Культура и искусство

Раду Поклитару вынужден закрыть театр «Киев модерн-балет»

7:30 — 26 июня 2013 eye 6112

«Я готов подарить его Украине, но жду ответного шага от властей», — сказал известный хореограф

Премьера столичного театра «Киев модерн-балет» собрала в зале Театра оперы и балета для детей и юношества рекордное количество зрителей. «Лебединое озеро» в постановке создателя труппы, известного хореографа Раду Поклитару может стать последним выступлением популярного коллектива. Накануне премьеры Поклитару признался, что театр, просуществовавший шесть лет, на грани закрытия. 9 из 21 танцовщика покинули труппу из-за низкой заработной платы. «Все мои попытки достучаться до чиновников в Министерстве культуры оказались тщетны», — сказал Раду Поклитару, объявляя о роспуске коллектива.

Премьера балета «Лебединое озеро. Современная версия» состоялась в минувшие выходные. От общеизвестной сказки о любви юноши к прекрасному лебедю в версии Поклитару не осталось и следа. Маленький лебедь стараниями злого доктора превращается в юношу. Ему предстоит пройти через боль, страдания, зависимость от наркотиков. Любовь приходит к нему во сне. В виде красивого белого лебедя. Есть и знаменитый «Танец маленьких лебедей», который, правда, больше напоминает веселый канкан. В конце спектакля юноша вновь попадает на операционный стол и получает долгожданную свободу. Но в этот прекрасный миг его жизнь обрывается... Впрочем, обо всех нюансах сюжетной линии можно забыть, разглядывая замечательные костюмы, созданные художницей Анной Ипатьевой. Впечатляют огромные лебединые крылья, перьями из которых в конце спектакля буквально усеяна сцена театра...

Постановщик спектакля Раду Поклитару в антракте заметно нервничает и выходит курить на улицу. Хореограф признается, что никогда не бывает на сто процентов доволен своими работами. С «Лебединым озером» та же история...

«От классического либретто „Лебединого озера“ в нашем варианте остались только лебеди»

— Интересно, понравилась бы ваша свободная трактовка «Лебединого озера» Чайковскому...

— Я старался быть максимально близок к Петру Ильичу. На самом деле не в классическом либретто смысл его музыки. Она все равно выше любой балетной трактовки. Я долго шел к постановке «Лебединого озера». Не скрою: это была моя мечта. Но найти финансирование для такого масштабного спектакля оказалось очень сложно. Лишь два года назад нам удалось это сделать, и результат вы видели сами. От классического либретто в нашем варианте остались только лебеди.

*Зрителей, пришедших на премьеру «Лебединого озера» в постановке Раду Поклитару, кроме сюжетной линии, впечатлили потрясающие костюмы

— Сегодня зрители последний раз могут увидеть труппу «Киев модерн-балета» в полном составе.

— Грустно об этом говорить, но я оказался бессилен перед обстоятельствами. Сегодняшний спектакль действительно будет последним. За текущий месяц я потерял девять артистов. Учитывая, что наша труппа состоит всего из 21 человека, ситуация оказалась критической. Причина ухода проста — низкие зарплаты. Мы муниципальный театр и не можем рассчитывать на большие вложения денег. Я уже не говорю о том, что каждая из постановок — огромные затраты. Полтора месяца назад я написал в Министерство культуры Украины письмо, в котором изложил все факты и предложил дать театру современного балета статус национального. Ответ пришел по факсу в день премьеры «Лебединого озера». Он сводился к тому, что в министерстве не видят повода присуждать нам такое звание.

— Ни один театр современного искусства в Украине не имеет звания национального.

— Но ведь надо же с кого-то начинать! Я знаю, что современного театра такого профессионального уровня, как наш, в Украине больше нет. И он не скоро появится. Если власть откажется нам помогать, придется закрыть театр. И здесь проблема не во мне — я человек востребованный. Умрет театр — вот главная беда.

«Некоторые мои танцоры возвращаются домой, другие ищут работу за границей»

— Какая зарплата у ваших артистов?

— Около трех тысяч гривен. Девяносто процентов моих танцоров приезжие, им приходится практически всю зарплату отдавать за аренду жилья. Я понимаю: ребята не выдерживают. Некоторые возвращаются домой, другие ищут работу за границей. Но все это от безысходности, а не потому, что их не устраивает что-то в профессиональном плане. Конечно, можно искать других артистов, объявлять кастинг. Но любой человек приходит ко мне не мастером. Требуется долгая работа, чтобы из алмаза сделать бриллиант. Уходят годы...

— Уже год, как вы возглавляете и Киевский муниципальный театр оперы и балета для детей и юношества. Покинете и эту должность?

— Если придется закрыть «Киев модерн-балет», то, признаться, я слабо вижу мое существование у руля Театра оперы и балета для детей. Просто в этом не будет смысла. Балет — мое детище.

— Помните, с чего шесть лет назад начался «Киев модерн-балет»?

— Это была замечательная история. В 2005 году я приехал в Киев по приглашению мецената Владимира Филиппова для создания антрепризного спектакля. После премьеры мы сидели с Владимиром Витольдовичем у него дома, пили чай, и Филиппов мне сказал: «Раду, а давай сделаем театр!» Разве можно от такого отказаться?! Сначала наши самые дорогие проекты полностью финансировал Филиппов. Но, к сожалению, после экономического кризиса в 2008 году Владимир Витольдович не смог нас дальше поддерживать. Теперь наступил период, когда государство должно понять: оно готово принять роскошный подарок в виде готового театра или нет. Сегодня стоимость нашего театра, учитывая вложения меценатов, полтора миллиона долларов. Я готов подарить его Украине и жду ответного шага от Министерства культуры...

— Там наверняка понимают, что самоокупаемых театров не бывает.

— Надеюсь, что да. Самоокупаемы лишь бродвейские шоу, остальные творческие коллективы во всем мире живут на дотациях. В искусство надо вкладывать деньги, иначе через десять лет мы будем жить в другой стране.

«Как только я покупаю квартиру в каком-либо городе, сразу уезжаю оттуда»

— Вы уже стали киевлянином?

— Я давно уже таковым себя чувствую. Но у меня есть странная примета: как только покупаю квартиру в каком-либо городе, сразу уезжаю оттуда. Такое случалось уже два раза. У меня есть квартиры в Кишиневе и Минске. Не хотелось, чтобы подобное произошло и в Киеве, поэтому жилье здесь не приобретаю. Давно уже снимаю замечательную квартиру на Андреевском спуске, а благодаря каналу СТБ и работе в шоу «Танцюють всi!» у меня есть вид на жительство в Украине. Я резидент вашей страны, который полностью ощущает себя киевлянином.

— Говорят, Москва тоже не прочь переманить вас к себе. Хотя бы судя по тому, что вам доверили заниматься постановкой открытия Олимпийских игр в Сочи.

— Сейчас нахожусь на стадии активных переговоров с российской стороной, на днях лечу в Москву. Потом — в Лос-Анджелес, потому что американская компания задействована в постановке открытия Олимпиады. Все эти процессы лично курируются Константином Эрнстом. По контракту я не имею права разглашать все подробности шоу. Могу лишь сказать, что буду ставить один из ключевых хореографических эпизодов открытия Олимпиады. Два месяца накануне этого события проведу в Сочи.

— Уже ни одно танцевальное телешоу в Украине и России не обходится без вашего участия.

— Для меня телешоу — второстепенная деятельность. Главная цель моего существования — театральные постановки. После премьеры «Лебединого озера» лечу в Москву, где в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко буду ставить «Тангейзер» Вагнера. Потом мне предстоит грандиозный проект в Большом театре совместно с английским режиссером — постановка «Гамлета». Это абсолютно авторская «штука» на музыку Дмитрия Шостаковича. Премьера спектакля состоится в 2015 году. Но в какой бы театр мира я ни приезжал как хореограф, для меня они всегда как отели. Пусть даже шикарные, пятизвездочные. А Киев — дом. Самое ужасное, что может случиться с художником, это когда он лишается своего дома. Я до последнего продолжаю верить, что такого не произойдет...