Украина

Николай Катеринчук: «В Германии строительство одного километра автобана стоит миллион евро. В Украине — восемь миллионов евро»

17:51 — 25 июня 2013 eye 4860

Шутка о том, что «вместе со снегом сошел и асфальт», из разряда юмора уже перекочевала в печальную констатацию факта.

А ведь вместе с пропавшим асфальтом в неизвестном направлении ушли и миллиарды бюджетных денег, которые были выделены на ремонт наших дорог. Впрочем, это обстоятельство далеко не всех удручает. Как говорится в известной пословице, «кому война, а кому — мать родна». Плохие дороги? Значит, можно опять начинать их ремонтировать. И на это снова будут требовать очередные миллиарды из государственной казны.

«Состояние дорог является показателем прозрачности использования государственных средств»

Об очередных успехах на фронте борьбы с украинским бездорожьем на днях в Верховной Раде отчитывался министр инфраструктуры Владимир Козак. Выступая перед народными избранниками, он сообщил, сколько дорог уже отремонтировано и когда отечественные трассы перестанут быть похожими на тренировочный полигон для бронетанковой техники. «Качество дорог является одним из главных приоритетов работы Министерства инфраструктуры и „Укравтодора“. Я хочу заверить, что те работы, которые ведутся по модернизации и капитальному строительству дорог, будут выполнены качественно и асфальтовое покрытие прослужит не один год. Ежедневно над ликвидацией ям на трассах страны работают до тысячи ремонтных бригад, задействованы 90 асфальтобетонных заводов и около 12 тысяч сотрудников дорожной отрасли», — отчитался Владимир Козак с трибуны парламента. И заверил: «Все необходимые средства для ремонта асфальтового покрытия трасс у нас есть. За один год сделать все будет трудно, но я уверен, что в скором времени у нас будут хорошие дороги». По гулу депутатского зала было ясно: парламентарии не разделяют оптимизма министра инфраструктуры. Ведь в рейтинге качества автодорог, который составили эксперты Всемирного экономического форума, Украина заняла 137-е место из 144, а наши автотрассы получили оценку в 2,3 балла из семи возможных.

— Заверения министра, что в нашей стране будут нормальные дороги, которые сейчас якобы активно ремонтируются, не выдерживают никакой критики. Чиновник так и не ответил на вопрос, почему у нас такое плохое дорожное покрытие и что нужно сделать, чтобы оно было нормальное, — прокомментировал «ФАКТАМ» выступление главы инфраструктурного ведомства народный депутат и лидер Европейской партии Украины Николай Катеринчук. — Собственно, Владимир Козак действительно не может дать ответ на эти вопросы. Ведь отвечающий за качество дорожного покрытия «Укравтодор» по сути никому не подчиняется. Они сами строят дороги, сами же их потом и ремонтируют, осваивая таким образом бюджетные средства. То есть эта организация, никому не подконтрольная, особенно в части использования бюджетных средств, является тройным монополистом.

По мнению Николая Катеринчука, именно бесконтрольность расходования денег из государственного бюджета приводит к тому, что украинские автотрассы пребывают в состоянии непрекращающегося ремонта.

— Львиная доля денег, выделяемых из госказны «Укравтодору», попросту разворовывается. Речь идет как минимум о 65 процентах средств. А на оставшиеся 35 пытаются создать видимость качественной укладки дорожного покрытия, — сетует парламентарий. — За последние годы на дорожные работы в той или иной форме было потрачено порядка 70 миллиардов гривен. В преддверии проведения в Украине Евро-2012 на эти цели выделили 24 миллиарда. И что мы видим? Завершился чемпионат, страна перезимовала, и асфальт сошел вместе со снегом. А сейчас опять нужны деньги, чтобы подлатать то, на что годом ранее ушли баснословные суммы. А ведь состояние дорог государства является показателем прозрачности использования государственных средств...

«Люди должны сами подтвердить качество дороги, которой они будут пользоваться»

— Отсутствие прозрачной процедуры проведения тендеров, а также выполнение всех технологических работ одним заказчиком делает работу «Укравтодора» абсолютно неэффективной. В Германии, которая известна своими качественными дорогами, строительство одного километра четырехполосного автобана стоит порядка миллиона евро, — напомнил Николай Катеринчук. — В Украине же на аналогичный участок дороги тратят восемь миллионов евро. Причем аналогичный — по длине, а не по качеству. Поэтому так называемый ямочный ремонт является не чем иным, как видимостью кропотливой работы.

При этом народный депутат подчеркивает, что ремонтируют в основном центральные трассы и межобластные дороги. А что делать жителям сел и райцентров?

— Если брать, например, мой округ в Винницкой области, то там в большинстве случаев нет не только асфальтированной дороги, но порой и грунтовки, — говорит он. — И почему чиновники молчат о том, что количество ежегодно погибающих на дорогах граждан уже приближается к количеству советских солдат, не вернувшихся из Афганистана? А потому, что эта жуткая статистика является в немалой мере следствием и качества дорог.

Парламентарий предложил свое видение решения болезненной «дорожной» проблемы:

— Я считаю, что государственная программа содержания и ремонта дорог может выглядеть так: у каждого исполкома местных советов должна быть своя система подрядчиков, которые занимаются дорогами, и именно местным властям следует определять условия тендеров. Но самое главное — местная община должна иметь полный контроль за качеством строящихся дорог. То есть построенную дорогу могут принимать в эксплуатацию только тогда, когда уполномоченный орган общины или другая подобная организация граждан, в пользовании которых находится ремонтируемый участок дороги, поставит свою подпись в акте приемки выполненных работ. Только сами люди должны подтвердить качество дороги, которую они будут эксплуатировать. Такая система позволит контролировать и качество наших дорог, и использование выделяемых для этого средств, — считает Николай Катеринчук.