа охоту заглядываться и на русалок, и на других женщин.

Дети всю неделю не расставались с букетиками трав-оберегов: «Якщо їх не взяти, то русалки нападуть і залоскочуть». Но больше всего боялись мавок девушки. Они носили для потусторонних красавиц в лес венки, яичницу и хлеб, чтобы задобрить их. Дабы русалка не защекотала до смерти, с собой брали чеснок, любисток и полынь. Кстати, по народным поверьям, русалки существуют разные. Щекотуньи — это души девушек, которые умерли зимой. На Гуцульщине мавок называли нявками (от древнерусского слова «навь» — мертвец). Их представляли красивыми девушками, которые живут в горах и заманивают молодежь, чтобы защекотать до смерти.

Чтобы избавиться от русалок, им устраивали проводы. Для этого девчата собирались на засеянном рожью поле и устраивали обед-тризну. После трапезы девушки расплетали косы, надевали веночки и ходили по ниве с песней:

Проводили русалочок, проводили,

Щоб вони до нас не ходили,

Та нашого житечка не ломили,

Та наших дівочок не ловили.

Через неделю после Троицы наступает Петров пост, который, кстати, строгим не считается. Запрещаются только мясные и молочные продукты. Верующим позволяется есть рыбу, овощи, каши, а также супы и борщи на растительном масле.