Завтра открывается
Ровно пять лет на киевской студии «Интерфильм» шла работа над художественным фильмом о знаменитом режиссере Сергее Параджанове, снявшем «Тени забытых предков». Картина была завершена месяц назад, и уже 4 июля на кинофестивале в Карловых Варах состоится ее мировая премьера. Международный проект «Параджанов», который финансировался Украиной, Грузией, Арменией и Францией, будет сражаться за главный приз фестиваля в числе 12 других полнометражных картин. Съемочная группа практически в полном составе отправится в чешскую курортную столицу. Оператором фильма стал известный мастер Сергей Михальчук, режиссером монтажа — Александр Швец-младший. Идея фильма, сценарий, продюсирование и режиссура — дело рук режиссера-документалиста Елены Фетисовой.
— Еще зимой, во время Берлинского фестиваля, фильмом «Параджанов» заинтересовались представители кинофеста в Карловых Варах, — рассказывает режиссер Елена Фетисова. — В Европе уже многие знали о том, что я снимаю эту картину. Как продюсер и режиссер я работала над ней пять лет. Шучу, что именно столько прожила вместе с Сергеем Параджановым. Думаю, попасть в официальную конкурсную программу фестиваля в Карловых Варах — большой успех для картины. Это очень престижный киноконкурс с давними традициями и для зрителей, на которых рассчитана наша работа.
— Значит, мировая премьера «Параджанова» состоится именно в Карловых Варах?
— Да, она запланирована на 4 июля, 16.00. Планируется, что в Карловы Вары приедет делегация из Украины, поскольку основная финансовая и творческая часть картины из нашей страны.
— Уже можно озвучить бюджет фильма?
— Если быть предельно точным, то это 1 миллион 980 тысяч евро. Для столь масштабного проекта совершенно небольшая сумма. Но, будучи реалистом и опытным продюсером, я понимала, что на большие деньги рассчитывать мы не можем. 60 процентов бюджета ленты поступили из Украины (фильм поддержало Госкино Украины — 50 процентов — и частные инвесторы). Картина довольно долго шла к зрителю, хотя все относительно. В среднем по Европе фильмы до премьеры «проживают» по семь лет. Я долго писала сценарий, хотелось, чтобы он был настоящим. Вложить историю нашего героя в полтора часа экранного времени оказалось очень сложно. Особенно зная Параджанова...
— В Украине вы первый режиссер, рискнувший снять художественную картину о выдающемся режиссере.
— Идея родилась у меня много лет назад. Я выросла в семье кинематографистов и практически жила на Киностудии имени Довженко. Часто встречала в коридорах киностудии Сергея Иосифовича — странного смешного бородатого дядьку. Его образ засел у меня в голове. Однажды услышала, как родители шепотом на кухне обсуждали арест Сергея Параджанова. Я мало что поняла из их слов, запомнились лишь чувство страха и недоумения — зачем?! Став продюсером и режиссером, сняв много документальных картин, все время думала: почему никто не делает большое художественное кино о Параджанове? В конце концов в 2007 году я решилась сама осуществить подобный проект. 31 мая 2013 года производство фильма было полностью закончено, и я почувствовала себя совершенно счастливой.
— Исполнителя главной роли вы нашли аж во Франции.
— Это была одна из самых сложных задач, которую мы решали вместе с креативным продюсером фильма Романом Балаяном, которому я в самом начале проекта предлагала стать режиссером. Но он тогда ответил: «Лена, я вижу такую страсть в ваших глазах, вы обязательно должны снять этот фильм сами. А я помогу, чтобы вы не перемудрили». Кастинги на главную роль проходили в Украине, Грузии, Армении, искали даже в Голливуде. Однажды Роман Балаян предложил попробовать армянского актера Сержа Аведикяна, который живет во Франции. Серж прочитал сценарий, приехал в Киев на пробы, и мы утвердили его на роль Параджанова.
— Внешне он удивительно похож на режиссера.
— На самом деле внешнее сходство для меня не было определяющим. Я стремилась к созданию образа художника, который существует во Вселенной и живет не так, как все остальные. Категорически не хотела применять пластический грим. Поскольку Аведикян армянин, у них с Параджановым есть общие физиологические черты. К тому же он отрастил бороду, а мы вместе с художником по гриму Еленой Пазыч и художником по костюмам Ириной Гергель создали образ художника.
— Недавно в прессе появились комментарии Сержа Аведикяна, который называет себя ключевой фигурой в картине.
— Мне самой было очень неприятно такое прочесть. Пока шла работа над фильмом, мы были одной командой. А теперь в высказываниях Сержа Аведикяна осталось только слово «я». Он поступает непрофессионально, искажает реальность и нарушает договоренности. В соответствии с ними, равноценными сорежиссерами фильма являются Елена Фетисова и Серж Аведикян, а в титрах сорежиссеры указываются в одной строке в алфавитном порядке.
А предложила я ему стать сорежиссером в результате серьезного продюсерского компромисса. Когда мы утвердили исполнителя главной роли из Франции, возникла необходимость привлечь французское финансирование, но для этого недостаточно было участия только актера. По условиям предоставления финансирования во Франции, необходимо набрать определенное количество баллов. Большую их часть мы могли получить за сорежиссуру, а остальные баллы — за участие французского композитора Мишеля Карского, приглашение двух сомонтажеров (Александры Стросс из Франции, Александра Швеца-младшего из Украины) и проведение сведения звука во Франции. Вот почему Серж в итоге стал сорежиссером. Я не хочу и не буду умалять его вклад исполнителя главной роли и сорежиссера, но по факту он не может и не имеет права претендовать на роль ключевой фигуры в проекте. Тем более что основополагающая часть как творческой, так и технической группы фильма состояла из украинских кинематографистов самого высокого уровня и практически весь фильм был произведен именно в Украине. Это для всех очевидно...
— В общем, вы сами его породили...
— Что-то в этом роде...
— Картину уже видела вдова Сергея Параджанова Светлана Щербатюк?
— Как только я написала сценарий, тут же встретилась со Светланой Ивановной и рассказала об идее снять художественный фильм. Помню, она сказала: «Ой, Леночка, вы никогда не найдете денег на эту картину. Кому теперь нужен Параджанов?..» Я стояла на своем, и мы со вдовой и сыном Параджанова Суреном — наследниками его творчества — решили все юридические вопросы. Впервые увидев Аведикяна, Светлана Ивановна тут же воскликнула: «Он же не похож на Сергея!» А три недели назад я показала ей готовую картину. Щербатюк посмотрела ее дважды: русскоязычную и украиноязычную версии. Параджанова в украинском варианте озвучивал Богдан Бенюк (звукорежиссер Олег Кульчицкий). По правде говоря, этот вариант мне как режиссеру нравится больше. Закончив просмотр, Светлана Ивановна подняла на меня глаза, в которых стояли слезы, и сказала: «Похож». Кстати, ей очень понравилась исполнительница главной роли, игравшая, по сути, саму Щербатюк, актриса Юлия Пересильд. Несмотря на то, что Параджанов официально был разведен с женой, духовно они не расставались до конца его жизни.
— Что за история легла в основу сценария?
— Мне не хочется полностью раскрывать сюжет. События, описанные в сценарии, разворачиваются с того момента, как Сергей Параджанов начинает съемки «Теней забытых предков». А заканчивается картина 1989 годом, когда режиссер был впервые приглашен в Париж на показ фильмов грузинских кинематографистов. Мы затронули период протяженностью 25 лет, но в точности хронологию не соблюдали, потому что фильм художественный. В финале картины Параджанов остается жив, но... Знаете, я хочу, чтобы зритель, посмотрев фильм, ушел из зала со светлой грустью...
— Какая сцена далась вам сложнее всего?
— Тюремное заключение Сергея Иосифовича. Нужно было не просто снять ужасы тюрьмы, а создать атмосферу внутреннего мира героя, оказавшегося в неволе, как птица в клетке. Меня консультировали друзья Параджанова, навещавшие его в заключении. Пахана в тюрьме играет актер Владимир Беляев, которому и самому довелось отсидеть. Многое о жизни заключенных рассказал именно он.
Надо сказать, что в картине мы не снимали реальные вещи Сергея Параджанова. Оператор-постановщик Сергей Михальчук и художник-постановщик Владислав Рыжиков прекрасно воссоздали удивительный и неповторимый мир вещей, атмосферу, цвет и свет, в котором жил Параджанов. Мы сделали такой же дом, как и тот, в котором Параджанов жил в Тбилиси. Начали съемки с Грузии, потом были Франция, Украина. Кстати, тюрьму снимали в Западной Украине. А во время съемок эпизода в Грузии пришлось полностью воссоздать атмосферу съемочной площадки, когда Параджанов работал над лентой «Легенда о Сурамской крепости». Таким образом, там получился один из самых ярких эпизодов картины.
— Как вы обошли довольно тонкий момент обвинения Сергея Параджанова в гомосексуализме?
— Это обстоятельство было одним из самых чувствительных, учитывая, что о нем все знают. Что было, то было, из песни слов не выбросишь. Надеюсь, мне удалось решить столь деликатный вопрос тонко и без спекуляции. Роман Балаян часто присутствовал на съемках, помогая мне. Параджанов считал его своим учеником, они ссорились, мирились, но Роман Гургенович был один из немногих, кто помогал Сергею Иосифовичу всегда. Помню, как-то Балаян сказал: «Я настолько хорошо знаю Параджанова, что боюсь оказаться нечестным».
— Теперь вы о Параджанове знаете все?
— Конечно, нет. Параджанов — это Вселенная, а ее познать невозможно. Но я делала фильм с большой любовью к режиссеру, и, надеюсь, что это передастся зрителям.